Влияние дымковской игрушки на развитие образной выразительности в декоративной лепке (курсовая работа)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................

I. ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА - ОДИН ИЗ ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.........................................................................................................................................................

2. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКИ............................................................................................................................................

II. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА В ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛЕПНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЕТЕЙ....................

1. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

2. ВЛИЯНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ НА ОБРАЗНУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЛЕПНЫХ ИЗДЕЛИЙ..................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................................

Введение

Различные виды художественной деятельности, основа которых - народное творчество, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм.

Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания  красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформлении  которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой.

Актуальность проблемы полноценного эстетического воспитания  и развития художественно-творческих способностей детей одним из средств которого является народное декоративно-прикладное искусство была обусловлена выбором темы курсовой работы «Влияние дымковской игрушки на развитие образной выразительности в декоративной лепке».

Объект исследования: развитие образной выразительности изделий декоративной лепки у дошкольников.

Предмет исследования: влияние дымковской игрушки на образную выразительность детских декоративных лепных изделий.

Цель работы: выявить и обосновать роль дымковской игрушки в развитии образной выразительности декоративной лепки.

Гипотеза: развитие образной выразительности декоративной лепки будет осуществляться более эффективно, если:

1. спланировать работу  с дымковской игрушкой во всех группах детского сада, начиная  уже с младшей группы;

2. ребенок чаще будет наблюдать дымковскую игрушку;

3. работа с дымковской игрушкой будет проводиться не только  на занятиях с детьми, но и вне занятий с дымковской игрушкой.

Задачи работы:

1. Теоретическое обоснование необходимости привлечения дымковской игрушки в работе с детьми.

2. Выявление влияние дымковской игрушки на образную выразительность декоративной лепки дошкольников.

3. Разработка мероприятий с использованием дымковской игрушки для дошкольников.

Методологической основой работы явились исследования педагогов и психологов, характеризующих детское изобразительное искусство (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), исследования по проблеме сенсорного воспитания (Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина), художественно-образного начала в лепке детей (Н.Б. Халезова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.). Опытно-экспериментальная база: детский сад №         г. Казани.

Работа предусматривала три этапа:

- организационно - подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение психологической и педагогической литературы;

- второй этап предусматривал экспериментальную работу по выявлению влияния дымковской игрушки на образную выразительность декоративной лепки;

- на третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление, обобщение результатов экспериментальной деятельности.


Заключение

Подводя итог всему сказанному, следует еще раз отметить что народное декоративно-прикладное искусство - необходимое  условие в эстетическом воспитании детей.

Использование на занятиях дымковских игрушек, как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, способствует помимо всего прочего (развитие эстетического восприятия, образного мышления, воображения и т.д.) развитию образной выразительности детских лепных изделий.

Целенаправленная работа с использованием дымковской игрушки начиная уже с младшей группы детского сада, с активным привлечением «дымки» в средней, старшей и подготовительной группу способна дать неплохой результат.

Занимаясь декоративной лепкой дымковских игрушек, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

В декоративной лепке дымковских игрушек большое значение имеет работа над формой. Наше экспериментальное исследование подтвердило предположение, что чем чаще ребенок наблюдает дымковские игрушки, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов.

Кроме того, под влиянием дымковской игрушки деятельность ребенка в области лепки приобретает активный творческий характер.

Творческие способности детей во время декоративной лепки проявляются, как показали наши наблюдения в разных направлениях: предварительном создании эскизов на бумаге для лепки с них декоративных пластин; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета и т.д.

При лепке не декоративных фигурок людей или животных дети пытаются раскрыть образ изделия: запечатлеть своего героя в движении, обращают внимание на пластику.

Все это еще раз подтверждает первоначально выдвинутую гипотезу: использование дымковской игрушки в групповой или индивидуальной работе с детьми на занятиях и вне занятий положительно влияет на образную выразительность детских лепных изделий.

Литература

 

1.   Астахов И.Б. Содержание и форма художественного произведения. М.: Просвещение 1963. С.85

2.   Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

3.   Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1995. - 61 (3) с.

4.   Деронина Т. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. -№12. -с.13-14

5.   Дьяченко Л.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 94(2) с.

6.   Деронова Т.Н., Якобсок С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992,  142(1) с.

7.   Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962. С.178

8.   Елизарова Е., Кузьмина Т. Декоративно-прикладное искусство детям // Дошкольное воспитание. - 1997. -№3.- с.21-24

9.   Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. -111с.

10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

11. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение: АО: Учебная литература, 1996. - 159 с.

12. Кочарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

13. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1998. -№10. -с.65-68

14. Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально-этическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. -с.13-20

15. Основы эстетического воспитания. Под ред. А.К. Дремова. М.: Просвещение, 1975. - с.119.

16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. - С.107

17. Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. -208 с.

18. Сенсорное восприятие в детском саду / Под ред. В.Н.Авасесовой,  Н.П.Поддьякова/ М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

19. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1961. с.181

20. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 141 с.

21. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

22. Халезова Н.Б., Курачкина Н.А. Пантюхина Г.В. Лепка  в детском саду. М.: Просвещение, 1978.

23. Эстетическое воспитание в детском саду /под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.:Просвещение, 1985. - 207 с.

Заказать курсовую