Выявление страхов у детей младшего школьного возраста (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования выявления страхов в младшем школьном возрасте. 6

1.1. Характеристика детских страхов как социально-психологическая проблема.. 6

1.2. Психологическая характеристика младших школьников.. 18

1.3. Влияние страхов  на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте.. 21

Глава 2. Диагностические исследования по выявлению страхов у младших школьников. 39

2.1. Выявление страхов у младших школьников.. 39

2.2. Мероприятия по снижению страхов у младших школьников.. 51

Заключение. 56

Литература.. 59

Приложения.. 63

 

Введение

Актуальность темы исследования. Здоровье подрастающего поколения является од­ной из фундаментальных проблем современного общества. О социальной значимости проблемы свидетельствует совместный приказ Министерства здравоохранения и Мини­стерства образования Российской Федерации от 30.06.92г. № 186/272 о физических и физиологических критериях здоровья. Здоровье исследуется специалистами из разных областей науки (Н.М.Амосов [3], Г.Л.Апанасенко [7], И.И.Брехман [11], В.П.Петленко [50]).

Уставом Всемирной Организации Здравоохранения в дефиницию здоровья вклю­чены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье». В настоящее время пристальное внимание уделяется исследованию «психологи­ческого здоровья» (О.С.Васильева [12], И.В.Дубровина [25]). Объектом исследо­вания в последние годы стало также и «социальное здоровье» (Ю.П.Сайко [62])

Поддержание и сохранение здоровья детей и подростков диктуется значительным ухудшением состояния здоровья несовершеннолетних, что осложняет воспитательно-образовательный процесс и снижает качество обучения (В.Н.Касаткин [33], Ф.Ф.Харисов, Е.Е.Чепурных, С.М.Чечельницкая [67]).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (К.А.Абульханова [2], Б.Ф.Ломов [42], А.В.Петровский [51] и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности.

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы сохранения психического и психологического здоровья подрастающего поколения, а следовательно, и разработку технологии преодоления негативных эмоциональных переживаний (Л.М.Аболин [1], П.К.Анохин [6], Л.С.Выготский [17], Б.А.Вяткин [18], Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу [19],  К.К.Платонов [52] и др.).

В последние годы все чаще и чаще нам приходится слышать жалобы родителей на определенные трудности в воспитании современных детей. Родители и воспитатели детских дошкольных учреждений жалуются, что их дети бывают раздражены, у них появляются беспричинные страхи.

Детские страхи, если вовремя не обратить на них внимание, чреваты серьезными последствиями. Например, устойчивые страхи приводят к появлению нежелательных черт характера. Задача воспитателя  и родителей — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. - возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной тревожности".

Тем более опасна тревожность для школьного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Эти и другие негативные последствия детских страхов и состояний тревожности дают нам право говорить об актуальности проблемы технологии преодоления детских страхов и тревожности.

Большинство специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе обра­зования, приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей с системы здравоохранения на систему образования. Однако анализ состояния современных подходов к оздоровлению подрастающего поколения в сфере образования позволил выявить ряд противоречий.

В связи с этим следует отметить, что далеко не все стороны проблемы страхов и тревожного поведения у школьников изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования – «Выявление страхов у детей младшего школьного возраста».

Объектом исследования являются страхи в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования:  особенности проявления страхов у младших школьников.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса возникно­вения страхов и методов их выявления у младших школьников с различной успеваемостью в учебе.

Исходя из этого задачами данной работы является:

n   теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

n   определить особенности школьных страхов у детей в зависимости от успеваемости в школе;

n   провести диагностические исследования по выявлению страхов у младших школьников с различной успеваемостью;

n   подобрать приемы психологической коррекции страхов и тревожных состояний в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: диагностическое исследование позволяет выявить страхи и тревожные состояния у младших школьников и проследить их взаимосвязь с успеваемостью в учебной деятельности, учитывая которые можно разработать мероприятия по снижению или устранению этих эмоциональных нарушений.

Методологической базой являются принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев [4], П.К.Анохин [6], А.Н.Леонтьев [38], Б.Ф.Ломов [42]), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев [39], С.Л.Рубинштейн [59], Д.Б.Эльконин [70]) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта. Кроме этого, работа осно­вана на теории игры (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Н.П.Аникеева).

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   наблюдение за детьми и тестирование исследуемых;

n   математические методы обработки результатов.

Для определения возможных состояний тревожности и выявления страхов  были выбраны следующие методики: исследование тревожности по методике методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова), проективные методики  «Что было со мной хорошего», «Что мне снится хорошего и чего я боюсь днем», «На улице, во дворе», «В школе», выявление школьных страхов методом неоконченных предложений.

Опытно-экспериментальная база: учащиеся  3-го класса №11 г. Йошкар-Ола в количестве 16 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем представлен комплекс методик по выявлению детских страхов в младшем школьном возрасте при различной школьной успеваемости.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что проанализированный материал и предложенные мероприятия коррекции, методы диагностики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей.

Литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л.М.Аболин. - Казань: КГУ, 1987.- 261 с.
  2. Абульханова К.А. Комплексное изучение человека/ К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В. Брушлинский //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. - М.: Физкультура и спорт, 1997.-102 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 143 с.
  6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/ П.К. Анохин // Принципы системной организации: Сб.ст. - М.: Наука, 1973. – 288 с.
  7. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья/ Г.Л. Апанасенко.- СПб.: Наука, 1993.-239 с.
  8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека/ Ф.Б. Березин.- Л.: ЛГУ, 1998.-240 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- М.:Наука, 1968. - 314 с.

10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения/ Г.М. Бреслав. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье/ И.И. Брехман.- М.:Дрофа, 1990.-127 с.

12. Васильева О.С. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация/ О.С.Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья.- 1999.- №2.-С.26-29

13. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания/ Ф.Е.Василюк.-М.: Знание.- 1984.- 331 с.

15. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Виллюнас. - М.:Знание, 1976.-223 с.

16. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

17. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.

18. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека / Б.А. Вяткин//Природа психического: Сб. тез. докл. республ. теор. конф. -Пермь: 1994 - С. 63- 66.

19. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства/ Э. Гельгорн Э., Дж. Луфборроу. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.

20. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка/ Ю. Гиппенрейтер// Семья и школа 1997.-№8.-С.9-11

21. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как?/ Ю.Гиппенрейтер.- М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.

22. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2001 год». — М.: «Синергия», 2001, 159 с.

23. Гримак Л.П. Общение с собой/ Л.П.Гримак.- М.: Мысль.-1991.- 280 с.

24. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения/ В.В. Давыдов.- М.:Педагогика.-1986.-190 с.

25. Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья/ И.В. Дубровина// Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.

26. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская.- М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

27. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры/ А.В.Запорожец// До­школьное воспитание.- 1965.- №  10.- С. 72—79.

28. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника/ А.В. Запорожец.- М.:Просвещение.-1966

29. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей /А.И. Захаров.-М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

30. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка/ А.И.Захаров.- М., 1996.-126 с.

31. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия/ А.И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.

32. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172// П.Ф. Каптерев/ Народное образование 2000.- № 3.- С.257-267

33. Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе/ В.Н. Касаткин //  Школа здоровья. – 1998.- №2.

34. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.

35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

36. Кэрол Е.Изард Эмоции человека/ Кэрол Е.Изард. - М.: МГУ.-1980.- 114 с.

37. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека/ Н.Д. Левитов.-М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

38. Леонтьев  А.Н.   Категория   деятельности   в  современной   психологии/ А.Н. Леонтьев //Вопросы психологии. – 1999.- №3. -С. 13

39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1975.- 326 с.

40. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций: Тексты/ А.Н. Леонтьев. — М.:Педагогика, 1984.-220 с.

41. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1950

42. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф.Ломов//Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

43.  Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет.- М.:Международная пед.академия.-1994.-368 с.

44. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка/А.А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

45. Маралов В.Т. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Т. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 1995.

46. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

47. Немов С.Р. Психология/ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 650 с.

48. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.

49. Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание/ Г. Оппенгейм.- СПб., 1908.

50. Петленко В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность/ В.П.Петленко, Д.Н. Давиденко.- СПб.: Дрофа, 1998. -  124 с.

51. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода / А.В.Петровский//Вопросы психологии.-2001.- № 1. - С. 57 - 66.

52. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности/ К.К. Платонов. —Пермь:Пермское изд-во, 1978.- вып. 2.-С.43-39

53. Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппен­рейтер. М.: МГУ.-1993.- 240 с.

54. Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / Отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

55. Ремизова Г.И. Тревожные дети/ Г.И. Ремизова.- М.:Владос.-2001.-202 с.

56. Репина Т.А. От трех до семи/ Т.А.Репина. -М.: Знание,1995. - 96 с.

57. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада/ Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

58. Родители - в ответе за воспитание детей. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Шипицыной Л. М., — СПб.: ИСПиП, 2002.

59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.: ИНФРА-М, 1999. -704с.

60. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России/ Е.М. Рыбинский// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

61. Савина Е. Тревожные дети/ Е. Савина, Н. Шапина// Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

62. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции/ Э.В. Сайко// Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.

63. Свядощ А. М. Неврозы/ А.М. Свядощ.— М.:Знание, 1982.- 368 с.

64. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоцилнальные аспекты/ П.В. Симонов.- М.:Наука.-1975.

65. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Психология эмоций/ П.В. Симонов. - М., 1981.

66. Смирнова Е.О. Психология ребенка/ Е.О. Смирнова.-М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

67. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан/ Ф.Ф. Харисов, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая.- Казань: Хэтер, 1998.

68. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-ме­тодическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. —с. 144.

69. Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин.- М.:Педагогика, 1978.-340 с.

70. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б.Эльконин.- М., 1989.

71. Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

72. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка/ Е. Юдина Е // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

73. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966, С.83

Заказать курсовую