Связь социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы с их индивидуальными особенностями (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исчледования связи социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы и их индивидуальных особенностей...................................... 9

1.1.   Психологические особенности личности военнослужащих... 9

1.2. Социально-психологические проблемы, возникающие у военнослужащих срочной службы.............................................................................. 17

1.3. Связь социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы с их индивидуальными особенностями............................................ 26

Выводы по первой главе................................................................. 35

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА и коррекция дезадаптации военнослужащих срочной службы................................... 37

2.1.  Организация и методы исследования..................................... 37

2.2. Результаты исследования связи социально-психологических проблем и индивидуальных особенностей военнослужащих срочной службы 42

2.3. Психокоррекционная и профилактическая работа по снижению дезадаптации военнослужащих срочной службы................................................. 53

Выводы по второй главе................................................................. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 67

список использованных источников.............................. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................... 76

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время практически во всех современных армиях призна­ется особая роль высокой морально-психологической готовности и спо­собности личного состава войск к защите национальных интересов и бе­зопасности государства. Без соответствующих личностных характеристики и эмоционального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросо­вестно исполнять свои служебные обязанности вряд ли можно ожидать ве­сомых результатов в реформировании современной Российской армии. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и бо­евой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценно­стей, личностной позиции, социально-эмоционального самочувствия — решающее усло­вие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.

Военнослужащий—одна из сравнительно немногих, для успеш­ного овладения которой требуется не только целый ряд специаль­ных знаний, умений и навыков, но и определенные черты характе­ра: высокая идейность, требовательность к себе, мужество, реши­тельность, самокритичность, инициативность, которые в значительной мере являются результатом профессиональной деятельности военного. Мужественная профессия вырабатывает адекватные ее осо­бенностям черты характера, личности в целом [10, с. 24].

Среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу. Проблема развития личности вооруженного защитника отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву, непосредственно к армейской среде. К сожалению, служба в армии давно перестала быть престижной, и резко ограничился контингент для призыва в вооруженные силы. Это заставляет военных максимально, из разных слоев общества призывать людей на службу, чтобы выполнить план по укомплектованию. План по призыву систематически не выполняется военкоматами. Не последнюю роль играют условия службы и взаимоотношения в воинских коллективах, которые сейчас остаются очень напряженными. Причем не только между солдатами и младшими командирами, но и между "срочниками" и высшим офицерским составом. Последние же вообще не удовлетворены своей службой из-за социальной незащищенности, денежного довольствия, а также из-за вопросов обеспечения жильем. Все это не создает моральной установки у офицеров, они не идут на службу с тем настроением, которое давало бы ему возможность самому полностью «выкладываться» и видеть отношения между своими военнослужащими, влиять на них.

Разнообразные поведенческие девиации военнослужащих могут быть рассмотрены как единый комплекс. Они относятся к разряду уголовно наказуемых деяний и имеют типичные (агрессивные, суицидальные, зависимые и т.д.) и профессионально специфические формы, к подобным формам относят самовольные оставления части и неуставные взаимоотношения военнослужащих [20].

Такие стрессовые факторы, как изменение образа жизни, бытового уклада и характера трудовой деятельности, смена привычных стереотипов поведения являются обязательными условиями несения воинской службы и неизбежно сказываются на состоянии психического и психологического здоровья, снижая эффективность социализации и уровень социализированности военнослужащих. Установлено, что в ответ на трудности службы у военнослужащих возникают переживания чувства неуверенности в своих силах, незащищенности, неопределенности, тревоги и потери опоры, которые проявляются в нарушениях воинской дисциплины, нервно-психических и психосоматических расстройствах, девиантном поведении.

На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди военнослужащих срочной службы. По мнению многих исследователей, это может быть обусловлено специфическими воздействиями многочисленных факторов служебного и социального стресса (резким изменением жизненного стереотипа, строгой регламентацией режима, высокими эмоциональными и физическими нагрузками), которые приводят к формированию данной патологии или декомпенсации ранее имевшихся расстройств. Наиболее часто в структуре невротических расстройств у военнослужащих срочной службы встречаются тревожные и депрессивные реакции, развивающиеся в рамках адаптации к особенностям армейской службы [14, с.3].

Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для разви­тия и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую.

Социально-психологические проблемы солдат срочной службы в армии рассматривались многими авторами. Например, ситуационные реакции дезадаптации у военнослужащих срочной службы рассматривали Уразов С.Х., Доровских И.В. Работы Гичун В.С., Банникова К.Л., Астапова Ю.Н., Роботкина О.С., Палатова С.Ю. были посвящены проблемам невротических расстройств у военнослужащих срочной службы. Однако указанные авторы посвятили свои исследования в большей мере негативной дезадаптации и ее проявлениям. В то же время наблюдается определенный дефицит исследований, посвященных изучению  взаимосвязи социально-психологических проблем, ведущими к дезадаптации и индивидуальными особенностями военнослужащих срочной службы, что и определило выбор темы исследования: «Связь социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы с их индивидуальными особенностями».

Объект исследования - социально-психологические проблемы военнослужащих срочной службы.

Предмет исследования – индивидуальные особенности военнослужащих срочной службы.

Цель исследования – изучить связь социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы с их индивидуальными особенностями.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Провести диагностические исследования индивидуальных особенностей и социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы и выявить их связь.

3. Предложить мероприятия коррекционной работы по устранению социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует связь между возникновением социально-психологических проблем военнослужащих срочной службы и их индивидуальными особенностями: социально-психологические проблемы испытывают военнослужащие срочной службы с высоким уровнем тревожности, агрессивности, ригидности, фрустрации, одиночества и низким социометрическим статусом в группе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Ф.Б. Березиной теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии;

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

методика Айзенка по исследованию психических состояний;

методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного ощущения одиночества;

методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний;

методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса военнослужащего.

Опытно—экспериментальная база: 40 военнослужащих срочной службы, 2-го дивизиона в/ч  05203, расположенной на территории г.Йошкар-Ола – молодых людей в возрасте 18-20 лет.

Новизна исследования состоит в том, что на основе специально подобранного комплекса методик  изучено нервно-психическое состояние (тревожность, нервно-психическое напряжение, агрессивность, ригидность, фрустрация), статусное положение в группе военнослужащих срочной службы, представлена сравни­тельная характеристика этих состояний у данной выборки, выявлена связь между социально-психологическими проблемами военнослужащих срочной службы, ведущими к дезадаптации и их индивидуальными особенностями. Кроме того, с учетом данных экспериментально-психологического исследования предложена психокоррекционная программа для устранения психологических проблем, ведущих к дезадаптации военнослужащих срочной службы, направленная на оптимизацию нервно-психического состоя­ния, развитие коммуникативных навыков, адаптивных способностей и т. д.

Практическая значимость работы определяется реальны­ми возможностями использования ее результатов. Разработана мо­дель деятельности психолога, направленная на психологическое сопровождение молодых военнослужащих в контексте про­филактики и коррекции дезадаптации. Наиболее оптимальным видом психокоррекции выступает каузальная психокоррекция, в основе которой лежит интегративная модель патогенетической психотерапии, включающей в себя элементы аутотренинга, самогипноза, гештальт-терапии, рационально-эмотивной тера­пии, когнитивной, поведенческой терапии. Программа направлена не только на устранение симптоматических комплексов, но и на выявление причин, их порождающих; на изменение установок отношений к той или иной психотравмирующей ситуации; развитие адаптивных способностей.

Структура работы. В настоящем варианте дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение и приложения, списка использованных источников.

Список использованных источников

Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. Екатерин­бург, 2005.- 227 с.

  1. Азаров, В.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих / В.М. Азаров, С.М. Бурда //Военная мысль.-2007.-№3-С.-34-48
  2. Александровский, Ю.А. Начальные проявления невротических рас­стройств / Ю.А. Александровский // Клиническая медицина. - 2008. - № 9. - С. 58-64.
  3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 2006. - 272 с.
  4. Амбурова, А.Г. Невропатологические ситуационные реакции в суицидальной практике// Научные и организационные проблемы суицидологи / А.Г. Амбурова.- М., 2003.
  5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека / Ф.Б. Березин . - Л.: Наука, 2008. - 270 с.
  6. Брязгунов, И. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача / И. Брязгунов // Наука, 2009.-  № 58.
  7. Вассерман, Л.И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева / Л. И. Вассерман, М.А. Беребин, Н. И.Косенков. – М., 2004, № 3, С.16-25.
  8. Вейн, А.М. Неврозы и вегетативные нарушения. / А.М. Вейн, И.В. Родштат // Журн. высш. нервн. деят. - 2007. -Т.27, вып. 2. - С. 385.

10. Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф.Кулакова.-М: Совершенство, 2008.- 384 с.

11. Воробьев, В.М. О профилактике и терапии на­рушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской пси­хологии им. В. М. Бехтерева / В.М. Воробьев, Н.Л. Коновалова. - 2003. - № 1. - С. 71 -72.

12. Воробьёв, В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева / В.М. Воробьёв. - 2003. -№ 2. - С.33-39.

13. Воронин, А.Н. Социально-психологический тре­нинг как метод исследования личностных особенностей / А.Н. Воронин, Н.А.Габриелян // Психологическое обозрение. - 2006. - № 2 (3). - С. 37-40.

14. Егоров, Р.С. Расстройства адаптации у военнослужащих срочной службы. Автореф. дисс.канд.мед.наук /Р.С. Егоров. – Оренбург, 2007.- 25 с.

15. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 2006.-286 с.

16. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. — М.: Моск. кадровый центр, 2008. - 32 с.

17. Исурина, Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. // Методы психологической диагностики в клинике /Г.Л. Исурина. - Л., 1963. - С. 231-354.

18. Демкин, В.Г. Деятельность командиров подразделе­ния по предотвращению самоубийства / В.Г. Демкин, С.П.Свистунов. - СПб, НВМУ, 2006. - 20 с.

19. Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека / В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. - Неб: Наука, 2008.-148 с.

20. Кимберг, А.И. Воинская служба как этап жизни: психологические аспекты.  Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии». 01 августа 2011 г. / А.И. Кимберг, М.И. Бондаренко // http://sibac.info

21. Косицкий, Г.И.. Нервная система и стресс / Г. И. Косицкий, В.М. Смирнов. - М.: Наука, 2000.-200 с.

22. Лаптев, Л.Г. Воинский труд: наука, искусство, призвание / Л.Г. Лаптев, Р.В. Маркитан, А.Е.Саркисян. - М.:ИТАР-ТАСС, 2008.- 397 с.

23. Лебедев, В.И. Этапы психической адаптации в измененных услови­ях существования / В.И. Лебедев. // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. - 50-59.

24. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

  1. 25. Маклаков, А. Психология и педагогика. Военная психология: учеб. для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

26. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал.- 2010.- Т.22.-  №1.

27. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. / А.Г. Маклаков. - Спб., 2006 .-21 с.

28. Медведев, В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптацион­ного процесса. / В.И. Медведев. - Л.: Наука, 2004. - С. 3-16.

29. Нальчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии) / А.А. Нальчаджан. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 2008. - 263 с.

30. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения /Т.А. Немчин. — Л., 2003.

31. Огороднов, Л. Синдром посстравматического стресса / Л. Огороднов // Боевое братство.- 2002. - №3. - С.61-62

32. Постовалова, Г.И. О факторах, определяющих адаптационную спо­собность человека. // Психологические и социально-психологические особенно­сти адаптации студентов / Г.И. Постовалова. - Ереван, 2003. - С. 17-42.

33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 2008. - 672 с. - С. 312.

34. Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния человека. / А.О. Прохоров // Мир психологии. - 2008. - № 2 (14). - С. 35-40.

35. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С. Прутченков — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с. (Серия «Практическая психология»).

36. Рабочая книга войскового психолога. М.:МО РФ, 2005.-332 с.

37. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн.- СПб.: СПбУ, 1999.-720 с.

38. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. / Г.С. Салливан. — СПб.: Ювента, М.: КСП+, 2009.-119 с.

39. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.А.Ядова. - М.:Профтехобразование, 2010.-264 с.

40. Семке, В.Я. Пограничные состояния и психическое здоровье / В.Я. Семке, Б.С.Положий. - Томск: Изд-во томского ун-та, 2009. - 209 с.

41. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоциональные аспекты / П.В. Симонов. - М.:Наука, 2005.-430 с.

42. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин.- Казань: Изд-во КУ, 2002.-289 с.

43. Соколова, Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях лично­сти. / Е.Т. Соколова. - М.: МГУ, 2009. - 125 с.

44. Сорокина, М.Д. Методические подходы к ис­следованию тревоги. // Методики диагностики психических состояний и анали­за деятельности человека / М.Д. Сорокина, Н.Л. Хачатурьянц. - М.: Изд. Ин-та психологии РАН, 2004. - 208 с.

45. Смирнов, И. Психотехнологии / И. Смирнов, Е. Безносюк, А. Журавлев. - М.: Прогресс, 2006. - С. 235-242.

46. Спицин, А.П. Индивидуальные осо­бенности устойчивости к эмоциональному стрессу. // Материалы VIII Между­народного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». / Под ред. Агаджаняна Н. А. / А.П. Спицин, Н.Ф. Камакин, А.В.Дуркин. - М.: Изд. РУДН, 2008. - 510 с.

47. Ташлыков, В.А. Современные тенденции развития методов кратко­срочной психотерапии // Теоретические прикладные аспекты физиологии и психологии в психиатрии / В.А. Ташлыков.- Владивосток., 2005. - С. 210-213.

48. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков. — М.: Медицина, 2007. - 304 с.

49. Фанталова, Е.Б. Об одном методичес­ком подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е.Б. Фанталова.// Психологический журнал. – 2002. -Т. 13. №1. - С. 107-117

50. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности //Хорни К. Собр. Соч. В 3 т. - М.: Смысл, 2007.-330 с.

Заказать диплом