Влияние психокоррекционной работы на эмоциональную сферу детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава I. Психосоматические особенности детей младшего школьного возраста, страдающими хроническими соматическими заболеваниями. 12

1.1. Психосоматический подход к здоровью человека. 12

1.2. Психослогические особенности детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями - бронхиальной астмой и сахарным диабетом  17

1.4. Психокоррекционная работа с детьми, страдающими хроническими психосоматическими заболеваниями  - бронхиальной астмой и сахарным диабетом  41

Выводы по главе I 48

Глава II. Экспериментальное исследование психосоматических особенностей детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями. 52

2.1. Организация и методы исследования. 52

2.2. Результаты исследования эмоционально-личностных особенностей детей  56

2.3. Психокоррекция личностных особенностей  детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями. 69

Выводы по главе II 83

Заключение. 86

Библиография. 91

Приложения. 96

Введение

 

Актуальность исследования. К настоящему времени имеются многочисленные подтверждения того, что на воз­никновение психосоматических расстройств большое влияние оказывают личностные особенности и эмоции чело­века. Распространенность эмоционально-личностных нарушений - существенный фактор увели­чения психосоматических заболеваний (Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.).

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы психосома­тического здоровья (Л.М.Аболин, П,К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.А.Вяткин, Э.Гельгорн, В.В.Зеньковский, А.С. Лазарус, Дж.Луфборроу, К.К.Платонов и др.).

В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений внутри медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека.

Идеального здоровья и абсолютно здорового ребенка не бывает, так как организм, сталкиваясь с физическими, биологическими, социальными факто­рами окружающего мира, подвергается непредвиденным воздействиям, кото­рые усложняют адаптационные процессы и могут оказаться роковыми для здоровья как отдельного ребенка, так и целого коллектива. И как бы родители и врачи ни оберегали здоровье ребенка, чрезвычайно важно, чтобы он сам приобрел опыт сопротивления неблагоприятным воздействиям. Именно та­ким путем организм вырабатывает своего рода иммунитет к ним.

В последние годы некоторые авторы отмечают тенденцию изменения структуры заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. Ряд авторов, анализируя заболеваемость детского населения по классам болезней, подтверждают вывод о том, что доминирующее место занимают болезни психосоматической направленности. К психосоматическим заболеваниям относятся такие заболевания, как аллергические заболевания, болезни органов дыхания, в особенности, бронхиальная астма, болезни желудочно-кишечного тракта,  сахарный диабет.

Аллергия – «болезнь цивилизации", давно принятая формула чрезвычайно важной медицинской и социальной проблемы современности.

Аллергия поражает до 20 - 40% населения, при этом заболеваемость аллергией еще не достигла максимума: только за последние 3 десятилетия каждые десять лет заболеваемость аллергией удваивалась!

Аллергические заболевания относятся к числу наиболее распространенных в детском возрасте. По данным последних эпидемиологических исследований, ими страдают до 15% детского населения, причем цифра эта растет с каждым годом. Наиболее высокая распространенность аллергических болезней отмечается среди детей, проживающих в крупных городах, особенно с высоким уровнем загрязнения воздушной среды химическими продуктами промышленного производства и автомобильного транспорта.

Бронхолегочные заболевания – не менее актуальная проблема в медицине и медицинской психологии. Важнейшей проблемой пульмонологии  в настоящее время являются аллергические болезни легких. В их числе – бронхиальная астма, аллергический бронхит и др. Все эти нозологические формы были на протяжении последних лет предметом пристального научного и практического интереса клиники пульмонологии института. Среди этих болезней первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни больных принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Проблема здоровья подрастающего поколения, изучение особенностей течения заболевания и факторов, влияющих на их формирование, в современных условиях приобретает особое значение. Значимой медико-социальной проблемой становится личность детей и подростков, страдающих такими заболеваниями, как бронхиальная астма сахарный диабет. По данным официальной медицинской статистики: (Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы, 2002г, Национальный институт здоровья США, под. ред., А.Г. Чучалина и др., С22) «Отмечено, что за последние 20 лет распространенность бронхиальной астмы возросла, особенно среди детей». Орел Д.Л. др., отмечает рост заболевания бронхиальной астмой среди всех групп населения, особенно среди подростков.

В 21 веке бронхиальная астма у детей продолжает быть чрезвычайно актуальной проблемой современной педиатрии. Бронхиальная астма остается в числе наиболее распространенных патологий человека, и занимает лидирующие позиции среди хронических бронхолегочных заболеваний во всех возрастных группах детского населения. (Н.А.Геппе, И.Г.Колосова, А.Ф.Бунатян и др., 2002).

Отмечается также тенденция к дальнейшему увеличению заболеваемости бронхиальной астмы у детей, более тяжелому течению во всем мире, в том числе и в России. (И.И. Балаболкин, 1995; Н.А. Геппе, С.Ю.Каганов, 1998).

На сегодняшний день, распространенность бронхиальной астмы у детей варьирует от 5 до 10% и почти в 2 раза превышает уровень данных по взрослому населению. (Н.А.Геппе и др., 2002) «У 50% детей симптомы развиваются к двум годам и в целом до 80 % больных заболевают бронхиальной астмой к школьному возрасту (Н.А.Геппе,2003). «Синдром бронхиальной обструкции имеет гетерогенную природу и регистрируется с высокой частотой у детей и подростков» (Ю.С. Заковряшин, 2003).

В настоящее время в России 10 млн. больных сахарным диабетом, из них – 300 тыс. I-го типа (40 тыс. детей).

Данные последних исследований подтверждают, что у людей, страдающих сахарным диабетом, часто бывает ряд психологических проблем и психических расстройств. Такие нарушения не только причиняют страдания, но также влияют на лечение и исход самого сахарного диабета.

Немаловажная роль в прогнозе и течении этих заболеваний отводится психологическому фактору, который рассматривается в контексте психосоматического соотношения в болезни. Но в настоящее время роль психологического фактора в профилактике, лечении, реабилитации заболеваний учитывается меньше, чем традиционные биологические, физиологические факторы. Внимание врачей сосредоточено, в большей степени на поиске аллергенов, провоцирующих приступы, на разработку новых лекарственных препаратов эффективных в лечении, на поиск методов ранней диагностики заболевания. Психогенной природе данных заболеваний внимание уделяется гораздо меньше. И, несмотря на то, что многие клинические, биологические, психологические исследования указывают на то, что психологические факторы могут влиять на заболеваемость и симптоматику бронхиальной астмы и сахарного диабета, а она (симптоматика), в свою очередь, может привести к патологическим изменениям личности, роль их в патогенезе заболеваний остается окончательно не изученной.

Это препятствует формированию четких представлений об особенностях развития детей, страдающих психосоматическими заболеваниями - бронхиальной астмой или сахарным диабетом, затрудняет достаточную информированность их родителей и врачей, что создает нежелание изменять устоявшиеся взгляды в представлении данных заболеваний. Эта ригидность взглядов препятствует внедрению и разработки современных методов терапии бронхиальной астмы и сахарного диабета у детей в аспекте биопсихосоциальной концепции, направленной на предупреждение и лечение этих заболеваний. Недостаточная эффективность существующих методов лечения бронхиальной астмы и сахарного диабета в детском и подростковом возрасте, без учета психологической сферы личности больного очевидна. Все вышеизложенное и определило выбор темы дипломного исследования – Особенности психологического развития детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями (на примере больных бронхиальной астмой и сахарным диабетом).

В зарубежных странах положение о ведущей роли нервно-психических факторов в генезе заболеваний нашло теоретическое обоснование в учении Г.Селье об общем адаптационном синдроме и влиянии «стресса» на организм человека.

Недостаточность, несформированость собственных психологических средств совладания с новой для ребенка реальностью болезни может и должна быть восполнена психолого-педагогическим вмешательством взрослых. Начиная с самых первых проявлений болезни и на всех после­дующих этапах ее течения ребенок нуждается в психологическом участии взрослых (помимо медицинского, лечебного и т. д. вмешательства).

Важным условием, обеспечивающим эффективность психологичес­кой помощи, является тесное сотрудничество окружающих ребенка взрос­лых родителей, врачей, педагогов, психологов и т. д. Непротиворечивость их поведения, действий в отношении ребенка может быть достигнута через осознание общей цели и формирование единой стратегии помощи. Такой целью, как показывает опыт, является психокоррекционное воздействие, а именно поддержание и стимулирование собственной активности ребенка, обеспечивающее по возможности сохра­нение исходного (преморбидного) темпа психического развития, а также предупреждение задержек и искажений психического развития ребенка.

Недостаточное исследование психологических особенностей детей младшего школьного возраста, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом и возможность их коррекции  не позволяет эффективно определить их влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его дея­тельности. Поэтому проблема психокоррекции для таких детей на раннем этапе яв­ляется весьма актуальной.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста (7 лет), страдающие хроническими психосоматическими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете.

Предмет исследования – влияние психокоррекционной работы на эмоциональную сферу детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями - бронхиальной астмой и сахарным диабетом.

Цель исследования: выявление особенностей психологического развития и возможности его психокоррекции детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

изучить психосоматические особенности детей, страдающих хроническими психосоматическими заболеваниями;

провести диагностическое исследование особенностей психологического развития детей, больных бронхиальной астмой и сахарным диабетом;

разработать и апробировать программу психокоррекционных мероприятий для улучшения эмоционально-психологического состояния больного ребенка младшего школьного возраста, страдающего бронхиальной астмой и сахарным диабетом.

Гипотеза исследования: психокоррекционная работа оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по общей психологии, клинической психологии, медицине, педиатрии, эндокринологии, аллергологии.

В зарубежных странах положение о ведущей роли нервно-психических факторов в генезе легочных заболеваний нашло теоретическое обоснование в учении Г.Селье об общем адаптационном синдроме и влиянии «стресса» на организм человека.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин,  Л.Я. Гозман, Вальдман А.В., Звартау Э.Э., В.К. Виллюнас и др. Влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания изучали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

Из исследований, посвященных бронхолегочным заболеваниям, следует отметить работы, проведенные в 1947-1953 гг. сотрудниками института под руководством проф. С.П. Борисова, касающиеся различных проблем острой и хронической пневмонии - их клинических особенностей (работы С.Л. Дуб, О.М. Хмельницкой, К.А. Сотниковой, Н.В. Догель, О.Н. Мизерницкой, Н.П. Савватимской, Н.В. Готман), рентгенологической диагностики (Н.А. Панов, И.В. Макаров), метаболических и иммунологических изменений (А.Н. Квятковская, О.П. Григорова, А.А. Ананенко, Р.И. Эвентова), нейрорегуляторных нарушений (Р.М. Пэн, К.В. Лапина-Дубницкая). Работы С.П. Борисова сыграли важную роль и послужили стимулом к интенсивному изучению проблемы хронических воспалительных заболеваний легких у детей.

Методологической базой исследования стала теория специфического для болезни психодинамического конфликта Ф. Александера и теория стресса Г.Селье.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии; наблюдение;  эксперимент, беседы и анкетирование; статистические методы обработки результатов исследования. Диагностика уровня развития физического здоровья проводилась с помощью изучения медицинской документации (формы 028, 030).

Диагностирующий этап включал в себя ряд методик, направленный на выявление особенностей проявления эмоций детей младшего школьного возраста:

n   цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний дошкольников (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг);

n   методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, Амэн);

n   рисунок «Несуществующее животное».

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в  детской республиканской больнице г. Йошкар-Ола, Республики Марий Эл.

Научная новизна исследования: В современной литературе практических разработок, посвященных данной проблеме пока недостаточно, поэтому в дипломной работе разработана психокоррекционная программа для развития положительных эмоций у детей младшего школьного возраста, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, которая доказала эффективность ее применения.

Практическая значимость. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов психотерапевтической коррекции эмоционально-личностных особенностей детей с легочными и эндокринными заболеваниями с целью сохранения их психосоматического здоровья, а материалы исследования могут быть использованы в работе врачей и медицинских психологов.

Библиография

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация/ Ю.А.Александровский.- М.:Наука, 1976.-120 с.
  2. Аринина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Аринина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья.- 1995.- Т.2.- № 3.- С. 116-124.
  3. Арон И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ И.С. Арон.- Казань, 2000, 147 с.
  4. Банщиков В. М. Медицинская психоло­гия/ В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков.- М.:Медицина, 1967.- 255 с.
  5. Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.- С. 167-178.
  6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376с.
  7. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика//Русский медицинский журнал.-2001.-№4.-С.23
  8. Вачков И. Психолог и больные дети / И. Вачков // Школьный психолог.-2000.- № 27.-С.12
  9. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5./ Л.С. Выготский.- М.: Педагогика. 1983.

10. Гавалов С.М. Аллергозы дыхательной системы у детей/ С.М. Гавалов // Здравоохранение Белоруссии.- 1976.- N10.- С. 3-9.

11. Гавалов С.М. Гиперреактивность бронхов как один из ведущих патофизиологических механизмов в возникновении "рецидивов" бронхолегочных заболеваний у детей, перенесших пневмонию или ОРВИ / С.М. Гавалов //Детский доктор.-1999.-№4.-С.66-68

12.  Гавалов С.М. Острые пневмонии у детей / С.М. Гавалов.- Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.- 273 с.

13. Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети / С.М. Гавалов.- Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.- 283 с.

14.  Гавалов С.М. Новые концепции рецидивов после острых бронхолегочных заболеваний у детей / С.М. Гавалов, Л.Ф. Казначеева // МРЖ.- 1983.- С. 19.

15.  Гавалов С.М. Патогенетические основы рецидивов после острой пневмонии у детей. В кн.; Вопросы реактивности и адаптации в педиатрии. Сб. статей. / С.М. Гавалов, Л.Ф. Казначеева.- Свердловск, 1979.- С. 36-42

16. Галачьян А. Г. О некоторых основах целостного понимания больного/ А.Г. Галачьян.- М.: Медицина- 1954.-230 с.

17. Гройсман А.Л. Теория и практика театрализован­ной и ролевой психокоррекции/ А.Л. Гройсман, А.Ф. Росляков. — М.:Просвещение, 1993.-202 с.

18. Гуровец Г. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем./ Г. Гуровец, Л. Кирилова // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -С.67.

19. Дедов И.И. Сахарный диабет в Российской Федерации: проблемы и пути решения / И.И. Дедов //Журнал «Сахарны диабет».-1998.-№1

20. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с.

21. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей/ А.И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

22.  Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста/ Д.Н. Исаев.- СПб. 1996.-320 с.

23. Каганов С.Ю. Хронические бронхолегочные болезни у детей как проблема современной педиатрии / С.Ю. Каганов, Н.Н. Розинова, В.Н. Нестеренко, Ю.Л. Мизерницкий// Российский вестник перинатологии и педиатрии .-2003.-№2.-С.56

24. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172/ П.Ф. Каптерев // Народное образование.- 2000.- № 3.- С.257-267

25. Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе.   / В.Н. Касаткин /   Школа здоровья. – 1998.- №2.-С.26-28

26. Кирпиченко А.А. Основы медицинской психологии / А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А. Пашков.- Минск.:Вышейша школа.-1998.- 212 с.

27. Князев Ю.А. Сахарный диабет/ Ю.А. Князев, И.И. Никберг.- М.:Медицина.-1989.-144 с.

28. Козловская Г.В. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста.— В кн.: Психогигиена детей и подростков/ Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева.- М.:Медицина, 1985.- С. 66-91

29. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.

30. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - СПб.:Речь.-2003.-160 с.

31. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей/ Л.Н. Кряжева.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-249 с.

32. Кутин В.А. Диагностика и лечение неврологических нарушений у детей с бронхиальной астмой: Автореф. канд. дисс./ В.А. Кутин.- Иваново.- 1990.-23 с.

33. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет.- М.:Международная пед.академия.-1994.-368 с.

34. Манелис Н.Г. Комплексный подход к исследованию детей с бронхиальной астмой / Н.Г. Манелис, В.Н.Касаткин, И.С.Горина, А.А.Михеева, Е.Г.Филякова // Медицинский журнал.-2000.-№2.-С.15

35. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская. - М., 1997.-98 с.

36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/ Е.М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

37. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская  психологи/ В.Д. Менделевич.- М.:МЕДпресс.-1998.-592 с.

38. Мясищев В. Н. Психология и медицина.— В кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней/ В.Н. Мясищев.- М.- 1972.-С. 41—46.

39. Научно-исследовательская группа по контролю и осложнениям cахарного диабета , 1993.

40. Немов Р.С. Общая психология/ Р.С. Немов.- М.: Владос.-1999.-560 с.

41. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику/ В.В. Николаева.0 М.:Наука, 1987.-168 с.

42. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.

43.  Пезешкчан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия/ Н. Пезешчкан.- М.: Медицина, 1996.-420 с.

44. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. А.А.Крылова, М.А.Маничева. СПб.: Питер.-2001.-230 с.

45. Разумов С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс.— В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека/ С.А. Разумов.- Л.: ЛГУ, 1976.- С. 5—32.

46. Румянцев А.Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд/ А.Г. Румягцев, В.Н. Касаткин // Школа здоровья.- 1996.- Т.З.- №2.- С.41-46.

47. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции / Э.В. Сайко // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2000.- №1 - С.6.

48. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. -СПб.:Питер.-2003.-282 с.

49. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

50. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.—160 с.

51.  Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям/ А.А. Фурутан. – М.:Наука, 1992. – 129 с.

52.  Харди И. Врач, сестра, больной / И. Харди.- Бухарест.-1972

53. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.:Академия.-2002.-320 с.

54. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука,1990.-105 с.

55. Штифтс А.К., Круминя Г.А. Сахарный диабет/А.К. Штифтс, Г.А. Круминя.- Рига: Зинатне.-1989.-157 с.

56. Эйдемиллер    Е.Г.    Методы    психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений/ Е.Г. Эйдемиллевр, В.В. Юстицкий // Семейная психотерапия, М.:Сфера, 1990 – 670 с.

57. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. – М.: Авиценна: Изд. объед. «ЮНИТИ», 1996. – 399 с.

Заказать диплом