Влияние коммуникативных способностей педагогов на адаптацию подростков в коллективе сверстников (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования адаптации подростков в коллективе сверстников. 9

1.1. Понятие «адаптация» и «дезадаптация» в трудах отечественных и зарубежных авторов. 9

1.2. Психологические особенности подростков. 15

1.3. Особенности адаптации подростков в коллективе сверстников. 20

Глава 2. Особенности коммуникативных способностей педагогов  32

2.1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения  32

2.2. Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств педагога. 36

2.3. Влияние коммуникативных способностей педагога на процесс общения с подростками. 45

Глава 3. диагностические исследования влияния коммуникативных способностей педагогов на адаптацию подростков в коллективе сверстников. 54

2.1. Организация и методы исследования. 54

2.2. Результаты исследования личностных особенностей подростков, особенностей их адаптации в коллективе и коммуникативных способностей педагогов. 61

2.3. Коррекция дезадаптации подростков в коллективе сверстников и развитие коммуникативных способностей педагогов. 74

Заключение. 92

Список литературы.. 96

Приложение. 102

Введение

Актуальность темы исследования. Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровне­вом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с тру­дом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживают­ся все психические характеристики человека, выступающего в качес­тве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвую­щую в нем личность.

Проблема коммуникативных способностей педагогов особо актуальна в наши дни, поскольку воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, ста­нет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общ­ности воспитателя и ребенка — чувство «Мы».

К числу условий психического развития относится общение, которое с ранних этапов онтогенеза приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия ребенка со взрослым и, впоследствии, со сверстниками.

Чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является проблема коммуникативных способностей педагога в общении с подростками, поскольку наибольшее число конфликтов в диаде “учитель - ученик” случается в подростковом возрасте. Школьный психолог едва ли не ежедневно слышит горестные исповеди подростков, которых одергивают, высмеивают перед классом, выгоняют в туалет смывать косметику. Бдительный педагог всегда начеку, его “красный карандаш” всегда остро отточен и готов “подчеркнуть” любую оплошность в поведении ученика, в его одежде или манерах.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты. Все это влияет на процесс адаптации подростка в коллективе.

Социально-психологическая адаптация связана с изменением статуса, что в течение жизни человека происходит многократно и каждый раз требует выработки соответствующих типов поведения.

М.Е. Зеленова группу дезадаптированных включает детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и педагогами, т.е. с нарушением социаль­ных контактов [25].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи признают доминирующую роль социо-культурных и психолого-педагогических факторов в развитии ре­бенка, особо выделяя при этом роль совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, обучения, воспитания и активности самого ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, В.С.Мухина и др.). Они обращают внимание на то обстоятельство, что не всякое обще­ние с окружающими, обучение и воспитание носят развивающий характер. Эти процессы эффективны при условии учета особенно­стей развития ребенка, гуманного к нему отношения и создания благоприятных условий для проявления его собственной активно­сти. Гуманистические идеи педоцентризма, природе- и культуросообразной организации обучения и воспитания высказывались и были частично реализованы в педагогических системах (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Д.Дьюи, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, М.Монтессори и др.). В дальнейшем они послужили своеобразными ориентирами для современных ученых и практиков.

Пе­риод адаптации, по данным различных авторов, продолжается от 2-3 месяцев до полугода и сопровождается ростом внутренней на­пряженности, повышением уровня тревожности, снижением самооценки.

Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу; развивать у замкнутых детей вкус к общению и потребность в нем, снимать коммуникативную тревожность. В этом важную роль могут играть развитые коммуникативные способности педагогов. Несмотря на то, что проблемам общения уделялось достаточное внимание в психологической литературе, публикаций, посвященных вопросам влияния коммуникативных способностей педагогов на процесс адаптации подростков в коллективе сверстников является малоразработанным.

Проблему общения и коммуникативных способностей в общении исследовали многие психологи и философы нашего времени. Так, Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности».[63, 44] Л.П. Буева  отмечала,[12] что благодаря общению человек усваивает формы поведения. А.Л. Крупенин рассматривал общение как «коммуникативный вид деятельности» [44, 12],  выражающий «практическую активность субъекта».

Свои публикации понятию «адаптация» и «дезадаптация» посвящали такие авторы, как Е.В.Новикова, Ю.А.Алексан­дровский[2]; Зеленова М.Е. [25], Каган В.Е. [27; 28; 29]  и др. Эти авторы разрабатывали в основном понятие адаптации и дензадаптации применительно к условиям школы.  Понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акценту­ациях характера или под влиянием психогений (А.Е. Личко[49]; В.Е. Каган[27]); оценка преневротических нарушений, невротических реакций и состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации (Ю.А. Александровский[2]).

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.). В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – влияние коммуникативных способностей педагогов на адаптацию подростков в коллективе сверстников.

Объект исследования – коммуникативные способности педагогов и особенности адаптации подростков в коллективе.

Предмет исследования – влияние коммуникативных способностей педагогов процесс адаптации подростков в коллективе сверстников.

Целью дипломной работы является изучение влияния коммуникативных способностей педагогов на особенности процесса адаптации подростков в коллективе в условиях оздоровительного  лагеря.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

  • Изучить литературу по проблеме исследования;
  • Провести диагностические исследования коммуникативных способностей педагогов и личностных особенностей подростков, влияющих на процесс адаптации в оздоровительном лагере;
  • разработка Программы коррекционной работы по преодолению адаптационного периода подростков в условиях оздоровительного лагеря;
  • анализ эффективности коррекционной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация подростков в коллективе сверстников зависит как от их личностных особенностей, так и от коммуникативной компетентности педагогов и, учитывая эту зависимость можно разработать коррекционную программу по эффективной адаптации подростков в условиях оздоровительного лагеря.

Методами исследования в данной дипломной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методики исследования:

для изучения коммуникативных способностей педагогов  использованы  диагностические методики: методики Станкина М.И.: оценка педагогического такта учителя и профессиональной компетентности[70]; методика  Жукова Ю.М. оценка стиля взаимодействия [23];

для изучения процесса адаптации подростков использованы методики: методика Айзенка по исследованию психических состояний (агрессивность, тревожность, ригидность, фрустрация); методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного ощущения одиночества; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний; методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса подростка [66].

Методологическую базу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана В.П. Казначеевым, Т.Г. Дичевым и К.Е. Тарасовым теория адаптации при изменении привычных условий социального опыта, принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.НЛеонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов), коммуникативная теория Ананьева Б.Г. и теория игры (А.В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. И. Захаров).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Опытно-экспериментальная база исследования: подростки,  находящиеся в оздоровительном лагере «Энергетик» в возрасте 14-15 лет, в количестве 40 человек (2 отряда по 20 человек) и педагоги-воспитатели в количестве 6 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с подростками.

Новизна исследования. Несмотря на то, что по проблемам адаптации достаточно разработок и публикаций, особенно применительно к условиям поступления в школу, тема адаптации в коллективе сверстников и влияние на адаптацию коммуникативных способностей педагогов и воспитателей  является недостаточно разработанной. Поэтому подобранный комплекс методик и мероприятия психокоррекционного воздействия для успешной адаптации подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря может представлять определенный интерес для воспитательной работы с детьми и подростками.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя// Пелагогика.-1998.-№1.-С.72-75
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.  Л.:  ЛГУ,1969.-314 с.
  4. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей.М.,1993
  5. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 67с.
  6. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  7. Битянова Н.Р. Культура  самосовершенствования преподавателя. - М.: МПА, 1994.
  8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  9. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 234 с.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.
  11. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
  12. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение — М., 1978. — 132 с.
  13. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших     подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967.
  14. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  15. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

16.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974.

  1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
  2. Грибанова Г.В. Формирование взаимоотношений учителей          и учащихся. // Сов.педагогика. 1990. №12. С.87-91.
  3. Гусев С.И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Нар. просвещение. 1927. № 8.
  4. Диагностика школьной дезадаптации.  М.: Социальное здоровье России.-1993.-119 с.
  5. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. Кировоград.1992.
  6. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-проф­ессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С. 34—38.
  7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец практикум в социальной психологии. — М.:Изд-во Моск. уни-та, 1990.- 189 с.
  8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.-314 с.
  9. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности
    психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей //Психологическая наука и образование. - 2000. - N1. - С.22-29.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. –С.216
  11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадапта-
    ции//Вопросы психологии. - 1984. - N4. - С.89-95.
  12. Каган В.Е. Школьная дезадаптация: к определению поня-
    тия//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков /Под ред.С.М.Громбаха - М.: Медицина,1995. - С.3-8.
  13. Каган В.Е., Каган И.А. Педагогическое общение и школьная дезадаптация//Психологическая газета. - 1997. - N10. - С.6-8.
  14. Казначеев В.П.,  Дичев Т. Г.,  Тарасов К.Е. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, Сиб.отд.,1 980. - 235 с.
  15. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
  16. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.—190с.
  17. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избр. пед. соч. - М., 1982.-С.596
  18. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. — Казань, 1969.-С. 56
  19. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики //Психогигиена для детей и подростков. -М.: Медицина, 1985. - С.56-65.
  20. Козиев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности лич­ности учителя. Л., 1980.
  21. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.- 217 с.
  22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 218 с.
  23. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978.- С.268
  24. Кореляков. Ю.А. Пути самосовершенствования и развития личностных качеств педагогов.// Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с. 77-80.
  25. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. // Вопросы психологии.- 1990.- №2.- С.69-69.
  26. Котова И.Б., Рогов Е.И, Эффекты и феномены педагоги­ческого взаимодействия // Педагогическое взаимодейст­вие: педагогический аспект, М., 1990.- С. 3 — 14.
  27. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. – 190 с.
  28. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. — Ростов-на-Дону: Феникс,1995.
  29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.
  30. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1984.
  31. Леонтьев А.Н. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  32. Литвинова Ю.Е. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников/Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. – Ульяновск, 1997. – С. 37-95.
  33. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка. — Л., 1983.-238 с.
  34. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.
  35. Маркова А.К. Психология труда учителя.М.:Просвещение.-1993.-192 с.
  36. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. М.,1982.- 345 с.
  37. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.-С.19
  38. Моисеева Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия // Современные психо­лого-педагогические проблемы высшей школы. Л,, 1973. Вып. 1. С. 26—31.
  39. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.,1984.-128 с.
  40. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.:Наука.-1960
  41. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. – 262 с.
  42. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  43. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
  44. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987.-290 с.
  45. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс.доктора психологических наук.Л.: ЛГУ, 1983.-300с.
  46. Панферов В.Н. Психология общения// Вопросы психологии, 1977, №7
  47. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.
  48. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
  49. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек­тива. М.: Наука.- 1978.- 151 с.
  50. Практическая психология для преподавания. - М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1997.
  51. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М.,1979.-289 с.
  52. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.
    Комплект рабочих материалов /Под общей редакцией
    М.М.Семаго. - М.:Аркти, 1999. - 136 с.
  53. Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.
  54. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  55. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1996.
  56. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991.- 312 с.
  57. Сластенин В. А. Учитель и время // Советская педа­гогика. — 1990.—№ 9.
  58. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков/Независимая ассоциация детских психиатров и психологов; Науч.ред. Н. Вострокнутов.  – М.: Независ.ассоц.дет.психитров и психологов, 1996. – 183 с.
  59. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов, 1996.-430 с.
  60. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.,1971. - С.7
  61. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.,1974.- 89 с.
  62. Чистякова Т. А. Социально-педагогические условия подготовки мо­лодого учителя к поведению в сложной воспитательной ситуации. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1988.
  63. Шадрина Т. В. Отношение молодого учителя к своей профессиональной деятельности // Профессиональная деятельность молодого учителя.— М.-1982.-С.43
  64. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.
  65. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоции. - М., 1960.-356 с.

Заказать диплом