Влияние лидерских качеств супругов на взаимоотношения в семье (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические подходы К исследованию проблемы лидерства в супружеских взаимоотношениях в трудах отечественных и зарубежных психологов............................ 8

1.1. Понятие лидерства в психологии................................................................ 8

1.2. Психологические особенности супружеских  взаимоотношений............ 19

1.3. Взаимосвязь лидерских качеств супругов и взаимоотношений в семье.. 38

Глава 2. диагностикое исследование взаимосвязи лидерских качеств супругов и взаимоотнрошений в семье.............. 49

2.1. Организация, методы и результаты исследования................................... 49

2.2. Коррекционная программа мероприятий по улучшению взаимоотношений супругов.......................................................................................................................... 78

2.3. Анализ эффективности Программы коррекции супружеских отношений 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 98

список использованных источников.................................... 102

Приложения.............................................................................................. 107

 

Введение

Актуальность исследования. На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями — болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, послед­ствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.). В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.

Неудивительно, что и сами трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследования в этой области идут в основном в двух направлениях: первое — исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п. Это направление наиболее широко представлено в работах американских исследователей. Второе — изучение «норматив­ных стрессоров» — трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возника­ющих, когда что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и т. д. Все эти обстоятельства приводят к многочислен­ным сложным последствиям — к проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удов­летворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой — умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Исследователями определены сложно опосредован­ные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением члена­ми семьи, выявилось относительно независимое воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них. Среди видов субъек­тивного осознания членами семьи нарушений в ее жизнедеятельности в настоя­щее время наиболее изучены мотивы семейных конфликтов и разводов (Соловь­ев Н. Я., 1985), проблемы и поводы обращения в семейную консультацию (Кал­мыкова Е. С , 1983, Обозова А Н., 1984; Келам А., Эббер И., 1985; Навайтис Г., 1985, Кольев А Ф., 1986). В целом семейное нарушение представляет собой сложное образование, включающее факторы, его обусловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реак­цию (в частности, осмысление нарушения членами семьи).

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально-психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором — о социологическом (инструменталь­ном) уровнях группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая — влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения. В повседневной семейной жизни отличить внутрен­ние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально про­тивоположную реакцию у различных супружеских пар. Например, тяжелые финансовые и бытовые условия для одной семьи могут стать причиной постоянных конфликтов и даже развода,  для дру­гой — одним из основных факторов укрепления семейных уз. Порой и сами супруги не в полной мере осознают реальные причины кон­фликтов. Кроме того, оппоненты могут скрывать или подменять ис­тинный объект конфликта. Но в любом случае нахождение подлин­ной причины конфликта является одним из важнейших условий успешного его разрешения.

Тема конфликтов охватывает целый ряд социальных проблем, ко­торые имеют как теоретическое, так и практическое значение. В связи с этим конфликт (столкновение) рассматривается во всех об­ществоведческих науках: в философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии про­тивоположности превращаются в крайние противоположности (поляр­ность, антагонизм). Стадия достижения отношений взаимоотрицания.

В психологии под конфликтом понимается противостояние, оппозиция, столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Среди часто встречающихся причин супружеских конфликтов можно выделить такие как: неудовлетворенные потребности, разли­чие взглядов, интересов, вкусов, представлений, норм, нравственных позиций, неадекватные ролевые ожидания, несовместимость харак­теров и личных качеств супругов. К личностным качествам относятся лидерские качества, которые моту стать причиной ролевого конфликта.

К ролевым конфликтам относятся конфликты, связанные с проблемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами типа «кто хозяин в доме?  Если на роль хозяина в семье претендуют оба супруга и всячески демонст­рируют свои претензии, то в такой семье конфликты неизбежны.

Поэтому актуальным является изучение вопроса влияния лидерских качеств супругов на взаимоотношения в семье и  возможность устранения конфликтных ситуаций.

Объект исследования: супружеские взаимоотношения.

Предмет исследования: взаимосвязь причин и особенностей конфликтных взаимоотношений в семье и лидерских качеств супругов.

Цель исследования: выявление лидерских качеств супругов и их влияние на взаимоотношения супругов.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи:

1) определить особенности супружеских взаимоотношений и проблем лидерства супругов;

2) провести диагностическое исследование лидерских качеств супругов и их взаимосвязь с супружескими взаимоотношениями;

3) разработать и апробировать программу мероприятия для устранения супружеской конфликтности.

Гипотеза исследования: лидерские качества оказывают влияние на возникновение конфликтов в супружеских взаимоотношениях.

Методологическая база исследования составляет теория Эйдемиллера Э.Г. о семейных взаимоотношениях.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области социологии, психотерапии и психологии.

Свои работы по проблемам супружеских отношений посвящали такие авторы как Алешина Ю.Е., Валадин В., Елизаров А.Н., Капустин Д., Кутсар Д., Навайтис Г., Сысенко В.А.,  Чуйко Л.В., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., профилактикой конфликтов в супружеских взаимоотношениях занимались Алешина Е.Ю., Браун Дж., Кристенсен Д., Бэндлер Ричард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния, Витакер К., Капустин С.А, Маданес К., Минухин Сальвадор, Фишман Чарльз, Пэпп П., Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. и др.

Методы исследования: наблюдение, методы диагностики, математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

  • методика «Лидер» ( по Немову Р.С.)
  • методика Шмишека по исследованию типа личности;
  • методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» А.А.Корелина,
  • методика тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В.Столина, Т.Л.Романовой и Г.П.Бутенко,
  • методика Лири «Определение психологической атмосферы в семье», опросник интерперсонального диагноза (Т.Лири, Р.Лафорж, Ф.Фунек).

Экспериментальная база: 20 супружеских пар сотрудников   фирмы ООО «Ювента».

Практическая значимость: результаты полученные в ходе исследования  могут быть использованы в деятельности практических психологов, психотерапевтов в практике семейного консультирования.

Новизна исследования: в настоящее время достаточно публикаций по проблемам супружеских отношений, однако не хватает практических разработок по проблеме взаимосвязи личностных особенностей и взаимоотношений супругов, в том числе и лидерства на стабилизацию или возникновение конфликтов в семье. В связи с этим, исследование, проведенное в данной работе, является новым и актуальным.

Апробация результатов: результаты исследования докладывались на заседании кафедры психологии МФ МОСА (апрель, 200_г.).

Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения ,списка литературы, приложений.

Список использованных источников

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
  2. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. –  103 с.
  3. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных  изменений. Курс лекций. М.: Знание. - 1993. - 198 с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. - 230 с.
  6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  7. Бэндлер Ричард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «Модэк», 1993. – 157 с.
  8. Валдин В., Капустин Д. Гармония брака. Минск, 2001.- 126 с.
  9. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304 с.
  10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.  М.: Педагогика.- 2008. - 144 с.
  11. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии.-2005. - № 5. - С. 112.
  12. Гаврилова Н.В. «Проблемная семья» как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования. Л. – 1974. - 167 с.
  13. Гаврилова Н.В. Нарушения функций семьи как объект социологического исследования // Социс. - 2007. - № 7. -  С. 114.
  14. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2004. - № 3.
  15. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., ЛГУ, 2004. - 190 с.
  16. Горбатенко Г. Развитие и стабильность молодой семьи // http: // www.komanda.ru/
  17. Джеймс У. Психология. М.: Инфра-М., 1991. - 457 с.
  18. Дорно И.В. Современный брак:  проблемы  и  гармония.  М.: Наука.-1990. - 122 с.
  19. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006. – 288 с.
  20. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. - № 1. – С. 36 – 44; № 3. – С. 11 – 17.
  21. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. - 2003. - № 3.- С. 86.
  22. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. - 2001. - Т. 9.- № 5. - С. 124.
  23. Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с.
  24. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика.-1987.- 206 с.
  25. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999.-176 с.
  26. Кон И.С. Категория "я" в психологии // Психологический журнал.-1981. - Т. 2. - № 3. - С. 48-49.
  27. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. /Перевод П.Е.Патрушева. М.: Наука.- 1992. - 200 с.
  28. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер. - 2000. - 992 с.
  29. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 1968.- 215 с.
  30. Левкович В. П. Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии.- 2007.- № 4.- С 94.
  31. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов// Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 126-137.
  32. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 304 с.
  33. Молодежены/ Под ред. В.А. Сысенко. М.: Прсвещение, 1985. - 140 с.
  34. Мюриэл Дж. Брак и любовь. М., Скиф, 2005. – 160 с.
  35. Навайтис Г. Муж, жена и психолог...М.: Юникс.- 1995.- 118 с.
  36. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений Киев, 1990. -165 с.
  37. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества. Л. : ЛГУ, 2004. - 156 с.
  38. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение. -2005. - 432 с.
  39. Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности. М., 2001. - 68 с.
  40. Павлюков А.Е. Факторы устойчивости брака и семейные конфликты// Семья и социальная структура общества. М. - 2001. - С. 76-94.
  41. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. - 367 с.
  42. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999. – 215 с.
  43. Психа В.Л. Вскоре после свадьбы. Краснодар, 1988. – 98 с.
  44. Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. – СПб: Акцидент, 2004. – 136 с.
  45. Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания// Социс.- 2007. - № 3. - С. 56-65.
  46. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. - 1999. - 720 с.
  47. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака М.: Владос. - 1998.- 135с.
  48. Свядощ А.М., Верб Л.Я., Рожановская З.В. О роли консультации по вопросам семейной жизни в укреплении семьи// Семья в системе нравственного воспитания: Актуальные проблемы воспитания подростков. М. - 1979. - С. 213-219.
  49. Семейная психотерапия. Хрестоматия. Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
  50. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 83 – 92.
  51. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога М.: Психология и педагогика. - 1995. - 76 с.
  52. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Мысль, 1989. – 173 с.
  53. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака// Социально-демографические исследования семьи в Республиках Советской Прибалтики. Рига. - 1980. – 130 с.
  54. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе /Под ред. Маркушина В.Н. - Кострома, 2004. – 180 с.
  55. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.
  56. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 250 с.
  57. Чех-Сомберти Л. Проблемы и перспективы стабильной семьи. Стабильность семьи как социальная проблема. М. – 1978. - 516 с.
  58. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М. – 2005. – 210 с.
  59. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 336 с.
  60. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
  61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
  62. Юркевич Н.Г. Современная семья: функции и условия стабильности. Минск. – 1970. – 400 с.

Заказать диплом