Выявление лидерских качеств в трудовом коллективе методом групповых оценок (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования особенностей выявления лидера группы методом групповых оценок.. 6

1.1. Понятие лидерства в малых группах  в трудах отечественных и зарубежных психологов. 6

1.2.  Лидерство и руководство. 14

1.3. Методы групповых оценок при выявлении  лидера группы.. 20

2. Эмпирическое исследование лидерских качеств членов трудового коллектива.. 29

2.1. Организация и проведение исследования. 29

2.2. Результаты исследования лидерских качеств сотрудников. 32

2.3. Психологические рекомендации по развитию лидерских качеств. 39

Заключение. 42

Список использованных источников. 44

Приложения.. 47

 


Введение

трудовой коллектив психологический работник

Актуальность исследования. Важным социально-психологическим явлением в жизни группы и коллектива является лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других членов.

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах прошлого века был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70- х годов XX века интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса,  Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа [5, c.19].

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, и, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако благодаря отечественным исследованиям по тематике лидерства, выполненным под руководством Е.С. Кузь­мина [20], Б.Д. Парыгина [26], Л.И. Уманского [34] и других ученых, современная российская социаль­ная психология сделала весьма успешные шаги по созданию социально-психологической концепции лидерств.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Для выявления лидера группы используется метод групповой оценки, который заключается в получении на основе учета мнений некоторого числа экспертов, т. е. людей, хорошо знающих человека по совместной работе, наиболее полной оценки личности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы лидерства на данный момент стоят довольно остро в психологии управления, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства в трудовых коллективах. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: лидерство в коллективах.

Предмет исследования: выявление лидерских качеств в трудовом коллективе методом групповых оценок.

Целью курсовой работы является изучение особенностей выявления лидерских качеств методом групповой оценки в трудовом коллективе.

В связи с поставленной целью задачами работы являются:

  1. Анализ литературы по теме исследования.
  2. Подбор методик для исследования лидерских качеств.
  3. Проведение эмпирических исследований лидерских качеств работника в трудовом коллективе
  4. Анализ результатов.

Гипотеза исследования: выявленные методом групповой оценки лидерские качества определяют положение работника в трудовом коллективе.

База исследования: коллектив сотрудников психиатрической больницы с. Семеновка в количестве 20 человек.

Методики исследования: методика социометрии Дж. Морено, методика «Лидер» Е.И. Рогова, методика «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана по изучению потребности человека к установлению добрых отношений.

Теоретическую базу исследования составляют исследования в области межличностных отношений и психологического микроклимата известных отечественных психологов: А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов, И.А.Туревский, М.А.Новиков; зарубежных психологов: Сишор, У. Мастенбург, Р.Кеттелл, Морено и др.

Исследованию лидерства посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Г.Лебона, К.Левина, Г.Тарда, Г.М.Андреевой, Е.М.Дубовской, Р.Л.Кричевского, Б.Я.Парыгина.

Методологическую базу исследования составляют теория ситуационного лидерства Н. С. Жеребова, теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре межличностных отношений трудового коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным образованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с персоналом трудовых коллективов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников, приложений.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации / Т.А. Афанасьева // Мир психологии. - 2012. - №2. - С.117
  2. Блондель Ж. Политическое лидерство / Ж. Блондель. - М.: Стик. – 2012. – 420 с.
  3. Борщ Л.   Имидж лидера организации и социальный климат в коллективе  / Л. Борщ, А. Саввов // PR в образовании. - 2007. - N 4. -С.72-76.
  4. Брудный, В.И. Психолого-педагогические основы управления производством / В.И. Брудный, В.А. Семов. - Одесса: Маяк, 2009. – 320 с.
  5. Вебер М. Харизматическое господство / М. Вебер // Социологические исследования. – 2010. - № 5. -  С.19-24
  6. Волкогонова О.Д. Управленческая психология: учебник / О.Д. Волкогонов, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.- Гл.5. С. 150-177.
  7. Гам В.   Стратегическое лидерство / В. Гам  // Управление школой. - 2007. - № 17. - С.29-34; N 18. - С.25-31, N 19. - С.27-30.
  8. Гительмахер, Т.Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю / Т.Б. Гительмахер, А.Б. Зайцев. - Иваново: Ивановский ТУ, 2006. – 310 с.
  9. Грановская Р.М., Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб.: Свет, 2009.- 371 с.
  10. Джонсон Р. Системы и руководство / Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг. - М.: Инфра-М, 2007. – 545 с.
  11. Дубровина И.В. Психология. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2008. – 520 с.
  12. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2010. – 387 с.
  13. Казаков В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. - М.: Высшая школа, 2005. – 560 с.
  14. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство / Ф. Карделл. - СПб.: Речь. – 2009. – 490 с.
  15. Клименко О.Е. Воспитание личности лидера / О.Е. Клименко // Внешкольник. - 2006. - N 10. - С.15-17.
  16. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Наука, 2005.-178 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006.- 240 с.
  18. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель / Р.Л. Кричевский. - М.: Дрофа. – 2003. – 442 с.
  19. Кузьмин В.А.  Формирование лидерских качеств менеджеров в процессе преобразований  // Образование. - 2010. - N 5. - С.111-118.
  20. Кузьмин, Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов / Е.С. Кузьмин. - М., 2008. – 340 с.
  21. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2009. – 354 с.
  22. Кунц Г. Управление: системный и ситуационный  анализ управленческих  функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. - М.: Просвещение. – 2010. – 510 с.
  23. Лоутон А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. - М.: Инфра-М, 2009. – 458 с.
  24. Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2008. – 240 с.
  25. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП,  2009. – 615 с.
  26. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.И. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Сфера, 2008. – 140 с.
  27. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007. – 320 с.
  28. Руднев Е. Лидер и его команда / Е. Руднев // Директор школы. -2006. - N 5. - С.15-22.
  29. Руднев Е. Простые секреты харизмы / Е. Руднев // Директор школы. -2008. - N 6. - С.48-53.
  30. Руднев Е. Ситуационное лидерство: через гибкость - к эффективному управлению  / Е. Руднев // Директор школы. - 2008. - N 1. - С.24-29.
  31. Руднев Е. Способны ли вы стать лидером? / Е. Руднев //Директор школы. - 2005. - N 10. - С.31-36.
  32. 32. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе. - Кострома, 2009. - С. 94-96.
  33. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2010. – 250 с.
  34. Херманн М.Г. Составные части лидерства / М.Г. Херманн. - М.: Просвещение, 2008. – 602 с.
  35. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 390 с.
  36. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. – 179 с.
  37. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива / А.И. Щебетенко. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 160 с.

Заказать курсовую