Влияние индивидуально-психологических особенностей педагога на ролевой статус в коллективе (курсовая)

Содержание

Введение....................................................................................................................................... 3

1. теоретические аспекты исследования индивидуально-личностных качеств учителя и их влияния на статус в педагогическом коллективе 6

1.1. Разработка проблемы личностных качеств педагога в отечественной  и зарубежной литературе.......................................................................................................................................................... 6

1.2. Характеристика индивидуально-психологических качеств педагога......................... 12

1.3. Влияние индивидуально-личностных особенностей на статус в педагогическом коллективе   26

Глава 2. Диагностика исследования индивидуально-личностных качеств педагогов с разным стажем работы и их влияния на статус в педагогическом коллективе.................................................................................... 41

2.1. Исследования индивидуально- личностных качеств педагогов.................................. 41

2.2. Исследование влияния индивидуально -  личностных  особенностей  на   статус   в   педагогическом коллективе..................................................................................................... 52

Заключение............................................................................................................................. 61

Список литературы............................................................................................................ 63

Приложения............................................................................................................................ 66

Введение

Человеческая жизнь, особенно жизнь личная индивидуальная, является чрезвычайно сложной, многогранной. Огромный водораздел между наукой и жизнью, который был особенно глубоким для общес­твенных наук, привел за "годы застоя" к тому, что развитие науч­ных знаний о человеке, личности и психологии мало влияло на ис­пользование этих знаний широким кругом людей, мало помогало в ос­мыслении, в улучшении их жизни. Люди нуждаются в помощи психоло­га, в совете, в участии.

Поэтому в последние годы среди проблем, все сильнее привле­кающих внимание ученых-психологов, одно из первых мест стала за­нимать проблема личности. Уточняется определение личности, этого сложнейшего образования, ее структуры и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием лич­ности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие "личность" обыч­но включают такие свойства, которые являются более или менее ус­тойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психоло­гия из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

По сложности решаемых проблем, полифункциональности личностных качеств, требуемых от учителя, по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и наиблагороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на Земле — Человека.

Какие бы методы и педагогические технологии ни основывал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир ученика всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу.

Чтобы обладать этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью. Каждый из нас при упоминании слова «Учитель» мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность.

Целостный подход к изучению личности учителя — это типологический подход, который позволяет увидеть в каждом отдельно взятом типа что-то оригинальное и неповторимое.

Проблема формирования коллектива педагогов была поставлена советской педагогикой. Реальным про­образом для создания модели педагогического коллектива А. С. Макаренко представил коллектив чекистов, в котором он увидел много положительных особенностей: всепроннкающую бод­рость, немногословие, отвращение к штампам, неспособность раз­валиваться на диване или укладывать живот па стол, наконец, веселую и безграничную работоспособность без жертвенной мины или ханжества, без намека на отвратительную повадку «святой жертвы». «И, наконец, я увидел и ощутил осязанием,—пишет он,—то драгоценное вещество, которое не могу назвать иначе, чем социальным клеем: это чувство общественной дисциплины, уменье в каждый момент работы видеть всех членов коллектива, это по­стоянное знание о больших всеобщих целях, знание, которое все же никогда не принимает характер доктринерства и болтливого, пустого вяканья».[1]

Трудно переоценить значение правильного подхода к пониманию социально-психологических феноменов, возникающих в процессе взаи­модействия членов педагогического коллектива: сплоченности коллектива, психологи­ческого климата в нем, восприятия коллектива его членами, само­чувствия и самоуважения личности педагога в коллективе, перспектив личнос­ти в коллективе в связи с перспективами самого коллектива, появление лидеров  и т.д. Самая эффективная группа, коллектив - это та, в составе которой находятся люди с не­похожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению це­лей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уро­вень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддер­живающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доми­нируют.

Весомый вклад в решение проблемы профессиональных качеств личности педагогов внесли выдающиеся педагоги. Такие как Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А.

За последние 30-40 лет хочется отметить работы Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Амонашвили Ш.А., которые затрагивали проблему «личностных качеств» педагогов.

Однако проблема влияния личностных качеств учителя на его ролевой статус в педагогическом коллективе является малоразработнанной, чем и определяется актуальность исследования.

Объект исследования – личностные характеристики педагога.

Предмет исследования – влияние индивидуально-психологических особенностей педагога на ролевой статус в коллективе.

Целью курсовой работы является изучение влияния индивидуально-психологических особенностей на статус в педагогическом коллективе.

В связи с вышеизложенным в работе поставлены следующие задачи:

1) изучить индивидуально-психологические особенности педагогов и их влияние на ролевой статус в педагогическом коллективе;

2) провести диагностические исследования личностных особенностей и социометрического статуса педагога в конкретном коллективе;

3) предложить мероприятия по развитию индивидуально-психологических качеств педагога с целью принятия благоприятного статуса в коллективе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что  личностные качества педагогов, имеющих как большой, так и малый стаж работы, влияют на его статусное положение в коллективе.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и психологии, таких как: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский,  А.Т. Асмолов, А.В. Мудрик, М.А. Осодрина, В.А. Потревский, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, А.У. Хараш, Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, Н.В. Кузь­мина, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский и  др.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ по психологии и педагогике;

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

Методики исследования: Для определения индивидуально-психологических качеств личности был взят 16-факторный опросник Р. Кеттела, методики Жукова Ю. для определения особенностей общения; для исследования социометрического статуса в педагогическом коллективе использована методика Дж. Морено - социометрия.

Опытно-экспериментальная база: учителя средней общеобразовательной школы №12 г. Волжска, РМЭ.

Новизна исследования: В работе представлен комплекс методик, с помощью которого можно практически исследовать проблему влияния личностных, профессиональных качеств на ролевой статус в педагогическом коллективе, которая в настоящее время является одной из малоразработанных в аспекте образования.

Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы в практике работы в области образования.

 


[1] Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Соч.—М,, 1957.—Т. I.— С. 622.

Список литературы

1.Абдулина А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования// Сов. педагогика. 1976. №1.

2.Абрамова Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. М., 1989.

3.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М., 1983.

4.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Каз. унив., 1996. — 566 с.

5.Андронова Т.Д. Место умения анализировать педагоги­ческое явление в профессионально-педагогической струк­туре учителя // Формирование личности учителя в систе­ме высшего педагогического образования/Под ред. В.А. Сластенина. М., 1980. С. 33—41.

6.Анциферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. — 1978. — №1.

7.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование лич­ности. М., 1976.— 158с.

8.Бернс Р. Развитие  Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

9.Битянова Н.Р. Культура  самосовершенствования преподавателя. - М.: МПА, 1994.

10.Бодалев А. А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт//В кн.: Проблемы общения и воспитания. — Тарту, 1974.

11.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд. — М.: Международ. пед. академия, 1995.

12.Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическое мастерство. - М., 1974.

13.Вершковский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - Л., 1983.

14.Все начинается с учителя./ Сост. хрестоматийного сб. К.Н. Иванов. - М., 1983.

15.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1968. — 260 с.

16.Гоноболин Ф.Н. Черты педагогического мастерства // Нар. образование. 1959. № 9. С. 47 — 51.

17.Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

18.Грибанова Г.В. Формирование взаимоотношений учителей         и учащихся. // Сов.педагогика. 1990. №12. С.87-91.

19.Деменцов А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства. - Ростов-на-Дону, 1972.

20.Дмитриенко Е.А., Успанов К.С. К вопросу о ведущих компонентах структуры личности учителя — воспитате­ля пионеров // Проблемы формирования профессиональ­ного мастерства учителя. Алма-Ата, 1985. С. 27 — 34.

21.Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. Кировоград.1992.

22.Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-проф­ессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С. 34—38.

23.Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учите­ля. М., 1986. — 143 с.

24.Ефимова О.И. Некоторые особенности межличностного восприятия в педагогических коллективах // Личность и межличностные отношения в коллективе. Ульяновск, 1988. С. 116—122.

25.Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Знание, 1990.

26.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

27.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

28.Игумнова Г.В. Основы педагогического мастерства. — Йошкар-Ола, 1983. — 28 с.

29.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.—190с.

30.Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избр. пед. соч. - М., 1982.

31.Кознев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности лич­ности учителя. Л., 1980.

32.Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия. // Сов.педагогика. 1991. №10. С.36-42.

33.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 208 с.

34.Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности. М„ 1987. С. 191—210.

35.Кондратьева С.В. Ученик — учитель. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.

36.Кореляков. Ю.А. Пути самосовершенствования и развития личностных качеств педагогов.// Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с. 77-80.

37.Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. // Вопросы психологии.- 1990.- №2.- С.69-69.

38.Котова И.Б., Рогов Е.И, Эффекты и феномены педагоги­ческого взаимодействия // Педагогическое взаимодейст­вие: педагогический аспект, М., 1990.- С. 3 — 14.

39.Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. — Ростов-на-Дону: Феникс,1995.

40.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

41.Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности пе­дагога. Л., 1978. С. 7— 10.

42.Леонтьев А.Л. Педагогическое общение. — М., 1979 — 118 с.

43.Маркова А.К. Психология труда учителя.М.:Просвещение.-1993.-192 с.

44.Маркуша А.М. Если вы учитель. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.

45.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.

46.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

47.Орлов А.А. Современный учитель. Социальный престиж и профессиональный статус//Педагогика. - 1999. - №3. - с. 60-61.

48.Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Д Зазюна. М., 1989.—302с.

49.Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

50.Пилиповский В.Я. - Требования к личности учителя в условиях высокотехнического общества//Педагогика. - 1997. - №5. - с. 97-107.

51.Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. - М., 1983.

52.Поташник М.М. Педагогическое творчество. Проблемы развития и опыт. — К.: Рад. шк., 1988. — 187 с.

53.Практическая психология для преподавания. - М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1997.

54.Профессиональная деятельность молодого учителя: соци­ально-педагогический аспект/Под ред. С.Г. Вешловско-го, Л.Н. Лесохиной, М., 1982. — 144 с.

55.Психологические тесты./Сост. Э.Р. Ахметдзянов. - М.: Светотон, 1995.

56.Рогов Е.И. Исследование процессов профессиональной типизации в педагогической деятельности // Научно-тео­ретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1992. С. 7 — 9.

57.Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.

58.Синица М.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

59.Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготов­ки. М„ 1976.—160с.

60.Сорока-Росинский В.И. Школа Достоевского. М., 1978. —48с.

61.Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухабской Г.С. Л., 1981. — 78 с.

Заказать курсовую