Стиль детско-родительских отношений как фактор успеваемости подростков (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблем детско-родительских отношений и факторов успешности обучения подростков. 7

1.1.  Разработка проблемы детско-родительских отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2. Понятие и характеристика стилей детско-родительских отношений. 12

1.3. Влияние детско-родительских отношений на успешность учебной деятельности подростка. 22

Выводы по первой главе. 33

Глава 2. Экспериментальное исследование стилей детско-родительских отношений и взаимосвязи с успешностью обучения  в  подростковом возрасте. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Анализ результатов исследования. 40

2.3. Мероприятия по коррекции детско-родительских отношений с целью повышения успешности обучения подростков и анализ их эффективности. 57

Выводы по второй главе. 70

Заключение. 73

Список использованных  источников. 76

Приложения. 84

 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования. В подростковом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

В подростковый период формируются устойчивые способы поведения, а также личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов психологического преодоления трудностей. В формировании поведения и личностных качеств подростков существенную роль играют стиль воспитания родителей и детско-родительские отношения.

В семье закладываются стереотипы поведения, опираясь на которые человек в будущем будет взаимодействовать с другими и проблемы, возникающие   при этом, кроются, прежде всего, в специфике детско-родительских отношениях  [15].

Детско-родительские отношения влияют на отношения подростка к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой он занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.

В школьный период, особенно на его начальном этапе, учебная деятельность является одной из основных в жизни ребёнка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успеваемость школьника, во многом являются зависимыми от стиля взаимоотношений в семье.

Вот почему актуальна проблема выработки научного подхода к диагностике, прогнозированию и коррекции этих отношений.   Изучение подобных вопросов имеет отчетливую психопрофилактическую значимость, поскольку направлено на выявление факторов, способствующих повышению успеваемости в подростковом возрасте.

Целью исследования является изучение стиля детско-родительских отношений как фактора успеваемости подростков, в частности, исследование зависимости успеваемости подростков, учащихся общеобразовательной школы от стиля взаимоотношений их с родителями.

В качестве объекта исследования выступает успешность обучения подростков.

Предмет исследования – взаимосвязь обучения и стилей детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: успешность обучения подростков связана с гармоничностью стиля детско-родительских отношений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать опыт психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений и успешности обучения подростков.

2. На основе комплекса методик изучить стили детско-родительских отношений подростков и выявить их влияние на успеваемость.

3. Разработать Программу мероприятий по коррекции детско-родительских отношений.

Методологической основой исследования выступили: личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), где личность ученика рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в учебной деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности; системно-структурный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.И. Степанова); концепции индивидуальности (Б.Г. Ананьев).

Теоретическая основа исследования. Существует немало разносторонних и взаимодополняющих исследований влияния родителей на формирование личности ребенка и успешность его функционирования в социальной среде (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.).

В ходе исследования использованы разнообразные методы исследования: обзорно-аналитический; анализ документов; тестирование; количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования.

Для реализации цели экспериментального исследования (исследование детско-родительских отношений в семьях, нами были использованы следующие методики психодиагностики:

тест-опросник родительского отношения ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

тест «Кинетический рисунок семьи» - КРС (Р. Бэрнса, С. Кауфмана).

Новизна исследования: в работе представлен комплекс методик, с помощью которого выявлена взаимосвязь успеваемости и особенностей стиля детско-родительских отношений учащихся в подростковом возрасте, а также разработана программа коррекции детско-родительских отношений с целью повышения успеваемости школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что  результаты исследования, обнаружившие специфические показатели,
влияющие на успеваемость в целом, вносят новые элементы в личностно-деятельностный подход к оценке достижений учащихся.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками с целью повышения их успеваемости.

Опытно-экспериментальная база: в исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов МОУ Красногорской средней общеобразовательной школы №2, РМЭ в количестве 40 человек и их родители.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список использованных  источников

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Алёшина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: МПУ, 2008.
  3. Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи [Текст]  / А.И. Антонов// Молодая семья. - 2011.- Вып. 18.- С. 280.
  4. Аратюнян М. Легко ли быть родителями? (Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс) [Текст] / М. Арутунян, М. Земнов. - М., 2010. - 191 с.
  5. Архин Е.А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка [Текст] / Е.А. Архин // Семья и школа. - 2006. - № 8. - С.24-26.
  6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис...канд.психол.наук. АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии [Текст] / Т.В. Архиреева. - М., 2010. -19 с.
  7. Баздырев К.К. Единственный ребенок [Текст] / К.К. Баздырев. - М., 2008. – 202 с.
  8. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. [Текст] / Р.Т. Байярд, Д. Байярд – М., «Семья и школа», 1995. – 320 с.
  9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «Включенного конфликта»): Дис...канд.мед.наук [Текст] / Ю.В. Баскина. -М., 2008.- 169 с.
  10. Беличева С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 2004. - 129 с.
  11. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» [Текст] / Е. Бене // Семейная психология и семейная терапия. – 2009. - №2. – С. 14 – 41.
  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 2009. – 400с.
  13. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е.Д. Божович. -М.: Знание, 2007. - 139 с.
  14. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ...канд. психол.наук [Текст] / Е.В. Буренкова. — Пенза, 2009. — 205 с.
  15. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ...канд.психол.наук [Текст] / А.Я. Варга. -М.: МГУ, 2008. -25 с.
  16. Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: СПбУ, 2010. – 290 с.
  17. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  18. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» [Текст] / Я.И. Гилнский: под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 2008.-119 с.
  19. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2010. – 240с.
  20. Гордон Т. Р.Повышение родительской эффективности [Текст] / Т.Р. ГОрдон. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 2007. - 150 с.
  21. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи [Текст] / И.В. Гребенников. – М.: Знание, 2006. – 40с.
  22. Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение - 2010. -156 с.
  23. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей [Текст] / Т.А. Гурко// Социологические исследования. -2008.- № 3. -С. 84—85
  24. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская [Текст]. - СПб.: РГПУ, 2010. - 173 с.
  25. Джайнотт Х. Родители и дети [Текст] / Х. Джайнотт // Знание. – 2006. - №4. – С. 17 – 29.
  26. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни [Текст] / М.Н. Емельянова // Начальная школа плюс. – 2010. № 11. — С. 32 - 36.
  27. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: «КСП», 2009. - 160 с.
  28. Дугарова Э.Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на  складывающийся  тип  младшего  школьника.:  Автореф.  дис. ..канд.психол.наук [Текст] / Э.Г. Дугарова. - Иркутск, 2010. - 18 с.
  29. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я- концепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.Н. Евсеева. - Ниж. Новгород, 2010.- 212с.
  30. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С.59-68.
  31. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 160 с.
  32. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы [Текст] / О. Здравомыслова // Народное образование. - 2009.- №9.- С. 233-235
  33. Зиганов М.А. Родители и школа: как обеспечит качество образования и чувство комфорта [Текст] / М.А. Зиганова// Народное образование. - 2007. - №2. — С. 128 - 133.
  34. Ибука М. После трех уже поздно [Текст] / М. Ибука. - М.: РУССЛИТ, 2009. - 96 с.
  35. Ильясов, И.И. Структура процесса учения [Текст] / И.И. Ильясов. – М.: Издательство МГУ, 2006. – 120 с.
  36. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.М.Ледерс. [Текст] / Г.Л. Исурина. - М., 2009.
  37. Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье [Текст] / Л.А. Киреева, И.И. Мамайчук. - Л.: Ленингр.орг.об-ва «Знание» РФ, 2006. - 30 с.
  38. Клыпо О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис....канд.психол.наук [Текст] / О.В. Клыпо. - М., 2011.- 123 с.
  39. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2008. - № 1.- С.93.
  40. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988.- 208с.
  41. Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского  поведения и развитие трехлетнего ребенка [Текст] / К.П. Кован, Ф.А. Кован // Вопросы психологии - 2008. - № 4. - С. 110.
  42. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. ...канд.психол.наук [Текст] / Н.Т. Колесник. - М., 2009.-188с.
  43. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д.В. Колесов, И .Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 2008.- 80с.
  44. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломенский. — Минск: Изд-во БГУ, 2009.
  45. Кон, И.С. Открытие "я" [Текст] / И.С. Кон. М.: Знание, 1978. - 320 с.
  46. Копытин А.И. Подросток и его отношения с родителями [Электронный ресурс] / А.И. Копытин. — Режим доступа: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200207204 (Дата обращения 12.12.2011)
  47. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2009. -192 с.
  48. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г.Крайг.- СПб., Питер, 2000.- 992 с.
  49. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь [Текст] / Р. Кэмпбел. – М.: Знание, 2009. – 190 с.
  50. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков [Текст] / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2008. - 165 с.
  51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1975.-302 с.
  52. Лопатин А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи [Текст] / А. Лопатин // Сельская школа. - 2011. №3. — С. 67 - 74.
  53. Лидерс А.Г. Типология методик психологического обследования родительско-детских отношений в семье // Материалы конф. «Психологические проблемы современной Российской семьи» / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. В 2-х ч. Ч 2. [Текст] / А.Г. Лидерс. – М., 2003. — С. 154 - 157.
  54. Майерс Д. Социальная психология [Текст] /Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 2008. - 688 с.
  55. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. – СПб., 2010. – 150с.
  56. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010, – 256(376) с.
  57. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов //Вопросы психологии. - 2011. -№ 6. - С. 16.
  58. Навайтис Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Г. Навайтис. – М.-В., 2010. – 224с.
  59. Наков A. Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком // Мать, дитя, клиницист [Текст] / А. Наков. - М., 2009.- С.146-154.
  60. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2005. – 360 с.
  61. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М., 2003. – 319 с.
  62. Недвецкая М. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи [Текст] / М. Недведцкая // Начальная школа. - 2007. №1 — С. 21 - 29.
  63. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы [Текст] / П. Папп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2008.  – 288с.
  64. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. [Текст] – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  65. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт [Текст] / Н. Пезешкиан.- М., 2003. – 380с.
  66. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / А.В. Петровскийй. - М.: Знание, 2001.- 95с.
  67. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий [Текст] / К.К. Платонов.- М.:Высшая школа,  1981.-560 с.
  68. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. Кн.1 [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 230 с.
  69. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис» [Текст]. - М.: Генезис, 2007. - 288 с.
  70. Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... [Текст] / С. Попова// Первое сентября. - 2010. - № 87.4 декабря.- С. 4.
  71. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. [Текст] — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  72. Развод родителей снижает успеваемость ребёнка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hanka.ru/zori (Дата обращения 11.12.2011 г.)
  73. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. СПб., 2000.
  74. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в обл.практ.работы [Текст] / К. Роджерс. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. -462 с.
  75. Самоукина Н.В. Родители и дети [Текст] / Н.В. Самоукина // Прикладная психология. - 2010. - № 2.
  76. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – 208с.
  77. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001. – 350 с.
  78. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2010. - 96 с.
  79. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2007. - №3.
  80. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. [Текст]. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
  81. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2009. - 464 с.
  82. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики //Семья и формирование личности [Текст] / В.В. Столин. - М., 2009. - С.26-38.
  83. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542 с.
  84. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений [Текст] / В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2010.—160 с.
  85. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.
  86. Флейк-Хобсон К. Мир восходящему: развитие ребенка и его отношение к окружающим [Текст] / К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П.Скин. - М.:Центр общечеловеческих ценностей, 2008. - 511 с.
  87. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2009. – 160с.
  88. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук [Текст] / Е.В. Чумакова. - СПб, 2006. - 184 с.
  89. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.
  90. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития [Текст] / Д. Шеффер. – СПб., 2003. – 976 с.
  91. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Дис.... канд. пед. наук [Текст]/ С.Н. Щербакова. - М., 2008.-218 с.
  92. Эдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер,2009 (Серия «Мастера психологии»).
  93. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, Добряков И. В., Никольская И. М. – СПб., 2003. – 336 с.

Заказать диплом