Влияние игровой деятельности на  воспитание социального поведения дошкольника (курсовая работа)

Содержание

 

Введение.................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ социального поведения ребенка дошкольного возарста с помощью игр      6

1.1. Исследование основ социального поведения ребенка в работах отечественных и зарубежных авторов......................................................................................... 6

1.2. Формирование основ социального поведения ребенка дошкольного возраста    13

1.3. Влияние игры на воспитание социального поведения детей старшего дошкольного возраста.......................................................................................................... 25

Глава 2. Исследования влияния игры на воспитание основ социального поведения старших дошкольников............... 38

2.1. Диагностика сформированности социального поведения детей дошкольного возраста.......................................................................................................... 38

3.2. Воспитание основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры............................................................................................... 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 50

Литература........................................................................................... 52

Приложения......................................................................................... 54

Введение

Актуальность исследования. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образова­ние в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение до­школьного возраста заключается не столько в овладении ребенком зна­ниями, сколько в становлении базо­вых свойств его личности: самооцен­ки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направле­ний развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдаю­щихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования пос­ледних лет, происходящие в совре­менной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образо­вания. Основным приоритетом сегод­ня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и по­требностей, развитие творческих спо­собностей и забота о его эмоциональ­ном благополучии.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям. Од­нако эти направления раз­вития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе немного и публикаций по исследованию воияния игры на воспитание социальных навыков и формирование социального поведения в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Целью данной работы является изучение влияния игровой деятельности на  воспитание социального поведения дошкольника.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

n   изучить основы социального поведения дошкольника: эмоциональное развитие, социальные навыки; самооценку.

n   определить особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте;

n   исследовать социально-эмоциональное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте;

n   предложить мероприятия по воспитанию основ социального поведения, основанные на играх.

Объектом исследования является социальное поведение дошкольника.

Предметом исследования - игра как средство воспитания социального поведения дошкольников.

Методами исследования является:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

n   приемы психодиагностики.

Методиками исследования стали: методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская) по изучению детской неуверенности; методика «Маски» (Т.Д.Марцинкоская) по исследованию эмоциональной отзывчивости ребенка; исследование самооценки (по Р.С.Немову).

Гипотеза: игровая деятельность оказывает положительное влияние на воспитание основ социального поведения детей дошкольного возраста.

Исследования проводились на базе Кузнецовского детского сада с воспитанниками подготовительной группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время мало исследований по формированию основ социального поведения ребенка дошкольного возраста, а также отсутствуют теоретические и практические исследования по влиянию игр  на воспитание социального поведения ребенка, поэтому представленная разработка является первоначальным вкладом в данной области исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе рассмотрены проблемы воспитания основ социального поведения в дошкольном возрасте с помощью игр; основываясь на поставленных в работе задачах, можно сделать следующие выводы.

Проблемам формирования социального поведения  в детском возрасте в настоящее время уделяется недостаточное внимание педагогов и психологов, существует мало разработок, определяющих значение сформированность социальных навыков для личностного и эмоционального развития ребенка, поэтому это достаточно актуальная проблема в процессе развития и воспитания детей.

Несформированность основ социального поведения дошкольников проявляется таких формах личностных нарушений, как тревожность, агрессия, страхи, неуверенность, одиночество, заниженная самооценка и др., ведущих к дисгармоничному развитию личности. Дисгармония  - процесс развития, характеризующийся несбалансированностью психических свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и затрудняющих ее социализацию и индивидуализацию.

Важным для социального поведения ребенка дошкольного возраста является детская игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Благодаря игре личность ребенка формируются основы социального поведения:

n    развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы при­обретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).

n    преодолевается познавательный и эмоциональный эго­центризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его пози­цию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помо­гает ориентироваться во взаимоотношениях между людь­ми. способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

n    развивается произвольность поведения:  разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эта­лону- Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше- ний людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соот­ветствии с социальными образцами. Это помогает ребен­ку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

n    развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способно­сти и творческие возможности ребенка.

В игре дошколь­ник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Для подтверждения гипотезы были проведены диагностические исследования сформированности социальных навыков детей дошкольного возраста. В результате экспериментального исследования было выявлено, что в группе 30% со слабо сформированными социальными навыками, проявляющимися в агрессивности, эмоциональной разлаженности, неуверенности, низкой самооценке, враждебными взаимоотношениями со сверстниками и т.д., 55% - со средним уровнем сформированности социальных навыков, и только 15% детей показали высокий уровень сформированности основ социального поведения - это активные дети, эмоционально устойчивые, открытые в общении, коммуникабельные, доброжелательные, уверенные, с высокой самооценкой. Это предопределило направления для проведения развивающих мероприятий. Мероприятия были основаны на различных играх.

По результатам коррекционной работы были проведены повторные исследования, сравнение результатов доказало эффективность апробированной программы: детей с высоким уровнем сформированности социального поведения стало на 45% больше, со средним уровнем - на 25% меньше и детей, у который навыки социального поведения были развиты слабо стало на 20% меньше.

Все это подтверждает, что знание ситуаций, которые не способствуют формированию социального поведения ребенка, полезно не только для нормального развития ребенка, но и для воспитательного процесса. Необходимость налаживания личных контактов как с воспитателем, так и со сверстниками может во многом улучшить обстановку в детском коллективе, а следовательно, личностную и эмоциональную сферу ребенка. Самое глав­ное - необходим строго индивидуальный подход к каждому из опроше­нных детей.

Воспитание социального поведения с помощью игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю после­дующую деятельность человека в обществе.

Согласно первоначальной гипотезе, опираясь на материалы экспериментального исследования можно сделать вывод: социальное поведение детей успешно воспитывается в игре, если работа по его формированию ведется целенаправленно и организованно. Более эффективным этот процесс становится тогда, когда организована совместная деятельность педагогов, психологов, родителей и детей.

Заказать курсовую