Влияние педагогической несостоятельности современных родителей на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретическое изучение проблемы влияния педагогической несостоятельности современных родителей на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.. 9

1.1. Понятие и специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи  9

1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников. Понятие эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. 18

1.3. Влияние педагогической несостоятельности современных родителей на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. 23

2. Практическое выявление педагогической несостоятельности современных родителей и ее влияния на эмоциональное благополучие дошкольников. 43

2.1. Констатирующий этап исследования. 43

2.2. Формирующий этап исследования. 67

2.3. Контрольный этап исследования. 86

Заключение. 98

Список использованной литературы.. 104

Приложения.. 109

Введение

Актуальность исследования. В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальных свойств незаменимую роль играет семья. На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и благополучие, физическое и психическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.Поэтому отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в семье. Родителям необходимо непрерывно и систематически учиться управлять этими взаимоотношениями, т.е. овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности.

К сожалению, ученые констатируют, что современные молодые родители практически не подготовлены к воспитанию своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители. Причин тому много: ухудшение экономического положения большинства семей, разрушение духовно-нравственных основ семейно-брачных отношений, высокий процент разводов, нарушение преемственности прогрессивных семейных традиций, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, пьянство, низкая культура общественной жизни, двойная мораль, обострение конфликтов между поколениями [4, с.93]. Дети живут в условиях социально-психологической депривации, испытывают дефицит эмоциональной поддержки, а в критических случаях лишены соответствующего надзора и ухода со стороны родителей, социально и педагогически запущены, подвергаются различного рода злоупотреблениям.Отсутствие родительского внимания сказывается на развитии ребенка: его познавательная деятельность и речь отстают от возрастной нормы, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Подтверждают правильность этой позиции исследования ведущих психологов  (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). Снижается уровень педагогической культуры родителей, всего общества. Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. В этом случае говорят о педагогически несостоятельной семье – семье, которая в течение определенного времени не способна противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.

В педагогической науке имеется определенный опыт создания систематизированных подходов к образованию родителей, формированию их педагогической культуры. Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи и родителей раскрывается в исследованиях Л.С. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Е.И. Наседкиной, Ю.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, О.Н. Урбанской, О.Е. Черствой и многих других ученых. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей. В исследованиях В.Г.Бочаровой, И.В. Гребенникова, Т.В. Лодкиной, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой показано, что специально организованное психолого-педагогическое просвещение выступает важнейшим средством повышения психолого-педагогической культуры родителей. Однако, несмотря на имеющийся сегодня обширный теоретический материал и практический опыт по работе с семьей, И.В. Гребенников обращает внимание на недостаточность достигнутого уровня педагогической культуры и знаний основной массы родителей, что, по его мнению, «отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, на развитии детей, на их эмоциональном благополучии» [34, С.5].

Актуальность рассмотрения проблемы педагогической несостоятельности современных родителей и ее влияния на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия родителей между собой, а также ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

С учетом изложенных обстоятельств и был сделан выбор темы исследования: «Влияние педагогической несостоятельности современных родителей на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста».

Объект исследования: педагогическая несостоятельность современных родителей.

Предмет исследования: специфическая характеристика  педагогической несостоятельности современных родителей, ее влияние на эмоциональное благополучие дошкольников, коррекция  педагогической несостоятельности родителей.

Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверитьвозможность влияния педагогической несостоятельности современных родителей дошкольников на эмоциональное благополучие детей, определить  пути коррекции  и снижения уровня педагогической несостоятельности родителей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть теоретические основы педагогической несостоятельности современных родителей дошкольников, определить особенности ее влияния на эмоциональное благополучие детей.

3. Провести практическое исследование на предмет выявления влияния  педагогической несостоятельности современных родителей дошкольников на уровень эмоционального благополучия детей.

4. Разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий с родителями, направленных на улучшение детско-родительских отношений и устранения педагогической несостоятельности в воспитании детей, а также с детьми по обеспечению их эмоционального благополучия.

5. Проверить эффективность развивающих мероприятий.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

- уровень эмоционального благополучия дошкольников зависит от педагогической  состоятельности  или несостоятельности современных родителей;

- специально организованные педагогические мероприятия, направленные на психолого-педагогическое просвещение родителей и формирование эмоционального благополучия детей могут эффективно повлиять на повышение педагогической культуры родителей и  улучшение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Теоретические основы проблемы исследования:

- положение о роли родителей как носителей социокультурных ценностей в развитии и воспитании ребенка (М.И. Буянов, Е.А. Волкова, Э.Д. Днепров, О.Л. Зверева, А.С. Спиваковская);

- теория позитивного воспитания (А. Адлер, Карен Р. Джослин, Хэйм Г. Джиннот).

Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, социологии по проблеме семейных взаимоотношений и развития эмоционально-личностной сферы детей.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

- анализ научной литературы в аспекте исследования;

- экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);

- статистический (обработка экспериментальных материалов).

Методики исследования:

Выявление педагогической несостоятельности современных родителей дошкольников и типичных ошибок в воспитании детей проводилось по следующим методикам:

1. Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

2.Тест «Верно ли выбран принцип воспитания детей».

3. Методика «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева).

Исследование уровня эмоционального благополучия детей проводились по следующим методикам:

1. «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки, направленный на изучение уровня тревожности;

2. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

Опытно-экспериментальная база исследования: МКОУ ООШ д.ИндыгойкаЛебяжского района Кировской области. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек и их родители.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов, педагогов, а также рекомендованы для родителей с целью формирования благополучных отношений между родителями и детьми.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Список использованной литературы

 

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Норма, 2003. - 324с.
  2. Акимова, Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей / Г.Е. Акимова. - СПб.: Весь, 2001. - 349 с.
  3. Антонов, А.И., Медков В.М.Социология семьи / А.И. Антонов, В.М.Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. – 304 с.
  4. Арсентьева, А.В. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях / А.В.Арсентьева, А.П. Петрянкина // Семья в России. - М.; Чебоксары, 2001. - N 1. - С.93-100.
  5. Архиреева, Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций / Т.В. Архиреева // Вопр. психологии. - 2002. - N 5. - С.144-153.
  6. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его величество Ребенок какой он есть / А.И. Баркан. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 429 с.
  7. Басаргина, А. Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания / А.Басаргина //Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.
  8. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие / В.Н. Белкина, Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
  9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996 – 472 с.
  10. Викофф, Д. Воспитание без криков и шлепков / Д.Викофф, Б.Ц.Юнелл; Пер. с англ. Игнатенко И.И. - М.: Дрофа, 2001. - 191 с.
  11. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 142 с.
  12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
  13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Просвещение, 2007. – 344 с.
  14. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста  / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Просвещение, 2006. – 51 с.
  15. Добсон, Д. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях / Д. Добсон. - СПб.: Мирт, 2000. - 586 с.
  16. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  17. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М: Сфера, 2005. – 96с.
  18. Забрамная, С.Д. Развитие ребенка - в ваших руках / С.Д.Забрамная, О.В.Боровик. - М.: Новая шк., 2000. - 34 с.
  19. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2003. – 460 с.
  20. Ковалёв, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев- М.: Проспект, 2006. - 354с.
  21. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я.Корчак; Пер. с пол. Сенкевич К.Э. - Калининград: ОГУП, 2000. - 367 с.
  22. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 1998.- 324 с.
  23. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160с.
  24. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Г.В. Куковякин. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.
  25. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.
  26. Левкович, В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В.П.Левкович  // Психология личности и образ жизни. - М.: Знание, 2007. – 165 с.
  27. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей / А.С.Макаренко – М.: Педагогика, 1984. - 200с.
  28. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 592с.
  29. Мальханова, И. Школа для трудных родителей / И.Мальханова. – М: АиФ Принт, 2004. – 248с.
  30. Мегедь, В.В. Пути улучшения взаимопонимания с детьми / В.В. Мегедь //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2007. - № 9. - С. 54-61.
  31. Морозова, О.В. Педагогика семьи / О.В. Морозова . - Омск, 2000. - 210 с.
  32. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М: Просвещение, 2005. – 239 с.
  33. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева. - М.: Редакц.-изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 2004. - 221с.
  34. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2001. – 158 с.
  35. Панина, Л.Н. Стиль сближения - основа домашнего воспитания / Л.Н. Панина //Директор школы. – 2006. - № 2. - С. 93-97.
  36. Петелина, В. Ошибки в воспитании / В.Петелина // Будь здоров. – 2005. - № 1. - С. 75-77.
  37. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2009. – 176 с.
  38. Свердлова, О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании / О.Г.Свердлова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
  39. Семейное воспитание / Сост. Лебедев П.А. - М.: Академия, 2001. - 408 с.
  40. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
  41. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О.  Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
  42. Соколова, Е.Т. Влияние отношения родителей на развитие самооценки ребенка / Е.Т. Соколова, И.Г. Чесноков // Вопросы психологии. – № 2. – 1986. – С. 110-117.
  43. Спиваковская, А.С.Популярная психология для родителей / А.С.Спиваковская. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
  44. Ступакова, Н. Когда ребенок провинился / Н. Ступакова //Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 43-44.
  45. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья / В.В. Ткачева. – М.: Прогресс, 2000.- 123 с.
  46. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи / В.С. Торохтий. О.Г. Прохорова. — СПб.: КАРО, 2009. – 213 с.
  47. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г.Филиппова.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  48. Харчев,  А.Г.  Современная  семья и ее проблемы / А.Г.Харчев,  М.С.Мацковский. - М.: Юнита, 2008. – 89 с.
  49. Хаустова, С.Н. О воспитании с обоснованием / С.Н. Хаустова //Природа и человек (Свет). – 2006. - № 2. - С. 7.
  50. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д., 2006.- С.77-85.
  51. Шевченко, Е. Принципы и подходы к организации воспитательного процесса в семье / Е.Шевченко //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. - № 9. - С. 63-64.
  52. Шемшурина, А.И. Родителям для размышлений. Десять ошибок, которые совершают родители / А.И. Шемшурина //Этическое воспитание. – 2006. - № 2. - С. 74-78.
  53. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. – 736 с.
  54. Эйдемиллер,   Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстищкий. - СПб.: Питер, 1999. – 218 с.

Заказать диплом