Влияние игр с использованием математических знаний на развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.  Творческие способности и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста.. 9

1.1. Понятие творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов  9

1.2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. 23

1.3. Особенности  влияния игр с математическим содержанием на развитие творческих способностей  старших дошкольников. 28

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ творческих способностей У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.. 46

2.1. Организация и методы исследования. 46

2.2. Результаты исследования уровня развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 53

2.3. Приемы развития творческих способностей старших дошкольников с помощью игр с математическим содержанием. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76

ЛИТЕРАТУРА.. 79

Приложения.. 83

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в следующем. Творческие способности – далеко   не  новый   предмет    исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес  людей  во  все времена. Однако в прошлом у общества  не  возникало  особой   потребности  в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,  стихийно создавали  шедевры  литературы  и  искусства:   делали научные  открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым  потребности  развивающейся  человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь  в  эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И  она требует  от  человека  не  шаблонных,  привычных  действий,  а  подвижности, гибкости  мышления,  быстрой  ориентации  и  адаптации  к  новым   условиям, творческого подхода к решению больших  и  малых  проблем.  Если  учесть  тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно  растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на  машины, то  становиться  очевидным,  что  творческие  способности  человека  следует

признать самой существенной частью его интеллекта и  задачу  их  развития  –

одной из важнейших  задач  в  воспитании  современного  человека.  Ведь  все

культурные  ценности,  накопленные  человечеством –  результат   творческой деятельности  людей.  И  то,  насколько  продвинется   вперед   человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения.

Формирование активности, творческих способ­ностей, индивидуальности личности и других качеств происходит уже в дошкольном возрасте.

Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка занимает важное место в психологической теории, и ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Усилия отечественных и зарубежных ученых дали определенные результаты и в настоящее время психология способностей достаточно разработана. Но несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, она не утратила своей актуальности и сегодня.

В ходе работы над темой мы учитывали, что при различных функциональных значениях способности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости со знаниями, умениями и навыками. При отсутствии знаний, умений и навыков способности беспомощны, поскольку им не из чего будет выбирать. В случае же отсутствия способностей знания, умения и навыки могут остаться лишь бесполезным багажом. Это имеет существенное, если не определяющее значение в практике обучения детей какой-либо деятельности.

Детские учреждения призваны облегчить ребенку пе­риод смены ведущих видов деятельности, помочь ему преодолеть трудности перехода к школьному обучению. Одним из средств в достижении этой цели являются различные обучающие игры.

Игра - основная деятельность дошкольника, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для воспитателя  игры являются важным средством всесторон­него развития и воспитания детей.

С середины прошлого века игра нача­ла успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях оте­чественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимо­связь и взаимовлияние игры и обуче­ния. В играх актуализируется интел­лектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные дейст­вия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познава­тельные интересы дошкольников.

На первый план в таких играх ставятся образовательные (дидактические) задачи, которые реша­ются в занимательной форме. Благодаря этому дети учат­ся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, что способствует их умствен­ному развитию. Одновременно развиваются восприятие, речь, внимание, память.

Эмоциональность, искренность переживаний во время игры делают ее эффективным средством воспитания важнейших волевых качеств: выдержки, дисциплинированно­сти, умения регулировать свои действия, свое поведение.

О  роли игры в обучении и воспитании дошкольников высказывались такие педагоги и психологи, как Эльконин Д.Б.[60], Жуковская Р.И.[19], Богуславская З.М.[2], Воронова В.Я.[10], Изгаршева В.М.[22], Бондаренко А.К.[3], Венгер Л.А., Дьяченко О.М.[4] и др.

Для умственного развития существенное значение имеет при­обретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование творческих способностей, умственных действий, столь не­обходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в средней школе.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Начальное обучение математике осуществляется в основном на занятиях в дошкольном учреждении. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.).

Многие отечественные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина[33], Т. В. Тарунтаева[54], А.А. Смоленцева[53]  и др.) считали, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на пред­метно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориен­тировки в общих, математических понятиях. Данную точку зрения разделяют и современные исследователи.

Для овладения элементар­ными математическими знаниями и умениями, эффективного развития новых позна­вательных мотивов и процессов  в детских дошкольных учреждениях активно используются сюжетно-дидактические  и сюжетно-ролевые игры.

Объектом исследования является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование игровой деятельности с математическим содержанием как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы является выявление влияния игр с использованием математических знаний на развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого нами были поставлены следующие задачи:

n   изучить проблемы развития творческих способностей в работах отечественных и зарубежных психологов;

n   установление взаимосвязи развития творческих способностей  с игровой деятельностью в старшем дошкольном возрасте;

n   проведение диагностического исследования группы дошкольного возраста с целью определения уровня развития творческих способностей детей;

n   предложить игровые мероприятия с использованием математических знаний для развития творческих способностей.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   наблюдение;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   приемы психодиагностики;

n   математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база - подготовительная к школе группа детского сада №80 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл  в количестве 20 человек в возрасте 6-7 лет.

Методологическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Методики, использованные для диагностики особенностей развития творческих способностей: тест творческого мышления П.Торранса, прогрессивные матрицы Равена по исследованию интеллектуального мышления.

По результатам исследования сделаны выводы и даны рекомендации детям, воспитателям и родителям.

Практическая значимость работы заключается в том, что знание особенностей и уровня развития творческих способностей  дошкольников может помочь в выработке конкретных рекомендаций по развитию данного познавательного процесса с помощью игр с математическим содержанием; подобранные занятия, игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию творческих способностей  в дошкольных учреждениях.

Новизна исследования: Создание системы планирования практического материала является новизной нашей работы.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что игры с использованием математических знаний развивают творческие способности  дошкольника, это наиболее доступный вид детской деятельности, способный получить из окружающего мира впечатления, знания.  Результаты по развитию творческих способностей окажутся успешными, если при организации игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам математики детей старшего дошколь­ного возраста.

Работа предусматривала три этапа:

n   первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме;

n   второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу;

n   на третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, оформление  работы.

В настоящем варианте работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе нами рассмотрена проблема развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте в процессе игры с использованием математических знаний. По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1) Проблема развития творческих способностей достаточно актуальна, поэтому ей посвящали  свои труды педагоги и психологи не одно десятилетие. Способности — это не любые индивидуально-психологические особенности личности, а лишь те, от которые зависит продуктивность выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности — психические качества, отвечающие требованиями не одного, а многих видов деятельности, и специальные психологические особенности, являющиеся возможностями успешного выполнения человеком определенного вида деятельности. У каждого нормального ребенка - огромные возможности развития. Задача развития способностей давно стала реальностью. Однако это не означает, что можно ожидать одинаково высокого уровня развития одних и тех же способностей у  всех детей. Учителям и воспитателям постоянно приходиться считаться с психологическими особенностями детей.

Индивидуальные различия выступают, в частности, в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. Неодинаковость способностей не сводится, разумеется, к различиям по их уровню. Различия проявляются прежде всего в том, что у одних и тех же детей ярче обнаруживаются их возможности в таких-то видах занятий, а у других - в других. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но и их значение для роста способностей.

2) С   психологической   точки   зрения   дошкольное   детство   является благоприятным периодом для развития творческих способностей  потому,  что  в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них  есть  огромное  желание познавать окружающий мир. И родители поощряя  любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая  их  в  различные  виды  деятельности,  способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и  знаний  -  это  необходимая предпосылка  для  будущей  творческой  деятельности.

Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

3) Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель- не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Вовлечение детей в простую математическую деятельность происходит во время игры. Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

4) Выше изложенные высказывания подтверждены диагностическими исследова­ниями старших дошкольников в количестве 20 человек - детей подготовительной группы детского сада – по двум методикам, направленных на определения уровня разви­тия творческих способностей.

Результаты исследования показали, что в данной группе в основном дети показали средний уровень развития творческих способностей (12 детей), 2 дошкольника показали хорошо развитые творческие способности, а 6 детей показали низкий уровень развития творческих способностей;

5)    Для развития творческих способностей нами были использованы игровые мероприятия с использованием математических знаний на занятиях по математике в детском саду. При проведении занятий мы учитывали, что уровень развития творческих способностей зависит и от интенсивности занятий со старшими дошкольниками, и от индивидуального подхода к каждому ребенку. Дополнительные занятия с использованием различных игр с математическим содержанием оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов, а также творческих способностей детей.

Заказать диплом