Технологии приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста (курсовая работа)

Содержание

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста......... 7

1.1. Физиологический портрет здорового дошкольника................................ 7

1.2. Воспитание здорового ребенка............................................................... 12

1.3. Здоровый образ семьи............................................................................ 16

Глава 2. Технология организации оздоровительной работы в ДОУ................ 20

2.1. Принципы оздоровительной работы в дошкольном учреждении......... 20

2.2. Цели и задачи........................................................................................... 25

2.3 Оздоровительные задачи......................................................................... 31

2.4. Формы проведения оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении  34

Глава 3. Технология формирования здорового образа жизни дошкольника.. 42

3.1. Анализ оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения    42

3.2. Рекомендации по  приобщению  дошкольников к здоровому образу жизни         46

Заключение......................................................................................................... 60

Литература......................................................................................................... 62

Приложения....................................................................................................... 65

Введение

Актуальность. Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая и экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения Росси, главным образом детского.

Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными уси­лиями педагогов, медицинских работников и родителей.

В последние годы многое сделано в этом направлении отделами народного образования.

Существенно изменился подход к организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми в дошкольных учреждениях.

Обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Все это ведет к утрате укорененных в движении потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не уменьшающемуся даже несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху автоматически не приведет и расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

Необходим  кардинальный  пересмотр существующих методов физического воспитания ребят в дошкольных учреждениях.

Проблеме оздоровления детей придавали большое значение физилоги А. А. Ухтомский и Н. А. Бернштейн, психологи А. В. Запорожец и В. П. Зинченко, педагоги П. С. Лесгафт, философа Э. В. Ильенков, педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский и др. При этом был рационально и критически переосмыслен опыт нетрадиционных практик развития движений и оздоровления, которые возникли и оформились в истории человеческой культуры (в частности, восточных психотехник).

Мы исходим из представлений о ребенке как целостном  духовно-телесном организме — средоточии, посреднике и преобразователе значимых для него природно и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности (конечно, на доступном дошкольнику уровне). А это предполагает выработку у него отношения к собственной духовно-телесной организации как к зеркалу, точнее, как к своеобразной «голограмме» Мира. Воздействуя на эту «голограмму» в игре, ребенок сможет реально гармонизировать свои отношения с действительностью (в самом широком смысле слова).

Как показали  экспериментальные исследования, подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и т. п.

Развивающая двигательно-игровая деятельность носит ярко выраженный творческий характер. Общая цель работы по программно-методическим материалам состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностями достижение поставленной цели обеспечение двигательного воображения и осмысленной моторики.

Объектом исследования является – здоровый образ жизни дошкольников.

Предметом – оздоровительная работа с дошкольниками.

Целью нашей работы является изучение технологии приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

Исходя из этого задачами нашего исследования являются:

- изучение анатомофизиологических особенностей детей дошкольного возраста;

- раскрыть понятия здорового образа жизни детей-дошкольников;

- сделать анализ оздоровительной педагогики в дошкольных учреждениях;

- наблюдение за детьми в социуме и открытой среде;

- разработать программу оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую базу нашего исследования составляют труды отечественных педагогов, психологов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что создание условий в дошкольном учреждении, условия микросоциальной среды ребенка и целостная, систематическая деятельность педагога создает благоприятное воздействие на здоровье ребенка и приобщает его к здоровому образу жизни.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения №2 г. Нижневартовска с детьми подготовительной группы в количестве 15 человек.

Практическая значимость заключается в том, что в работе собран большой практический материал, используемый как на занятиях по физической культуре, так и  других занятиях, а также в свободной деятельности ребенка-дошкольника.

Новизна исследования состоит в том, что сделан анализ оздоровительных программ, применяемых в дошкольных учреждениях, включен интересный нетрадиционный материал оздоровления дошкольников.

 

Заказать курсовую