Влияние агрессивности на характер отношения к личности в группе (курсовая)

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ агрессивности и конфликтности подростков.................................................................. 7

1.1. Рассмотрение понятия «агрессия» и «агрессивность» в ряде теорий зарубежных и отечественных исследователей........................................................................... 7

1.2. Особенности проявления агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте........................................................................................................................... 23

1.3. Влияние агрессии  на возникновение конфликтов в группах подростков 32

2. диагностика агрессивности и конфликтности у ПОДРОСТКОВ       41

2.1. Организация и методы исследования........................................................ 41

2.2. Результаты исследования........................................................................... 43

Заключение.................................................................................................... 55

Список использованной Литературы............................................... 58

Приложение.................................................................................................... 63

Введение

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Подростковые конфликты зачастую возникают в связи с агрессивными формами поведения.

Проблема агрессивности в психологии, педагогике, социологии и других науках в последнее время все чаще выходит на первый план. И свя­зано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, на­правленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности. В частности, бесспорна актуальность такой работы в рамках школы, так как в школе закладываются основные социальные нор­мы, правила и стратегии взаимоотношений в обществе. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства).

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[15] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

Одним из актуальных вопросов является изучение вопроса влияния агрессивности на характер отношения к личности в группе, особенно в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения  - агрессивности и ее влияния на возникновение конфликтности в подростко­вой группе.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения  как в сторону переоценки, так и в сторону недооцен­ки могут привести к нежелательным результатам – агрессии.

Проблема особенностей личности и поведения подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.)

Далеко не все стороны проблемы в подростковом возрасте изучены на сегодняшний день. Однако накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Но вызывает сожаление то, что пока мало исследований, показывающих влияние агрессивности на конфликтный характер межличностных отношений в подростковых группах. Это достаточно актуальная проблема, это и обусловило выбор темы исследования – «Конфликтность и агрессивность подростков».

Объект исследования: особенности проявления агрессивности и конфликтности у подростков.

Предмет исследования: влияние агрессивности подростков на возникновение конфликтных отношений в группе.

Цель работы состоит в выявлении влияния агрессивных реакций у подростков на возникновение конфликтных взаимоотношений в группе, изучение отношения сверстников к агрессивным и конфликтным подросткам.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Выявить клинико-психологические характеристики и особенности проявления агрессии и конфликтности у подростков.

3. Провести диагностические исследования с целью выявления агрессивности у подростков и ее влияния на возникновение конфликтных отношений в группе.

Гипотеза: мы предполагаем, что подростковая агрессивность влияет на возникновение конфликтных взаимоотношений в подростков группе.

Методологической основой исследования является теория социального научения А.Бандуры, теория возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме подростков

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования в данной работе стали тесты, опреде­ляющие агрессивность как качество личности (методика Ассингера), агрессивность в общении (методика Басса-Дарки), тест К.Томаса по изучению конфликтных явлений среди подростков, изучение межличностных взаимоотношений (тест Лири).

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 подростками, учащимися школы  №2 г. Йошкар-Ола.

Новизна исследования: в настоящее время в научной литературе достаточно публикаций, касающихся особенностей подросткового возраста, однако в настоящее время не достает практических исследований об особенностях влияния агрессивности подростков на характер отношения к таким подросткам в группе.

Практическая значимость исследования: Изучение особенностей проявления агрессивности и конфликтности личности в подростковом возрасте может быть использовано педагогами и психологами для эффективного воспитательного процесса.

Список использованной литературы

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера.// Нарушения поведения у детей и подростков. М.:Медицина.-1981.- 159 с.

3.Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. -1994.- Вып. 18.- С. 280.

4.Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.

5.Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. -1999.- № 3.- С. 140-147.

6.Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.

7.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002.- 119 с.

8.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.

9.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 240 с.

10.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.

11.Буева Л. П. Реабилитация воспитания //Учительская газета. — 1999. — №32.

12.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.:Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

14.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

15.  Васильева О.С.,  Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

16.Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

17.Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.

18. Волкова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111

19.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

20.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

21.Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

22.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 1998.-119 с.

23.Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение в агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал.-1999.- Т.20.-№4.-С.96-101

24.Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. -2001.- № 3. -С. 84—85

25.Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. -1997. № 1—2.- С. 143—145.

26.Диагностические особенности психического развития у подростков  с риском оклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

27.Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.

28.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1998.- 480 с.

29.Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

30.Зенковский В.В. Психология детства. - М., Академия, 1995. - 350 с.

31.Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.

32.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития».- 1997. - 240 с.

33.Колесников А.Н. Коварство мифов. Деградация лично­сти — распад страны //Учительская газета.— №10 — 16.03.99. Спецвыпуск: «Учительская газета против наркотиков»

34. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.

35.Кон И.С. Открытие «я». М.:Просвещение,1978.-366 с.

36.Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

37.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль: «Академия развития».- 1997. - 208 с.

38.Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 2001. - 165 с.

39.Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.

40.Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Феникс.- 1997.-416 с.

41.Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

42.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1983. - 420 с.

43.Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

44.Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

45.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. - 97 с.

46.Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр.психологии. – 1992.- №1-2.- С. 23-26

47.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999.

48.Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -2001.- № 3. -С. 61—68.

49.Петровский А.В. Психология личности. М.:Педагогика,1991.-420 с.

50.Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

51.Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.

52.Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

53.Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.

54.Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

55.Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236 с.

56.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб 2000.

57.  Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 2001.- № 4.- С. 139—144.

58.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

59.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

60.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 1992. - №5-6. - С.35-40.

61.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

62.Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

63.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

64.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 20013.- 290 с.

65.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.

66.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум», -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

67.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С.334

68.Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности. - М.: Прогресс. 1990. - С. 146-168.

69.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

70.Щербинина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

71.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1990. - 197 с.

72.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.:Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Заказать курсовую