Влияние игр с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния развивающих игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы  ребенка старшего дошкольного возраста............................. 9

I.1.    Общая характеристика игровой деятельности. Виды развивающих игр в дошкольном возрасте....................................................................... 9

I.2.   Особенности развития интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста........................................................................................... 29

I.3.   Влияние игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы старших  дошкольников.................................................................. 45

Глава II. Влияние игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста     71

II.1.   Организация и методы диагностического исследования особенностей развития интеллектуальной сферы старших дошкольников......................... 71

II.2.   Анализ результатов исследования уровня развития интеллектуальной сферы старших дошкольников................................................................... 75

II.3.   Методика развития интеллектуальной сферы детей с помощью развивающих игр с математическим содержанием..................................................... 98

Заключение.......................................................................................... 124

Список использованной литературы............................................... 128

Приложение.......................................................................................... 133

Введение

Актуальность исследования. В последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов [1; 2], действует президентская программа "Дети России", утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2010 г., положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, активизирована деятельность социальных работников, психологов и педагогов.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

На протяжении ряда лет основные усилия российских ученых, исследовавших интеллект и познавательные процессы детей дошкольного и младшего школьного возраста были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них — это проблема развития процессов восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему:  Т.И.Бабаева [3]; Л.А.Венгер [7]; Л.А. Венгер[8]; О.М.Дьяченко [17].

Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным. Проблемам мышления посвящены работы Л.С. Выготского [9]; А.Н.Давидчук [13]; А.В.Запорожца [21]; Н.Н.Поддьякова [50]; Т.В. Тарунтаевой [58]; Д.Б.Эльконина [65].  Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером.[8] З.М.Истомина[24] проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников. О.М.Дьяченко[17] показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Н.Н. Поддъяков[50] специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной детской деятельности.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В.Эльконин [65], А.В.Запорожец [9], А.П.Усова [59], Р.И.Жуковская [19], Д.В.Менджерицкая [37] и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.[40]

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), в том числе и развивает мыслительные процессы.

Для умственного развития существенное значение имеет при­обретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь не­обходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в средней школе.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Начальное обучение математике осуществляется в основном на занятиях в дошкольном учреждении. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.).

Многие отечественные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин [8], А. Н. Леушина [15], Т. В. Тарунтаева [57], А.А. Смоленцева [43]  и др.) считали, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на пред­метно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориен­тировки в общих, математических понятиях. Данную точку зрения разделяют и современные исследователи.

Для овладения элементар­ными математическими знаниями и умениями, эффективного развития новых позна­вательных мотивов и психических процессов  в детских дошкольных учреждениях активно используются сюжетно-дидактические  и сюжетно-ролевые игры.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния дидактических игр с математическим содержанием на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Несмотря на то, что в последние годы вопросы развития интеллектуальной сферы дошкольников привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей и их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования, еще недостаточно разработана проблема влияния дидактических игр  с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников, что и определяет тему дипломного исследования – «Влияние игр с математическим содержанием на интеллектуальную сферу дошкольников».

Объектом исследования являются интеллектуальная сфера старших дошкольников.

Предметом исследования являются игры с математическим содержанием, как средство развития интеллектуальной сферы дошкольников.

Целью данной дипломной работы является изучение возможности развития интеллектуальной сферы старших дошкольников в процессе проведения игр с математическим содержанием.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

n    изучить литературу по вопросам игровой деятельности дошкольников;

n    провести диагностические исследования влияния игр с математическим содержанием на развитие интеллектуальной сферы ребенка-дошкольника;

n    разработать и апробировать комплекс игр с математическим содержанием с использованием методики Б.П.Никитина для развития интеллектуальной сферы старших дошкольников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что комплекс игр с математическим содержанием способствуют развитию интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Методами исследования являются:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за дошкольниками;

- психолого-педагогический эксперимент:

методики исследования внимания (по Р.С.Немову),

методики исследования памяти (по Л.В.Черемошкиной и Р.С.Немову),

методики исследования наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического, образно-логического мышления  (по Симановскому А.Э., Немову Р.С., Тихомировой Л.Ф., Басову А.В.),

методики исследования воображения (по Немову Р.С.);

- математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось в детском саду №9, г.Йошкар-Ола, РМЭ с детьми в возрасте 6 лет в количестве 20 человек – по 10 детей из двух подготовительных групп ДОУ.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности познавательного характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема влияния дидактических развивающих игр с математическим содержанием на формирование интеллектуальной сферы ребенка,  поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также для родителей, кроме того в работе дан прикладной аспект нашей проблемы – разработан и адаптирован новый комплекс игр с математическим содержанием и игровых мероприятий на основе методики развивающих игр Б.Никитина.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе педагогов и для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью представленной технологии развития интеллектуальной сферы является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // ФЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст.3802
  2. Федеральный Закон от 10.07.1996 г. № 3266 (Ред.) «Об образовании» // ФЗ РФ. – 1996. - №3. – Ст.150.
  3. Бабаева Т.И. У школьного порога / Т.И.Бабаева. - М.:Просвещение, 1993.— 220 с.
  4. Богуславская 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 1991.-114 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.  / А.К.Бондаренко. - М.:Просвещение, 1985.- 190 с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. - М.:Просвещение, 1987.- 96 с.
  7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1989. - 70 с.
  8. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Л.А. Венгер //Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. –М, 1986.- 177 с.
  9. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Апрель Пресс, 2000.-487 с.
  10. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры / Е.М.Гаспарова. - М., 1989.
  11. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника / А.Н.Давидчук. - М.:Наука, 1973.-149 с.
  12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор­чества / А.Н.Давидчук. - М., 1976.-187 с.
  13. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.:Педагогика,1986.-190 с.
  14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. П.С. Комельского. - М.:Наука, 1981.- 190 с.
  15. Для самых маленьких / Г.Г.Лакуцневская, Н.Н. Кожухова и др.  // Дошкольное воспитание. – 1978. №.4. – С.12-18.
  16. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986.-260 с.
  17. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/ О.М. Дьяченко // Психология дошкольника. Хрестоматия. -М.: Academia, 1997.- 370 с.
  18. Житникова Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. -М.:Просвещение, 1989.-198 с.
  19. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 1975.-112 с.
  20. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.:Просвещение, 1966.
  21. Запорожец А.В. Избр. психол. труды. Т.1. / А.В. Запорожец. – М., 1986.
  22. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.-187 с.
  23. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.
  24. Истомина З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. — М.: Просвещение, 1978. — 120 с.
  25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.  -М.:Академия, 2000.- 416 с.
  26. Короткова Н.А. Как иг­рать с ребенком / Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко. - М.:Просвещение, 1990.-129 с.
  27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.:Педагогика, 1991.— 170 с.
  28. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. -М.:Педагогика, 1973.-190 с.
  29. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес .-М.:Педагогика, 1971.-120 с.
  30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. / А.Н. Леонтьев, 1983.
  31. Леонтьев А.М. Проблемы развития психики / А.М. Леонтьев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1981. - 584 с.
  32. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом / З.В. Лиштван. - М., 1971.-109 с.
  33. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. - М.:Педагогика, 1977.-320 с.
  34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. - Ярославль: Академия развития.- 1997.- 240 с.
  35. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М., 1982.-340 с..
  36. Михайленко Н.Я., Как играть с ребенком/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.:Педагогика, 1990.- 290 с.
  37. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. / В.С. Мухина. - М.:Просвещение, 1986.-144 с.
  38. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1./ Р.С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  39. Немов Р.С. Психология. Кн.3 / Р.С. Немов. - М.:ВЛАДОС, 1999.- 632 с.
  40. Никитин Б. Развивающие игры / Б. Никитин. - М.:Айрис-пресс, 2000. -326 с.
  41. Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / С.Л. Новоселова. - М., 1997.-19 с.
  42. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание.–1979.№5.–С.45-49.
  43. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. -М.:Просвещение, 1977.— 576 с.
  44. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. К.М. Валяева. – М.: Педагогика, 1989.–198 с.
  45. Память и ее развитие. [Сб.статей. Отв. ред. канд. пед. наук доц.Я.В.Большуков]. — Ульяновск, 1973. — 112 с.
  46. Панько Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. / Е.А. Панько. — Минск, 1984.-391 с.
  47. Пиаже Ж. Избр. психол. труды.  / Ж. Пиаже. - М.:Наука, 1969.-230 с.
  48. Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А.Сохина,  К.С. Турунтаевой. - М.:Педагогика, 1978.— 116 с.
  49. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М.,1986.-50 с.
  50. Равильова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Равильова. - М.: Просвещение, 1991.-198 с.
  51. Сай М.К. Математика в детском саду / М.К Сай, Е.И. Удальцова. - Минск.: Народная асвета, 1990.-96с.
  52. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – А.Э. Симановский. - Ярославль.: Гринго. 1996.— 247 с.
  53. Смирнов А.А. Психология запоминания / А.А. Смирнов.—М.:Просвещение,1948.-267 с.
  54. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. - М.:Просвещение, 1987.-97 с.
  55. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г.Корнеева, Г.Родина // Дошкольное воспитание.- 2000. № 3.- С. 46-49.
  56. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду /  А.И. Сорокина. - М.:Педагогика, 1982.-87 с.
  57. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно/  А.С. Спиваковская. - М., 1981.-209 с.
  58. Турунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. / Т.В. Турунтаева. -М.:НИИ АПН СССР, 1980.— 23 с.
  59. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 1976.-180 с.
  60. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.10. / К.Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1950. — 414 с.
  61. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. / К.Д. Ушинский. -М.:Педагогика, 1967 .-118 с.
  62. Факторный анализ интеллекта / Р.Л. Солсо //Школьные технологии.-1999.№3.-С.12
  63. Флерина Е.А. Игра и игрушка / Е.А. Флерина. - М., 1973.
  64. Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности / Л.И. Цеханская. - М.,1970.— 29 с.
  65. Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М.,1991.
  66. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика, 1978.-304 с.

Заказать диплом