Влияние эмоциональной сферы работников на психологический климат в трудовом коллективе спортклуба (диплом)

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ    АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ. 8

1.1. Разработка проблемы психологического климата коллектива в психологической науке  8

1.2. Психологические особенности трудового коллектива. 14

1.3 Ососбенности влияния эмоциональной сферы работников на психологический климат трудового коллектива. 27

Глава 2. Исследование влияния эмоциональной сферы работников на оценивание психологического климата коллектива спортивного клуба.. 41

2.1. Исследование эмоциональной сферы членов трудового коллектива. 41

2.2. Исследование психологического климата в трудовом коллективе. 50

2.3. Коррекция эмоциональной сферы и психологического климата трудового коллектива. 65

2.4. Контрольная диагностика. 72

Заключение. 78

Список литературы.. 82

Приложение. 86

Введение

Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в такой интегральной качественной характеристике, как социально-психологический климат (СПК) коллектива. Выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Любая организованная группа, в том числе и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.

Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин[1] считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Б.Ф.Ломов[2] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель[3] раскрыл содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Р.Х. Шакуров[4] рассматривал понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

Б.Д. Парыгин считает,[5] что в понятии «социалъно-пскхологический климат коллектива» отражается характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

По определению Лутошкина Л.Н.,[6] эмоции играют большую роль во взаимоотношениях людей. Эмоциональные переживания внешне проявляются в мимике, пантомимике, жестах, позах, выразительных вздохах, темпе, интонации, интенсивности речи. Каждый человек в определенной мере способен по этим признакам воспринимать и оценивать эмоциональное состояние своего собеседника или окружающих его людей. Это дает возможность лучше и полнее понимать друг друга, передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к ним или к обсуждаемым предмету, явлению и событию.

В эмоциях людей своеобразно выражается их отношение к задачам выполняемой или предстоящей деятельности, к условиям, в которых она осуществляется, в оценке ее хода и результатов. Эти переживания способствуют организации или дезорганизации деятельности, стимуляции или саботажа действий по выполнению производственных заданий.

В связи с вышеизложенным определяется актуальность исследования – изучение и оптимизация межличностных отношений и психологического климата в трудовом коллективе, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.

Объект исследования: эмоциональная сфера и психологический климат в коллективе.

Предмет исследования: особенности влияния эмоциональной сферы работников на психологический климат в трудовом коллективе спортклуба.

Цель исследования состоит в выявлении влияния эмоционального состояния работников на формирование психологического климата коллектива.

Задачами исследования стали:

  1. Изучить литературу по данной проблеме и изучить факторы, влияющие на формирование психологического климата в трудовом коллективе.
  2. Провести диагностику эмоционального состояния работников и психологического климата в коллективе и выявить их взаимосвязь.
  3. Разработать и апробировать программу мероприятий по формированию благоприятного психологического климата и снижения негативных эмоциональных состояний у работников.

Гипотеза: мы предполагаем, что оценка психологического климата в трудовом коллективе спортивного клуба зависит от эмоционального состояния работников, что необходимо учитывать для создания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе и снижения эмоциональных переживаний работников.

Методами исследования являются: изучение литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседы, диагностический эксперимент, математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: для исследования эмоциональных состояний:

1. исследование агрессивности по методике Ассингера;

2. исследование тревожности по методике Тейлора;

3. исследование психических состояний по методике Айзенка (тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрация)

по исследованию психологического климата в коллективе:

1. изучение социально-психологического климата коллектива экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

2. методика ЛИРИ по изучению межличностных отношений;

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Многие свои исследования в области психологического микроклимата посвятили известные отечественные психологи. Среди них Р.С.Немов, Э.Э.Линчевский, А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов, И.А.Туревский, М.А.Новиков и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор, Р.Мариотт, Р.Камминс, Д.Кинг, У.Шутц, Р.Кеттелл, Д.Саундерс, Г.Стайс и другие зарубежные психологи.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин, К.К. Платонов, Б.М.Гольдштейн, Л.Я. Гозман, В.П. Гудков, Вальдман А.В., Звартау Э.Э., В.К. Виллюнас  и другие.

Методологическую основу исследования составляет теория эмоциональных состояний В.К. Вилюнаса, и теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре психологического климата коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Экспериментальная база исследования. Работники спортклуба г. Москва в количестве 20 человек в возрасте 25-40 лет.

Новизна исследования: Работы вышеперечисленных авторов, так или иначе, соприкасаются с понятием «социально-психологический климат группы», освещая различные его стороны, в том числе и взаимосвязь с эмоциональной сферой работников коллектива. Надо отметить, что хотя эта проблема и изучена достаточно хорошо и глубоко, но она постоянно остается одной из важных при работе с межличностными отношениями в группах, в последнее время недостает публикаций, определяющих психологию эмоционального поведения работников и его влияния на оценку психологического климата в современных производственных коллективах, образовавшихся в России в пострыночное время.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в целях повышения эффективности управления коллективом.

 


[1] Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л., 1967.

[2] Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.

[3] Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1994.

[4]Шакуров Р.Х.,  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1992.

[5] Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».-1989

[6] Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение.- 1988.- 247 с.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с. – (Руководство практического психолога).
  2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации// Мир психологии.-2002.-№2.-С.117
  3. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения//Вопросы психологии, 1994. - № 1. – С.122-126.
  4. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207с.
  5. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л., 1980.- 256 с.
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1983. - 139 с.
  7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М .: Смысл ;Per Se,2000. –239 с.
  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1990.-190 с.
  9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М. МГУ. –1987.-450 с.
  10. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М: Знание, 1969. - 197 с.
  11. Давыдов В.М., Ладанов Д.И. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985.- 100 с.
  12. Данилова Н.Н. Психофизиология. М: Аспект Пресс, 2000.-468 с.
  13. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Феникс, 1999.-389 с.
  14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 1993.-290 с.
  15. Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ.- 1984.- 208 с.
  16. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л.:ЛГУ, 1976.-328 с.
  17. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л., 1973.- 180 с.
  18. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Л.: Наука. 1971. - 132 с.
  19. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского /В 4-х кн. – М.: Новая школа, 1994. – 368с.
  20. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001.-370 с.
  21. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат,1978.-279 с.
  22. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998. – 144с.
  23. Коллектив и личность./ Ред. Е.В.Шорохова, К.К. Платонов и др. М.:Наука.- 1975.- 261 с.
  24. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 240 с.
  25. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 1968.- 215 с.
  26. Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л.:ЛГУ, 1967.-348 с.
  27. Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М.:Федра, 1994.-298 с.
  28. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.
  29. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение.- 1988.- 247 с.
  30. Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. М., 1960.
  31. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М., 1972.
  32. Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М.:Зерцало, 1998.-412 с.
  33. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение.-1981.- 320 с.
  34. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  35. Немов Р.С. Психология.М.:Владос,1998. Т.3.- 632 с.
  36. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984. – 200с., ил.
  37. Никольская Н. Анализ психологического климата//Практическая психология.-2001.-№3.-С.12-17
  38. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.
  39. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.
  40. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.- 430 с.
  41. Петровский В.А. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: просвещение, 1978. – 176с., ил.
  42. Петрушин В.И. Психология менеджмента. М.: Инст-т практической психологии.- 1996.- 235 с.
  43. Платонов К.К. Что изучает общественная психология. М., 1971.-181 с.
  44. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 1977.- 189 с.
  45. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
  46. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: Знание, 1991. – 48с.
  47. Психологические тесты для деловых людей /сост. к.п.н. Н.А.Литвинцева. – М., 1994. – 317с.
  48. Психологические тесты/ Ахмеджанов Э.Р. М.: Светотон.- 1995.- 320 с.
  49. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 440с., ил.
  50. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – С.216
  51. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.- 234 с.
  52. Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления. / Вопросы психологии. 1973. №4.-С. 5-19
  53. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. – М., 1990.
  54. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.- 119 с.
  55. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций.// Журн. высш. нервн. деят.- 1997.- т.47.- вып.2.- С.320-328
  56. Социальная психология в трудах отечественных психологов – СПб: Изд-во “Питер”, 2000.-467 с.
  57. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999.-450 с.
  58. Социальная психология: Хрестоматия\ Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000.-367 с.
  59. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта. – М.: Ангстрем, 1993. – 336с.
  60. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980.- 290 с.
  61. Шакуров Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М.:Зерцало, 1992.-290 с.
  62. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1994.-187 с.
  63. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб, Речь,2002.
  64. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.

Заказать диплом