Влияние народного творчества на эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью 2 (курсовая работа)

Содержание

 

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования использованиЯ народного творчества для эстетического развития младших школьников на уроках по изобразительной деятельности.. 6

1.1. Краткая характеристика видов народного творчества, используемых в педагогическом процессе................................................................................. 6

1.2. Дымковская игрушка как вид народного творчества, ее характеристика и использование в работе с детьми..................................................................... 7

1.3. Народная вышивка - один из важнейших видов прикладного искусства, используемый в работе с детьми младшего школьного возраста................. 11

1. 4. Использование элементов народного фольклора при работе с детьми       13

2. Мероприятия по эстетическому развитию младших школьников  на уроках по изобразительной деятельности с помощью народного творчества..................................................... 21

2.1. Организация и методы исследования.......................................... 21

2.2. Мероприятия по эстетическому развитию на уроках по изобразительной деятельности с использованием народного творчества................................ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 32

Литература........................................................................................ 35

Приложения...................................................................................... 39

Введение

Проблема эстетического развития ребенка занимает важное место в психологической теории, и ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Но несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, она не утратила своей актуальности и сегодня.

Развитие творческих способностей детей играет существенную роль в успешном решении проблемы формирования творческой личности. Ведь только человек творческий способен изменить нашу сегодняшнюю жизнь к лучшему, только он может перестроить общество по законам добра и красоты.

В связи с актуальностью данной проблемы нами была определена тема курсовой работы: «Влияние народного творчества на эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью».

В ходе работы над темой мы учитывали, что при различных функциональных значениях способности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости со знаниями, умениями и навыками. При отсутствии знаний, умений и навыков способности беспомощны, поскольку им не из чего будет выбирать. В случае же отсутствия способностей знания. Умения и навыки могут остаться лишь бесполезным багажом. Это имеет существенное, если не определяющее значение в практике обучения детей какой-либо деятельности. Учитывая этот факт, учебный процесс в ходе исследования был организован так, чтобы в равной степени формировать у детей, способности, знания, умения и навыки.

Объектом нашего исследования явились эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования -        использование средств народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли плановых и специальных занятий по изодеятельности в формировании и развитии эстетических навыков детей младшего школьного возраста.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

исследовать различные виды народного творчества;

провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня эстетического развития и интереса младших школьников к народному творчеству;

провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного творчества.

Гипотеза исследования - эстетические чувства младших школьников можно развивать с помощью различных средств народного творчества.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы,

наблюдение,

педагогический эксперимент,

анкетирование,

беседа.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева. В.Б. Косминская, А.М. Гукасова, А.Д. Жилкина, Г.П. Калинина, Б.М. Неменский , Л.П. Малиновская, Н.П. Павлова, В.И. Качнева, П.Е. Шпара  и др.).

База исследования: младшие школьники средней школы №23 1 класса.

Новизна исследования: В последнее время еще не достает практических разработок, направленных на эстетическое развитие младших школьников с помощью различных средств изобразительного искусства и народного творчества. Поэтому наше исследование является одним из новых направлений в области эстетического развития младших школьников.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение психологической и педагогической литературы по интересующей нас проблеме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

Третий этап - осуществлялась систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, оформление курсовой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание – формирование  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Изобразительная деятельность занимает важное место в учебном процессе.

Различные виды художественной деятельности, основа которых - изобразительное искусство - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Изобразительное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Изобразительное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм.

В исследовании получила подтверждение гипотеза о положительном влиянии специально организованной работы с использованием народного творчества на уроках по изодеятельности.

Экспериментальные исследования позволили нам выявить следующую закономерность: овладевая компонентами так называемой ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования и лепки, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес. Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия разной направленности, протяженности, интенсивности, форма разной величины, конфигурации. И все это в конечном итоге дает им свободу творческого решения изобразительных задач.

Ручной труд ребенка младшего школьника является одним из компонентов его эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Теория современного дизайна для детей и практика детского ручного художественного творчества также демонстрируют широкие возможности такой про­дуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свобод­ное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрас­ному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Эстетические чувства младших школьников можно развивать на уроках по изобразительной деятельности с помощью средств изобразительного искусства – прикладного народного творчества.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.



Заказать курсовую