Теоретические подходы к построению деятельности социального работника  в пенитенциарной системе (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РФ 8. 7

1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы.. 7

1.2. Особенности отбывания наказания и личности осужденных в колонии строгого режима в Республике Марий Эл. 9

2. Теоретические подходы к построению деятельности социльного работника в пенитенциарной системе. 18

2.1. Принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной системе  18

2.2. Функции и методы социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ   22

2.3. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе. 29

3. Разработка коррекционной  программы для  осужденных.. 37

Заключение. 42

Литература.. 44

Приложения.. 46

Введение

В настоящее время в исправительных колониях содержится около 775 тыс. осужденных, каждый пятый из них осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый - за разбой, грабеж или изнасилование. Около 63% судимы неоднократно.[12]

Выявление эффективных путей исправления личности в условиях лишения свободы, необходимость снижения рецидивной преступности делают проблему исправления личности приоритетной в любом государстве современного мирового сообщества, так как одним из основных направлений государственной деятельности является обеспечение безопасности граждан, их основных прав и законных интересов.

Несмотря на наличие ряда государственных документов, ситуация не меняется, так как деятельность исправительных учреждений в области воспитательной работы с осужденными не в полной мере соответствует современным требованиям нового уголовно-исполнительного законодательства.

Для эффективной борьбы с преступностью большое значение имеет достижение целей уголовного наказания в виде лишения свободы, исправления осужденных впервые, предупреждения совершения ими новых преступлений.[14]

Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе разработаны в недостаточной степени. В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в литературе по смежным дисциплинам.

Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням изменений личности правонарушителя и его характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвящённых проблеме делинквентности (М.А. Алемаскин, Ю.М. Антонян, С.Д. Арзуманян, К.Б. Игошев, Н.П. Крейдун, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, А.А. Реан, А.И. Ушатиков, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов и др.).

Проблемам развития пенитенциарных систем в России и за рубежом посвящены работы Г.А. Аванесова, М.Н. Гернета, М.Г. Деткова, М.М. Исаева, С.В. Познышева и др.

Вопросами воспитательного воздействия в условиях лишения свободы занимались И.М. Агаев, В.М. Алиев, Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, В.П. Артамонов, З.А. Астемиров, А.В. Пищелко и др., вопросы организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе рассмотрены в трудах Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Гербеева, В.И. Горобцова, М.Г. Деткова, В.А. Блеонского, А.С. Макаренко, А.Л. Ременсона, Е.Г. Самовичева, А.В. Хребтова, А.В. Шамися и др.

Различные аспекты профессиональной деятельности социальных работников, организации и перспективы развития социальных служб исследованы отечественными и зарубежными психологами и педагогами (Ж. Джемсоу, К. Отте, Ш. Рамон, С.А. Беличева, М.А. Галагузова, В.И. Жуков, М.В. Фирсов и др.); социологами (А.И. Ляшенко, Н.А. Горбунова, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелев).

Несмотря на наличие работ по исправлению осужденных, деятельность социального работника в местах лишения свободы исследована далеко не полностью.

В целом специальная литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на сегодняшний день в отечественной науке практически отсутствует. И если в нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о пенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь в разделах описывающих формы девиантного поведения. И касаются они, в основном, вопросов деятельности социальных работников только по отношению к несовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учреждений ориентирующихся именно на этот контингент осужденных.

Таким образом, социальные потребности общества в реабилитации осужденных, отсутствие обобщенного опыта подобной работы с отбывающими наказание в местах лишения свободы определили тему исследования «Теоретические подходы к построению деятельности социального работника  в пенитенциарной системе».

Проблема: Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.

Объект: Пенитенциарная система Российской Федерации.

Предмет: Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.

Цель: Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ

Задачи:

1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

2) Проанализировать основные направления деятельности и социального работника в пенитенциарной системе РФ.

3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ на примере ИК-6 в РМЭ.

4) Предложить коррекционную программы  для работы с осужденными.

Гипотеза: Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

Теоретико-методологическую основу профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях составили труды ученых-пенитенциологов (Ю.В. Антонян, В.В. Артамонова, В.В. Лебедева и др.), работы Ю.А. Алферова, С.А. Ветошкина, Л. И. Беляевой, А.С. Макаренко, Е.Я. Тищенко и др. по воспитанию осужденных в ИК, законодательные и нормативные акты: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2010 года и др.

Научная новизна исследования: обосновано, что социально-педагогической деятельность социального работника направлена на помощь осужденному в преодолении кризисных явлений, на формирование у него социально значимых жизненных планов, возрождение самоуважения и веры в свои силы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике социальной работы с осужденными.

Литература

1.                Конституция Российской Федерации 1993 г.: Принята 12 декабря 1993 г..-М.: Юрид. литер., 1994

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// СЗ РФ.-1996.- N 25.- Ст. 2954
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 08.01.1997 N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. №2, Ст.198
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ  от 12.11.2001 г. №14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»// Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.- N 1
  4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 262 от 30 декабря 2005 года «Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
  5. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ МВД РФ, 2006. - 87с.
  6. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, 2003.- 125 с.
  7. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 2004.- 205 с.
  8. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа, 2007. – 168 с.
  9. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. – М: Сварогъ., 1995. – 398с.
  10. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. - М.:Норма, 2004.- 176 с
  11. Деятельность пенитенциарной системы//Российская юстиция.-2007.-№6.-С.77
  12. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов, - М.; Юристъ, 2006. - 631с.
  13. Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность. – М.: Изд-во “Наука”, 1998. - 172 с.
  14. Исаева С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях. М., 2006.- 220 с.
  15. Качурин Д.В. Общие начала назначения наказания//Российский судья.-2002.-N 8
  16. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ Под общ. Ред. О.О.Миронова. М.:ИД Юриспруденция.-2003.-496 с.
  17. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ Под ред. А.И. Зубкова. М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.-369 с.
  18. Краткий анализ состояния преступности в 2006 г.//Российская юстиция.-2007.-№1
  19. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. – М.:Изд-во “БЕК”, 1998. – 566с.
  20. Кудрявцев Г. С. Содержание формы и методы криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 81с.
  21. Малых В. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты / В. Малых. - М.: Союз, 2000.- 60 с.
  22. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным / Отв. Ред. И. Зайцев. М.: Права человека, 2008.-155 с.
  23. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.
  24. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.:Владос, 2000.- 240 с.
  25. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А. А. Игнатьева., М.: Новый юрист, - 1997. – 304с.
  26. Чернышкова М.,  Бовин Б. Распространенность и криминогенность психических аномалий у осужденных, поступающих в исправительные учреждения// Ведомости уголовно-исполнительной системы.- - 2004.-№4
  27. Шнайдер Г. Й. Криминология. – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. - 02 с., С. 101.

Заказать курсовую