Влияние эмоционального состояния работников на формирование психологического климата коллектива (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. изучение проблемы психологического климата в производственном коллективе. 8

1.1. Разработка проблемы эмоций и эмоциональных состояний в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Факторы, влияющие на психологический климат  коллектива. 18

1.3. Роль эмоциональных состояний в формировании психологического климата коллектива. 23

Глава 2. Диагностика и коррекция эмоционального состояния рабочих и социально-психологического климата коллектива   37

2.1. Исследование психологического климата в трудовом коллективе. 37

2.2. Диагностика эмоционального состояния рабочих производственного предприятия  42

2.3. Коррекционная программа и контрольная диагностика по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. 51

заключение. 65

Список литературы.. 69

Приложения.. 74

Введение

Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В 60-е годы требования научно-технического прогресса в стране способствовали изучению социально-психологической проблематики жизни коллективов: производственных, научных, школьных, военных и др.

Многие исследования по формированию психологического микроклимата посвятили известные отечественные психологи  А.Г. Ковалев [31], М.В.Дубровина [36],  А.А.Бодалев [6], Ломов Б.Ф. [38,39], Б.Д. Парыгин [51], А.Б.Добрович, Я.Л. Коломинский [34,35], У.Хейторн [47]  и другие.

Немалый вклад в разработку проблемы производственных коллективов и межличностных отношений в трудовом коллективе внесли отечественные психологи. Изучением производственных коллективов занимались К.К. Платонов и его сотрудники. Они проанализировали основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.

Н.С.Мансуров дал подробную социально-психологическую характеристику производственного коллектива. В исследованиях Е.С. Кузьмина, В.И. Зацепина, А.А. Русалиновой раскрыты вопросы структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Н.И. Обозов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов и др.

Большинство исследований были выполнены в период предрыночного хозяйствования в экономике. В настоящее время с переходом на новые экономические формы и новые формы собственности исследований по проблеме межличностных отношений и эмоционального состояния как основного компонента межличностных отношений в трудовом коллективе не много.

Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Поскольку человек большую часть времени проводит в трудовом коллективе, особенно важно, чтобы отношения в этом коллективе были благоприятными: от их комфортности зависит и эмоциональное состояние, и поведение, и даже порой здоровье человека.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Все это определило выбор темы дипломного исследования.

Объект исследования: психологический климат в производственном коллективе.

Предмет исследования: влияния эмоционального состояния работников на оценивание психологического климата в коллективе.

Цель исследования состоит в выявлении влияния эмоционального состояния работников на формирование психологического климата коллектива.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и выделить факторы, влияющие на формирование психологического климата и межличностные отношения в трудовом коллективе.
  2. Провести диагностику эмоционального состояния работников и психологического климата в коллективе и выявить взаимосвязь этих психологических составляющих.
  3. Разработать и апробировать программу мероприятий для администрации по улучшению межличностных отношений, формированию благоприятного психологического климата и снижения негативных эмоциональных состояний у работников.

Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное состояние работников влияет на состояние психологического климата в коллективе.

Методологическую основу исследования составляет теория Ковалева А.Г. и М.В.Дубровиной о межличностных взаимоотношениях в малых группах и их влиянии на психологический климат в трудовом коллективе.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов.

Методами исследования стали: изучение и теоретический анализ литературы по социальной психологии; беседы, наблюдения; анкетирование, приемы психодиагностики, математические и статистические методы обработки результатов.

В нашей работе мы использовали две группы методик:

1) методики по изучению психологического климата

изучение социально-психологического климата коллектива экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

изучение психологического климата на эмоциональном уровне методикой Лутошкина;

2) на оценку эмоциональных состояний:

опросник для самооценки эмоциональ­ных состояний, разработанный А. Уэссманом и Д. Риксом;

шкала Спилбергера по изучению тревожности;

методика САН по изучению оперативной оценки самочувствия активности и настроения (В.А.Доскинин, Н.А.Лаврентьева, В.Б.Шаран, М.П.Мирошников).

Экспериментальная база: исследования были проведены на базе завода «Электродвигатель» с работниками двух смен по 15 человек в каждой.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования.

Новизна исследования: в настоящее время по формированию психологического климата в малых группах на производстве достаточно много литературы, однако недостает публикаций, определяющих психологию эмоционального поведения работников и влияния эмоционального состояния на оценку психологического климата.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике кадровой ра­боты на предприятии, т.е. при определении основных направлений для эффективной управленческой деятельности.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с. – (Руководство практического психолога).
  2. Андреева  Г.М.  Социальная  психология,       М.:    Аспект-Пресс.-1998.- 376 с.
  3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 2004. — С. 173-178.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.– М., 1998.-С.5-70.
  5. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М. Воронеж, 1997.-117 с.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М. Международ. пед. академия, 2005.- 347 с.
  7. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. – С.122-126.
  8. Бодалев А.А. Психология межличностных взаимоотношений (к 100-летию со дня рождения В.И.Мясищева) // Вопросы психологии. - 2003. - - № 2. –С.89-91.
  9. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2003. – 207с.

10. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л.: ЛГУ, 1999.- 256 с.

11. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 2003. - 139 с.

12. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л. Наука.-1999. – 189 с.

13. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2000. – 200 с.

14. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 1992.- №6.- т.13.-С.80

15. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.

16. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Текс­ты. - М., 2004. - С. 49-50.

17. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Спарк, 1990. – 180 с.

18. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ. -2007. – 78 с.

19. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М.: Знание, 2006. - 197 с.

20. Давыдов В.М., Ладанов Д.И. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М.: МГУ, 2005.- 100 с.

21. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Феникс, 1999.- 120 с.

22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Наука, 1987. – 220 с.

23. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 2008. – 160с.

24. Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ.- 2004.- 208 с.

25. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л.: ЛГУ, 2003.- 180 с.

26. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Л.: Наука, 2001. - 132 с.

27. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского /В 4-х кн. – М.: Новая школа, 2004. – 368с.

28. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001. –102 с.

29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001. –230 с.

30. Кайдапов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива.- М.:Мысль, 2006. - 254 с.

31. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат, 2001.-279 с.

32. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998. – 144с.

33. Коллектив и личность./ Ред. Е.В.Шорохова, К.К. Платонов и др. М.:Наука.- 2005.- 261 с.

34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006.- 240 с.

35. Коломинский Я.Л. Психология общения.-М.: Знание, 2008.- 220 с.

36. Кричевский Р.Л., Дубровская  Е.М.  Психология  малой  группы. М.: Наука.- 1991.- 248 с.

37. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 2006.- 215 с.

38. Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психоло­гии // Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С.10

39. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.- 2005.- 229 с.

40. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение.- 2008.- 247 с.

41. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М.: МГУ, 2007. – 120 с.

42. Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М.: Сфера, 1998. – 112 с.

43. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение.- 2001.- 320 с.

44. Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. М., 1960.

45. Немов Р.С. Психология. М.:Владос,  1998. - Т.1.- 688 с.

46. Немов Р.С. Психология.М.:Владос, 1998. - Т.3.- 632 с.

47. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 2004. – 200 с.

48. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 2000.- 192 с.

49.  Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. М.: Знание, 2001. – 120 с.

50. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука, 2006.- 314 с.

51. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука, 2004.-192 с.

52. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Наука, 2007.- 430 с.

53. Петровский В.А. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.

54. Петрушин В.И. Психология менеджмента. М.: Инст-т практической психологии.- 2006.- 235 с.

55. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 2007.- 189 с.

56. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: Знание, 2001. – 48с.

57. Психологические тесты для деловых людей /сост. к.п.н. Н.А.Литвинцева. – М., 2004. – 317с.

58. Психологические тесты/ Ахмеджанов Э.Р. М.: Светотон, 2005.- 320 с.

59. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 440 с.

60. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 2005.- 234 с.

61. Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления. / Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 5-19

62. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 2003.

63. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. – М.: Спарк,  2000. – 67 с.

64. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1997. – 128 с.

65. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: ЛГУ, 2007.- 119 с.

66. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций.// Журн. высш. нервн. деят., 1997, т.47, вып.2, С. 320-328

67. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука, 2001. – 300 с.

68. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта. – М.: Ангстрем, 2003. – 336 с.

69. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.: Дрофа, 2007.- 190 с.

70. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры – к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 2005. – 80с.

71. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб, Речь,2002.

72. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 2003. – 190 с.

73. Этика: словарь афоризмов и изречений / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. - М.: АО "Аспект Пресс", 2005. - С. 18.

74. Юсупов И.М. психология взаимопонимания. – Казань: Тат.кн.изд-во, 2008. – 192с.

Заказать диплом