Творческое саморазвитие детей младшего школьного возраста на уроках технологии (диплом)

Содержание

Введение. 3

1.    теоретические исследования творческого саморазвития младшего школьника в процессе изучения образовательной области «Технология». 7

1.1. Проблема творчества в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2. Понятие и виды способностей. Этапы и механизмы формирования творческих способностей в детском возрасте. 19

1.3. Особенности творческого саморазвития в младшем школьном возрасте в процессе изучения образовательной области «Технология». 26

Глава 2. диагностика творческих способностей и мероприятия по творческому саморазвитию детей младшего школьного возраста в процессе изучения образовательной области «Технология». 39

2.1. Исследование творческих способностей младших школьников. 39

2.2. Мероприятия по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. 47

2.3. Анализ динамики творческого саморазвития младших школьников. 74

Предложения и рекомендации. 77

Заключение. 84

Список литературы.. 88

Приложения.. 93

Введение

 

Человеческая уникальность, неповторимость, индивиду­альность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления — готовность к самоиз­менению. Творчество — это привнесение в мир чего-то ново­го. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а сле­довательно, появление в мире каждой человеческой индиви­дуальности — это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности — это и есть творческий акт.

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к творческому саморазвитию.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).

Каждый человек уникален и неповторим; он неповторим в своем отношении к тому, что нас окружает. Это отношение дается человеку в эмоциональном переживании. Поэтому раз­витие творческого потенциала личности осуществляется через ее эмоциональную сферу.

Актуальность изучения творческого саморазвития и творческих способностей школьников определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

Кроме того, проблема способностей, их диагностики и развития все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов.

Начало экспериментального исследования психических способностей по традиции связывают с именем Ф.Гальтона. Можно сказать, что в его исследованиях уже в конце XIX в. определилась основная проблематика психологии способностей и основные методы их исследования, а именно:

1) наследственная детерминация способностей, в частности таланта, и связанная с ней проблема физиологических коррелятов способностей человека;

2) развитие способностей, взаимодействие средовых, в частности социальных, детерминант и задатков в ходе развития, здесь же следует указать на проблему отношения обучения и развития способностей;

3) структура психических способностей человека, их связей с другими свойствами психики;

4) соотношение способностей с деятельностью, что непосредственно связано с проблемой развития способностей в индивидуальной деятельности;

5) диагностика способностей.

Конечно, вся область исследований отнюдь не исчерпывается этим перечнем, но эти проблемы являются основными «ветвями» «дерева» научных проблем психологии творческих способностей или креативности.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований. Однако в большинстве этих работ фактически не учитывались индивидуальные различия в творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере.

Проблема развития творческих способностей ребенка занимает важное место в психологической теории, и ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития творческости - креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д.Гилфорд, Е. Торранс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемами творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, В.С.Юркевич, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. Они исследуют феномен творческого развития (креативности) с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о его природе, критериев и условий развития. Но несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, она не утратила своей актуальности и сегодня.

Актуальность темы заключается в том, что творческое саморазвитие детей играет существенную роль в успешном решении проблемы успешного обучения и формирования творческой личности. Наиболее остро вставшие сейчac в системе  образования вопросы, такие, как диффе­ренцированное обучение, самоопределение, связаны с необходи­мостью выявления и учета интересов, склонностей, способностей учащихся.

Объектом исследования является творческое саморазвитие детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние образовательной области «Технология» на развитие творческих способностей младшего школьника.

Целью данной работы является апробация методики диагностики и мероприятий по творческому саморазвитию младших школьников.

Задачами данной работы стали:

q  изучение литературы по данной проблеме;

q  проведение диагностических исследований особенностей творческих способностей у детей младшего школьного возраста;

q  разработка мероприятий творческого саморазвития в младшем школьном возрасте.

Исследования способностей детей младшего школьного возраста проведены с помощью теста творческого мышления П.Торранса.

Практическая значимость работы: результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы школьными психологами и педагогами.

Заключение

Таким образом, в данной работе нами рассмотрена проблема творческого саморазвития в младшем школьном возрасте в процессе обучения образовательной области «Технология». По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

У каждого нормального ребенка - огромные возможности развития. Задача развития способностей давно стала реальностью. Однако это не означает, что можно ожидать одинаково высокого уровня развития одних и тех же способностей у  всех детей. Учителям и воспитателям постоянно приходиться считаться с психологическими особенностями детей.

Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность.

Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы термин получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание творческие способности.

Эти понятия кажутся синонимичными, что могло бы вызвать сомнение в целесообразности введения иноязычного термина. На самом деле, креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные.

Высокая ценность и важность творческих способностей (креативности) для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее. Несмотря на то, что таково общее мнение, креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха будучи взрослыми. Термин “креативность” можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи развития креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях.

Многие школы России перешли на изучение «Технологии». Ежегодно проводятся региональные и Всероссийские олимпиады школьников по технологии в виде конкурса творческих проектов. Стимулирование раскрытия творческого потенциала наиболее эффективно при использовании творческих заданий на уроках «Технология», развивающих способности решения детьми разного рода проблем и вопросов. На примере доступных для изучения распространенных (базовых) технологий и способов труда учащиеся младших классов осваивают обобщенные подходы к организации практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Приближение содержания технологического образования к запросам учащихся, усиление в нем творческой, развивающей  составляющих при рациональном  сочетании элементов продуктивной и репродуктивной деятельности позволяет учителю повысить качество трудового обучения, успешность воспитательного процесса и воздействовать более эффективно на творческое саморазвитие личности младших школьников;

Если деятельность младшего школьника при изучении образовательной области «Технология» носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и творческого саморазвития. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В основу мероприятий по творческому саморазвитию школьников положены следующее: значимое расширение горизонтов восприятия детей;  создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, спонтанности, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками; принятие и поощрение нонконформистского поведения и оригинальных идей; использование вызывающего интерес, стимулирующего учебного материала; создание таких организационных и структурных условий, которые обеспечивают открытое и обратимое распределение ролей, тем, проблем, общую активность; одобрение и положительную оценку исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление; обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной (учебной) деятельности, что достигается благодаря поощрению собственного определения области и ответственности за работу, развития положительной самооценки; рост автономности в учении благодаря осознанию и собственной оценке своего успеха; приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами; уменьшение стресса и избегание негативных эмоций благодаря игровой деятельности; высокая сосредоточенность и увлеченность задачей благодаря высокой мотивации и интересу к самостоятельно выбранной теме; создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть; обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы; воспитание восприимчивости, гибкости и дивергентного мышления.

Мы считаем, что необходимо преодолеть все еще бытующее отношение к технологии как второстепенной дисциплине, недооценку ее значения в вопросах развития познавательных и созидательных способностей, социализации и воспитания учащихся, их трудового становления и профориентации, подготовки к жизни, продолжения профессионального образования в быстро меняющихся условиях. Ученик должен получать не фрагментарную информацию, а базовую подготовку, позволяющую ему сравнительно легко применять полученные знания в новых областях науки и техники. В содержании общего образования должно быть оптимизировано соотношение между общекультурными, фундаментальными и прикладными знаниями, они должны социализировать учебный процесс, обеспечить социальную мобильность личности, сделать обучение практико-ориентированным. Поэтому обучение и воспитание должны осуществляться в единстве трех компонентов общечеловеческой культуры – гуманитарного, естественнонаучного, технико-технологического, дополняя друг друга – обеспечивая всестороннюю подготовку выпускников к жизни, трудовой и профессиональной деятельности, продолжению образования.

По результатам коррекционной работы проведены повторные исследования творческих способностей младших школьников и выявлено, что все дети несколько повысили уровень развития творческих способностей, в целом уровень развития творческих способностей повысился на 30%, что доказывает эффективность развивающей работы в данном классе.

Особо следует отметить то, что в процессе творческого саморазвития ребенка обогащается его духовный мир, что не может не отразиться на интеллектуальном развитии ребенка.

Заказать диплом