Влияние игры на формирование самостоятельной деятельности  дошкольника (курсовая работа)

Оглавление

Введение............................................................................................... 4

1.  игра и игровая деятельность в дошкольном детстве 6

1.1. Общая характеристика игровой деятельности........................................................ 6

1.2. Игра как ведущий вид  деятельности дошкольника............................................... 9

1.3. Классификация игр................................................................................................. 12

2. исследование влияния сюжетно-ролевых игр на формирование самостоятельной деятельности дошкольника         25

2.1. Диагностика самостоятельной деятельности дошкольников.............................. 25

2.2. Развитие самостоятельной деятельности при помощи сюжетно-ролевых игр 28

2.3. Исследования уровня воображения, фантазии, самостоятельной деятельности дошкольников  после проведения развивающих игр.......................................................................................... 30

Заключение....................................................................................... 35

Литература........................................................................................ 38

Приложения...................................................................................... 39

Введение

Актуальность исследования. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности. В этом заключается актуальность исследования темы курсовой работы – «Игра в формировании самостоятельной деятельности дошкольников».

Объект: роль игры в формировании самостоятельной деятельности дошкольника.

Предмет: особенности влияния сюжетно-ролевых игр на формирование самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Целью данной работы является выявление особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста и изучение влияния игры на формирование самостоятельной деятельности  дошкольника.

Задачами работы стали:

v    Изучить проблему игры и ее роли в формирование самостоятельной деятельности в трудах педагогов и психологов;

v    Провести диагностические исследования самостоятельной деятельности дошкольников;

v    Предложить комплекс сюжетно-ролевых игр для развития самостоятельности дошкольника.

Гипотеза: сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на формирование самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследования проводились на базе детского сада «Солнышко» с воспитанниками старшей группы в количестве 20 человек.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методами исследования является:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

n   приемы психодиагностики.

Методики исследования: для диагностики были взяты следующие методики (по Немову Р.С.): 1) «Дорисование фигур»; 2) «Нарисуй картинку»

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что проблема воспитательной функции игры в дошкольном детстве разработана достаточно широко, однако в последнее время исследований по формированию самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста недостаточно, кроме того, отсутствуют диагностические методики по исследованию, определяющие уровень развития самостоятельнной деятельности, а также теоретические и практические исследования по влиянию сюжетно-ролевых игр  на формирование самостоятельной деятельности ребенка, поэтому представленная разработка является первоначальным вкладом в данной области исследований.

Заключение

Таким образом, проведя исследования роли игры в формировании самостоятельной деятельности дошкольников, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

2. Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

3. Сформированность сюжетной игры у дошкольника позво­ляет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неиз­меримо более широкую сферу действительности, далеко выхо­дящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошколь­ник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Перспективные знания, систематизируя конкретные и общие, приводят к тому, что в игре на базе исходного сюжета возника­ют новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем ло­гических, аргументированных рассуждений.

4. Для подтверждения гипотезы были проведены диагностические исследования сформированности самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, взяв за основу уровень развития воображения и фантазирования.

На первом этапе исследования развития воображения у детей был установлен средний (25%) и низкий (60%) уровень развития. Это свидетельствовало о том, что уровень воображения у детей находился или в пределах нормы (средний) или у детей имелись серьезные отставания в психологическом развитии от большинства других детей (низкий). Для развития воображения детям были предложены развивающие игры, которые помогли детям поднять уровень воображения на должную высоту.

После проведения формирующего эксперимента детям были предложены методики, по которым проходило исследование на первом этапе. Результаты этих исследований значительно отличались от результатов констатирующего эксперимента. Дети в большинстве случаев показали выраженные способности или задатки к развитию воображения и формированию самостоятельной деятельности.

Все это подтверждает, что знание ситуаций, которые не способствуют формированию самостоятельной деятельности ребенка, полезно не только для нормального развития ребенка, но и для воспитательного процесса.

5. Формирование самостоятельности наиболее эффективно происходит в сюжетно-ролевой игре среди сверстников. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем фантазирования, определенных действий, а также ло­гических, аргументированных рассуждений.

Формирование самостоятельной деятельности с помощью сюжетно-ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю после­дующую деятельность человека в обществе. Игра учит ребенка мыслить, воспитывает целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность.

6. Согласно первоначальной гипотезе, опираясь на материалы экспериментального исследования можно сделать вывод: самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста успешно формируется в сюжетно-ролевой игре, если работа по ее формированию ведется целенаправленно и организованно. Более эффективным этот процесс становится тогда, когда организована совместная деятельность педагогов, психологов, родителей и детей.

Заказать курсовую