Технология преодоления страха и тревожности у детей дошкольного возраста (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты исследования технологий преодоления страха и ТРЕВОЖНОСТИ у дошкольников... 9

1.1. Характеристика детских страхов и тревожности как социально-психологического явления................................................................................................................. 9

1.2. Проявление тревожности и страхов в дошкольном возрасте............. 25

1.3. Особенности технологий преодоления страха и тревожности в дошкольном возрасте.............................................................................................................. 43

ГЛАВА 2. Особенности технологий преодоления ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ и страхов..................................................................... 60

2.1. Методы исследования тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................................. 60

2.2.  Игровые технологии преодоления страхов и тревожности в дошкольном возрасте............................................................................................................................ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 92

Литература.......................................................................................... 96

Приложения..................................................................................... 100

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Здоровье подрастающего поколения является од­ной из фундаментальных проблем современного общества. О социальной значимости проблемы свидетельствует совместный приказ Министерства здравоохранения и Мини­стерства образования Российской Федерации от 30.06.92г. № 186/272 о физических и физиологических критериях здоровья. Здоровье исследуется специалистами из разных областей науки (Н.М.Амосов,[1] Г.Л.Апанасенко,[2] И.И.Брехман,[3] В.П.Петленко[4]).

Уставом Всемирной Организации Здравоохранения в дефиницию здоровья вклю­чены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье». В настоящее время пристальное внимание уделяется исследованию «психологи­ческого здоровья» (О.С.Васильева,[5] И.В.Дубровина [6]). Объектом исследо­вания в последние годы стало также и «социальное здоровье» (Ю.П.Сайко[7])

Поддержание и сохранение здоровья детей и подростков диктуется значительным ухудшением состояния здоровья несовершеннолетних, что осложняет воспитательно-образовательный процесс и снижает качество обучения ( В,Н.Касаткин [8], Ф.Ф.Харисов, Е.Е.Чепурных, С.М.Чечельницкая [9]).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В.Брушлинский,[10] Б.Ф.Ломов[11], А.В.Петровский [12]и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности.

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы сохранения психического и психологического здоровья подрастающего поколения, а следовательно, и разработку технологии преодоления негативных эмоциональных переживаний (Л.М.Аболин,[13] П.К.Анохин,[14] Л.С.Выготский,[15] Б.А.Вяткин[16], Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу,[17] К.К.Платонов[18] и др.).

В последние годы все чаще и чаще нам приходится слышать жалобы родителей на определенные трудности в воспитании современных детей. Родители и воспитатели детских дошкольных учреждений жалуются, что их дети бывают раздражены, у них появляются беспричинные страхи.

Детские страхи, если вовремя не обратить на них внимание, чреваты серьезными последствиями. Например, устойчивые страхи приводят к появлению нежелательных черт характера. Задача воспитателя  и родителей — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. - возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания. Тем более опасна тревожность для дошкольного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Эти и другие негативные последствия детских страхов и состояний тревожности дают нам право говорить об актуальности проблемы технологии преодоления детских страхов и тревожности.

Большинство специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе обра­зования, приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей с системы здравоохранения на систему образования. Однако анализ состояния современных подходов к оздоровлению подрастающего поколения в сфере образования позволил выявить ряд противоречий.

Следует отметить, что весьма важные, обобщенно выраженные в методологиче­ском отношении достижения отечественной психологии, например, в принципах: единст­ва интеллектуальных, эмоциональных и телесных проявлений (компонентов) деятель­ности; о регулирующем и дезорганизующем влиянии эмоций на поведение и деятель­ность человека не нашли еще достаточного воплощения в концепциях, которые бы от­ражали психологическую структуру эмоциональной активности человека по обеспечению своего психосоматического здоровья, а также и существующее противо­речие между потребностью общества в обеспечении здорового образа жизни людей и недостаточной разработанностью в педагогике и педагогической психологии коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих этот процесс.

В связи с этим следует отметить, что далеко не все стороны проблемы страхов и тревожного поведения у дошкольников изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования – «Технология преодоления страха и тревожности у детей дошкольного возраста».

Объектом исследования являются особенности проявления страхов и тревожного поведения  у дошкольников.

Предмет исследования: технология преодоления страхов и тревож­ности в дошкольном возрасте.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса технологии преодоления страхов и тревожности в дошкольном возрасте.

Проблема исследования – какие средства могут служить преодолением страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

На основании вышеизложенного  задачами данной дипломной работы являются:

1) провести теоретический анализ источников по проблеме эмоциональной стороны личности ребенка;

2) провести психодиагностику особенностей состояния страха и тревожности у дошкольников;

3) создать технологию преодоления страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: применение специальной технологии преодоления страхов и тревожности позволит дошкольникам успешнее справляться с этими негативными эмоциональными переживаниями.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики. Проблема нарушений поведения у детей в связи с появлением ситуации страхов и тревожности привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А.[19], Захаров А.И.[20], Маралов В.Т.,[21] Дубровина И.В.[22], Божович Е.Д.,[23], Бреслав Г.М.[24], Савина Е., Шапина Н.[25],   Репина Т.А. [26] и др.).

Методологической базой являются принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев,[27] П.К.Анохин,[28] А.Н.Леонтьев,[29] Б.Ф.Ломов[30]), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,[31] Д.Б.Эльконин[32]) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта. Кроме этого, работа осно­вана на теории игры (А.В.Запорожец, [33] Д.Б.Эльконин ,[34] Н.П.Аникеева [35]).

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, медицине, наблюдение за детьми; психолого-педагогический эксперимент; беседы с детьми и родителями.

Для определения состояния детской тревожности и страха были использованы следующие методики: рисование страха (Захаров А.И.), список страхов (Рогов Е.И.), методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова).

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 5 лет детского сада №44 в количестве 30 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определена и экспериментально обоснована технология преодоления страха и тревожности на основе комплексных занятий с использованием игры и детского творчества.

Практическая значимость работы состоит в разработке и опытной проверке технологии преодоления тревожности и страхов с использованием игры и детского творчества у детей дошкольного возраста, которая может быть использована в практике работы в дошкольных учреждениях и в семье.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

 


[1] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье - М.: Физкультура и спорт, 1987.-102 с.

[2] Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993.-239 с.

[3] Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.:Дрофа, 1990.-127 с.

[4] Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Дрофа, 1998. -  124 с.

[5] Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 1999.- №2.-С.26-29; Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 352 с.

[6] Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья.// Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.

[7] Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.

[8] Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе.   /   Школа здоровья. 1998, №2.

[9] Харисов Ф.Ф., Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М. "Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. Казань: Хэтер, 1998.

[10] Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.

 

[11] Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

[12] Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии, № 1. -1981. - С. 57 - 66.

[13] Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.- 261 с.

[14] Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем /Сб.: Принципы системной организации. - М.: Наука, 1973. - С. 28 - 41.

[15] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.

[16] Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека //Природа психического: Сб. тез. докл. республ. теор. конф. -Пермь: 1994 - С. 63- 66.

[17] Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.

[18] Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. —Пермь:Пермское изд-во, 1978.- вып. 2.-С.43-39

 

[19] Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

[20] Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.; Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

[21] Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

[22] Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

[23] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

[24] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

[25] Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

[26] Репина Т.А. от трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.; Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

[27] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.

[28] Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем /Сб.: Принципы системной организации. - М.: Наука, 1973. - С. 28 - 41.

[29] Леонтьев  А.Н.   Категория   деятельности   в  современной   психологии//Вопросы психологии. – 1979.- №3. -С. 13

[30] Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

[31] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . - М.: Учпедгиз, 1946. -704с.

[32] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - С.278.

[33] Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.— До­школьное воспитание, 1965, №  10, с. 72—79.

[34] Эльконин Д. Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978.-340 с.

[35] Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

Литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.- 261 с.
  2. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье - М.: Физкультура и спорт, 1987.-102 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
  6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем /Сб.: Принципы системной организации. - М.: Наука, 1973. – 288 с.
  7. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993.-239 с.
  8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. Л., 1988
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.:Дрофа, 1990.-127 с.

12. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 1999.- №2.-С.26-29

13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 352 с.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Знание.- 1984.- 331 с.

15. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

16. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

17. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.

18. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека //Природа психического: Сб. тез. докл. республ. теор. конф. -Пермь: 1994 - С. 63- 66.

19. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.

20. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка// Семья и школа 1997.-№8.-С.9-11

21. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.

22. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Мысль.-1991.- 280 с.

23. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.:Педагогика.-1986.-190 с.

24. Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья.// Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.

25. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

26. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.— До­школьное воспитание, 1965, №  10, с. 72—79.

27. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966

28. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

30. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172// Народное образование 2000.- № 3.- С.257-267

31. Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе.   /   Школа здоровья. 1998, №2.

32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

33. Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

34. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

35. Леонтьев  А.Н.   Категория   деятельности   в  современной   психологии//Вопросы психологии. – 1979.- №3. -С. 13

36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 326 с.

37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.

38. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1950

39. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

  1. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.:Международная пед.академия.-1994.-368 с.
  2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
  3. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.
  5. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 650 с.
  6. Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание СПб., 1908.
  7. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Дрофа, 1998. -  124 с.
  8. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии, № 1. -1981. - С. 57 - 66.
  9. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. —Пермь:Пермское изд-во, 1978.- вып. 2.-С.43-39
  10. Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппен­рейтер. М.: МГУ.-1993.- 240 с.
  11. Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.
  12. Ремизова Г.И. Тревожные дети. М.:Владос.-2001.-202 с.
  13. Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.
  14. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . - М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  16. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  17. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.
  18. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.
  19. Свядощ А. М. Неврозы.— М., 1982.- 368 с.
  20. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоцилнальные аспекты. М.:Наука.-1975.
  21. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Психология эмоций. - М., 1981.
  22. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
  23. Харисов Ф.Ф., Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М. "Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. Казань: Хэтер, 1998.
  24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978.-340 с.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  26. Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.
  27. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать диплом