Влияние игр с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников 1 (диплом)

Содержание

Введение................................................................................................. 3

Глава I. теоретические аспекты исследования влияния развивающих игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы  ребенка старшего дошкольного возраста......................................................................................................... 8

I.1. Общая характеристика игровой деятельности. Виды развивающих игр в дошкольном возрасте....................................................................................... 8

I.2. Особенности развития интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................... 27

I.3. Влияние игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы старших  дошкольников...................................................................... 41

Глава II. влияние игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста...................................................................... 65

II.1. Организация и методы диагностического исследования особенностей развития интеллектуальной сферы старших дошкольников.......................... 65

II.2. Анализ результатов исследования уровня развития интеллектуальной сферы старших дошкольников.................................................................................. 69

II.2. Методика развития интеллектуальной сферы детей с помощью развивающих игр с математическим содержанием.............................................................. 90

Заключение...................................................................................... 115

Литература........................................................................................ 118

приложения..................................................................................... 122

Введение

Актуальность исследования. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

На протяжении ряда лет основные усилия российских ученых, исследовавших интеллект и познавательные процессы детей дошкольного и младшего школьного возраста были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них — это проблема развития процессов восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему: Бабаева Т.И. [3]; Венгер Л.А.[7]; Венгер Л.А.[8]; Дьяченко О.М.[17].

Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным. Проблемам мышления посвящены работы Выготского Л.С.; Давидчук А.Н.[13]; Запорожца А.В.[21]; Поддьякова Н.Н.[50]; Тарунтаевой Т.В.[58]; Эльконина Д.Б.[65].  Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером.[8] З.М.Истомина[24] проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников. О.М.Дьяченко[17] показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Н.Н. Поддъяков[50] специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[65], Запорожец А.В.[9], Усова А.П.[59], Жуковская Р.И.[19], Менджерицкая Д.В.[37] и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.[42]

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), в том числе и развивает мыслительные процессы.

Для умственного развития существенное значение имеет при­обретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь не­обходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в средней школе.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Начальное обучение математике осуществляется в основном на занятиях в дошкольном учреждении. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.).

Многие отечественные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева, А.А. Смоленцева  и др.) считали, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на пред­метно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориен­тировки в общих, математических понятиях. Данную точку зрения разделяют и современные исследователи.

Для овладения элементар­ными математическими знаниями и умениями, эффективного развития новых позна­вательных мотивов и процессов  в детских дошкольных учреждениях активно используются сюжетно-дидактические  и сюжетно-ролевые игры.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния дидактических игр с математическим содержанием на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Несмотря на то, что в последние годы вопросы развития интеллектуальной сферы дошкольников привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей и их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования, еще недостаточно разработана проблема влияния дидактических игр  с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников, что и определяет тему дипломного исследования – «Влияние игр с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников».

Объектом исследования являются интеллектуальная сфера старших дошкольников.

Предметом исследования являются игры с математическим содержанием, как средство развития интеллектуальной сферы дошкольников.

Целью данной дипломной работы является изучение возможности развития интеллектуальной сферы старших дошкольников в процессе проведения игр с математическим содержанием.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

n    изучить литературу по вопросам игровой деятельности дошкольников;

n    провести диагностические исследования влияния игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы ребенка-дошкольника;

n    разработать и апробировать комплекс игр с математическим содержанием с использованием методики Б.П.Никитина для развития интеллектуальной сферы старших дошкольников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что комплекс игр с математическим содержанием способствуют развитию интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Методами исследования являются:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за дошкольниками;

- психолого-педагогический эксперимент:

методики исследования внимания (по Р.С.Немову),

методики исследования памяти (по Л.В.Черемошкиной и Р.С.Немову),

методики исследования наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического, образно-логического мышления  (по Симановскому А.Э., Немову Р.С., Тихомировой Л.Ф., Басову А.В.),

методики исследования воображения (по Немову Р.С.);

- математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось в детском саду №9, г.Йошкар-Ола, РМЭ с детьми в возрасте 6 лет в количестве 20 человек – по 10 детей из двух подготовительных групп ДОУ.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности познавательного характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема влияния дидактических развивающих игр с математическим содержанием на формирование интеллектуальной сферы ребенка,  поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также для родителей, кроме того в работе дан прикладной аспект нашей проблемы – разработан и адаптирован новый комплекс игр с математическим содержанием и игровых мероприятий на основе методики развивающих игр Б.Никитина.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе педагогов и для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью представленной технологии развития интеллектуальной сферы является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Литература

  1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск.- 1989.- 425 с.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.:Просвещение.— 1993.— 220 с.
  3. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.-114 с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.
  5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение.— 1987.- 96 с.
  6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание.–1979.–№5.–С.45-49
  7. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.— 1986.- 177 с.
  8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Педагогика- 1984.- 340 с.

10. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор­чества. - М., 1976.-187 с.

12. Давидчук А.Н.    Конструктивное  творчество дошкольника. М.:Наука.— 1973.-149 с.

13. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.:Педагогика.-1986.-190 с.

14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М. :Наука.- 1981.- 190 с.

15. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986.-260 с.

16. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Academia.— 1997.- 370 с.

17. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.:Просвещение, 1989.-198 с.

18. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

19. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966

20. Запорожец А.В. Избр. психол. труды. Т.1. М.— 1986.

21. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.-187 с.

22. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.

23. Истомина З.М. Развитие памяти. — М.: Просвещение, 1978. — 120 с.

24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.

25. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике// Дошкольное воспитание.- 2000.- № 3.- С. 46-49

26. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как иг­рать с ребенком. М.:Просвещение.- 1990.-129 с.

27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.:Педагогика.-1991.— 170 с.

28. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.:Педагогика.-1973.-190 с.

29. Лакуцневская Г.Г., Кожухова Н..Н и др. Для самых маленьких.  //Дошкольное воспитание. - №.4,56. - 1978.

30. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.-М.:Педагогика, 1971.-120 с.

31. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-, 1983.-Т. 1.

32. Леонтьев А.М. Проблемы развития психики. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1981. - 584 с.

33. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом. -М., 1971.-109 с.

34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Избр. Пед. чос. М.:Педагогика.-1977.-320 с.

35. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Ярославль: Академия развития.- 1997.- 240 с.

36.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.-340 с..

37. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

38. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.:Просвещение.- 1986.-144 с.

39. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

40. Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.ВЛАДОС.-1999.- 632 с.

41. Никитин Б. Развивающие игры. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.

42. Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-19 с.

43. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. М.:Просвещение.— 1977.— 576 с.

44. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.–М.: Педагогика.–1989.–198 с.

45. Память и ее развитие. [Сб.статей. Отв. ред. канд. пед. наук доц.Я.В.Большуков]. — Ульяновск, 1973. — 112 с.

46. Панько Е. А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие.— Минск, 1984.-391 с.

47. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М.:Наука.— 1969.-230 с.

48. Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А.Сохина, Турунтаевой. М.:Педагогика.— 1978.— 116 с.

49. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.-1986.-50 с.

50. Равильова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение.- 1991.-198 с.

51. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: Народная асвета.-1990.-96с.

52. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль.: Гринго.— 1996.— 247 с.

53. Смирнов А.А. Психология запоминания.—М.:Просвещение,1948.-267 с.

54. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.:Просвещение.-1987.-97 с.

55. Солсо Р.Л. Факторный анализ интеллекта//Школьные технологии.-1999.-№3.-С.12

56.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.:Педагогика.- 1982.-87 с.

57. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.-209 с.

58. Турунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.:НИИ АПН СССР.— 1980.— 23 с.

59. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

60. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.10. — М.: Педагогика, 1950. — 414 с.

61. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.:Педагогика, 1967 .-118 с.

62. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973.

63. Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности. М.,1970.— 29 с.

64.  Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М.,1991.

65. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

Заказать диплом