Условия, способствующие развитию творчества средних дошкольников в сюжетно – ролевой игре (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ творчества ДЕТЕЙ Среднего и ТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. 9

1.1. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 9

1.2.  Особенности сюжетно-ролевых игр  в  среднем и старшем дошкольном возрасте  13

1.3. Проблемы развития творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре  23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ творчества У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ.. 39

2.1. Организация и методы исследования. 39

2.2. Анализ результатов исследования. 43

2.3. Развитие творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

Список использованных источников. 65

ПРИЛОЖЕНИя.. 68

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно – ролевой игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [9] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко [24]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения.[39] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития творчества ребенка в сюжетно – ролевой игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики "личностно – ориентированный" подход, в рамках которого игра старших дошкольников рассматривается не только как подготовка к "взрослой" жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[44], Запорожец А.В.,[14] Усова А.П.[39], Жуковская Р.И.[12], Менджерицкая Д.В.[25] и многие другие.

Сегодня научный уровень исследования творчества в сюжетно – ролевой игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

"Творчество "  и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с  развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие). Развитие творческости, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Творчество в игре связывается с способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и других.

В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития творчества у средних и старших дошкольников.

И хотя проблема творчества  в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский,  Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

Выше сказанное обозначило проблему нашего исследования: при каких условиях сюжетно – ролевая игра обеспечит развитие творчества детей среднего дошкольного возраста?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования выступает сюжетно – ролевая игра детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию творчества средних дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1)     выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии творчества дошкольников;

2)     определить и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, необходимых для развития творчества детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творчества средних дошкольников в сюжетно – ролевой игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

1)     создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

2)     гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

3)     специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей средних дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа;

математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов. Вопросам игры дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Опытно-экспериментальной базой исследования был МДОУ №1 «Пчелка» города Йошкар-Олы.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, психологами и родителями для развития интереса к игровой деятельности дошкольников.

Новизна исследования. Нами подобран комплекс методик, характеризующий особенности проявления творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Заказать диплом