Влияние коррекционной работы на развитие памяти и внимания дошкольников с ЦП (диплом)

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования  особенностей памяти и внимания дошкольников с церебральным параличом. 7

1.1.    Проблема памяти и внимания в трудах отечественных и зарубежных авторов  7

1.2.  Особенности психического развития дошкольников с ДЦП.. 13

1.3. Особенности развития памяти и внимания дошкольников с ДЦП.. 20

1.4. Психокоррекция памяти и внимания у дошкольников с ДЦП.. 25

Выводы по первой главе. 32

Глава 2. Диагностика и коррекция памяти и внимания дошкольников с церебральным параличом. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Результаты исследования. 40

2.3. Программа психокоррекционной работы с дошкольниками с ДЦП.. 50

2.4. Анализ результатов исследования. 58

Выводы по главе второй. 63

заключение. 66

Библиография. 70

Приложения. 76

Введение

Актуальность работы. Церебральный паралич — тяжелейшее страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора.  В на­чале XX века появляются первые попытки медико-педа­гогической реабилитации детей с церебральным парличом.

В настоящее время почти во всех развитых странах проводятся попытки лечить и обучать детей с ДЦП, однако в основном все мероприятия направлены именно на медицинский аспект. Тем не менее при ЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие. В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Все это актуализирует психокоррекционное воздействие на таких детей.

При планировании программ коррекции и реабилитации при ЦП обязательно должны учитываться особенности личности такого ребенка, структура психологических нарушений и механизмы их компенсации. Кроме того, особенно актуальным является возможность коррекции психических процессов, в том числе памяти и внимания у детей с ЦП, поскольку данные психические процессы определяют успешность обучения данной группы детей.

В настоящее время определилось несколько подходов к организации лечебно-педагогической помощи лицам с ДЦП. Так, клиницисты и социальные работники рассматривают организацию и содержание этой помощи с позиции комплексной реабилитации (Н.Б. Шабалина [72]; К.А. Семенова [62] и др.), которая понимается как совокупность мероприятий (медицинских, психологических, педагогических и социальных), направленных на интеграцию лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в общество.

Следует подчеркнуть, что в этой концепции детально разработаны медицинские аспекты в то время, как психолого-педагогическая составляющая представлена недостаточно и ограничивается лишь указанием на необходимость педагогической и психологической реабилитации.

Учитывая теснейшее переплетение симптомов психического дизонтогенеза и признаков нарушений личностной сферы подростков с ЦП, общность био­логических и социальных детерминант, лежащих в их основе, пси­холого-педагогическая коррекция  должна включать коррекцию эмоциональных и личностных нарушений у таких детей, лечение и профилак­тику соматических расстройств, целенаправленное воздействие на семью, психологическое консультирование учителей по проблемам обучения и воспитания данного контингента детей, нормализацию межличностных отношений подростков с ЦП. Комплексная природа фак­торов риска обусловливает необходимость системного психологического воздействия на все составляющие и связи между ними. Однако в настоящее время таких комплексных программ коррекционного воздействия не достаточно, что определяет проблему исследования: влияние коррекционной работы на развитие памяти и внимания дошкольников с ЦП с целью возможности успешного дальнейшего обучения.

Целью работы является изучение особенностей памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста  с ЦП и возможность их психологической коррекции.

Объект исследования – особенности памяти и внимания дошкольников с ЦП.

Предмет исследования – психологическая коррекция памяти и внимания дошкольников с ЦП.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что при своевременной диагностике и правильной психолого-педагогической и медицинской коррекции может быть отмечена значительная динамика в развитии памяти и внимания дошкольников с ЦП.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы ставились и решались следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;
  2. выявить особенности  развития памяти и внимания старших дошкольников с ЦП;
  3. разработать и апробировать программу коррекции памяти и внимания у старших дошкольников с ЦП.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методологической основной работы явились теоретические положения по психологии (Данилова Л.А.[12], Люблинская А.А.[29], Кириченко Е.О.[28], Ипполитова М.В.[26; 27] и др.), реабилитационной педагогике и медицине (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская,[72] С.С. Калижнюк, Семенова К.А.[61], Мастюкова Е.М.[39], Бандуристый Н.В.[62] и др.).  Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Вы­готский [7], С. Л. Рубинштейн [58; 59], Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Л. А. Венгер[5] и др.).

Методиками исследования стали:

методики исследования продуктивности и устойчивости, переключения и распределения и объема внимания (по Р.С.Немову, методика Пьерона-Рузена),

методики исследования памяти (по Р.С.Немову): кратковременной зрительной, оперативной зрительной памяти.

Опытно-экспериментальная база исследования: 10 старших дошкольников с диагнозом ЦП реабилитационного центра «Изий», г. Волжск. В качестве контрольной группы была продиагностирована группа старших дошкольников без отклонений в развитии – 10 детей.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в дипломной работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности познавательного характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема развития памяти и внимания у старших дошкольников с ЦП в условиях специализированного ДОУ,  поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЦП, а также для родителей, кроме того в работе дан прикладной аспект нашей проблемы – разработан и адаптирован новый комплекс дидактических игр и игровых мероприятий на основе методики развивающих игр Б.Никитина с целью развития памяти и внимания дошкольников с ЦП.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Библиография

  1. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича./ А. Анастази —М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1.—С. 17—29, 205—316.
  2. Андреев О.А. Учись быть внимательным / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - М., 1996.
  3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  4. Блонский П.П. Память и мышления/ П.П. Блонский.- М.: Соцэгиз.-1935.- 79 с.
  5. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд.- Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.
  6. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2./ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
  9. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.
  10. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  11. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноблин. — М., 1972.
  12. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.
  13. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  14. Добрынин Н.Ф. Послепроизвольное внимание на уроке/ Н.Ф. Добрынин.// Сов. педа­гогика.- 1989.- №2.- С.23
  15. Дульнев Г.М. О значении намерения для точности и полноты вос­произведения текста (сравнительные исследования умственно отста­лых и нормальных детей). - В кн.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Г.М. Дульнев.- М., 1940.
  16. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном проце­ссе/ Е.П. Ересь. - Минск, 1974.
  17. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова.  М., 1987.
  18. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  19. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции/ Г.И. Жаренкова// Дефектология. - 1975. -№4.-С.19
  20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно развития детей./ С.Д. Забрамная.- М., 1995.- С. 23-43.
  21. Занков Л.В. Память школьника/ Л.В. Занков.- М.:Учпедгиз.-1949.- 67 с.
  22. Занков Л.В. Память/ Л.В. Занков.- М.:Учпедгиз.-1949.- 72 с.
  23. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание/ П.И. Зинченко. -  М.:  Педагогика, 1961.- 138 с.
  24. Зинченко П.И. Психометрика утомления/ П.И. Зинченко.- М.:МГУ.- 1977.- 140 с.
  25. Иванов С. Река забвения/ С. Иванов //Наука и религия.- 1993.- №11.- С.18-20
  26. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  27. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  28. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  29. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  30. Кузнецова  Л.В.   Использование   игры   в  коррекционных  целях.// Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения/ Л.В. Кузнецова. - М.:Педагогика.- 1981.-325 с.
  31. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С. Левитина. — М., 1980.
  32. Левченко И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой/ И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова.- М.: ЦНИИЭТИН, 1991.- С. 97-119.
  33. Лезер Ф. Тренировка памяти/ Ф. Лезер. - М.: Высшая школа, 1979. - 123 с.
  34. Леонтьев А. Н. О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов.- М.: Педагогика.- 1981.- 456 с.
  35. ЛопатинаЛ.В. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения работы с детьми, страдающими церебральным параличом/ Л.В.Лопатина, Л.Н.Никитина. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена.-2003.-78 с.
  36. Лурия А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 105 с.
  37. Ляудис В.Я. Память в процессе развития/ В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 255 с.
  38. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  39. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.
  40. Матвеева О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми./ О.А. Матвеева.- М.:Педагогическое общество России.-2001.-160 с.
  41. Матюгин И.Ю. Зрительная  память/ И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия.-  М.:Эйдос.- 1993.- 75 с.
  42. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  43. Никашина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: Методические рекомендации для школьных психологов/ В.Б. Никашина. - Курск, 1998.-219 с.
  44. Никитин Б. Развивающие игры/ Б. Никитин.- М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.
  45. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/ С.Н. Николаева.- М.:Просвещение.-2001.-208 с.
  46. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства/ С.Н. Николаева.- Пермь.-1992.-216 с.
  47. Николаева С.Н. Эколог в детском саду / С.Н. Николаева// Дошкольное воспитание.- 1999.- № 7.- С. 34-38
  48. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, НА.Никашиной. М.: ВЛАДОС, 2001.-329 с.
  49. Общая психология. / Под ред. проф. А.В.Петровского. — М., 1971. С.70.
  50. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. М.:Просве­щение.- 1977.- С.187
  51. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.
  52. Память и ее развитие /  Отв. ред. Я.В.Большуков. — Ульяновск, 2003. — 112 с.
  53. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Перова. -М.:Просвещение.-1995.-227 с.
  54. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии. - 2-е изд./ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М. Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.-104 с.
  55. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  56. Психофизические исследования восприятия и памяти. — М.: Наука, 2001. — 215 с.
  57. Роговин М.С. Проблемы теории памяти/ М.С. Роговин.  -  М.:  Высшая  школа, 1977. - 183 с.
  58. Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.
  59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.1./ С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - 420 с.
  60. Русалов В.М. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей и частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ. / В.М. Русалов, Л.О. Меккечи.// Вопросы психологии.-2003.- №3.- С.37.
  61. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  62. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  63. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  64. Смирнов А.А. Память и ее воспитание/ А.А. Смирнов. - М.: Правда, 1948. - 31 с.
  65. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 423 с.
  66. Смирнов А.А. Процессы мышления при запоминании/ А.А. Смирнов.- Известия АПН РСФСР, 1945, №1
  67. Смирнов А.А. Психология запоминания/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1948. - 267 с.
  68. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  69. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти/ И.Хофман.- М.:Прогресс.-1986.- 239 с.
  70. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. М.:ВЛАДОС, 1999.-230 с.
  71. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .
  72. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления/ М.Б. Эйдинова, Е.Н.  Правдина-Винарская. - М.: Медицина, 1959.-109 с.

Заказать диплом