Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие  дошкольника 1 (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................................................ 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей  ребенка старшего дошкольного возраста.......................................................................... 7

1.1. Общая характеристика игровой деятельности. Виды развивающих игр в дошкольном возрасте.............................................................................................................................................................. 7

1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста   25

1.3. Влияние развивающих игр на интеллектуальное  развитие  дошкольника............ 37

Глава 2. Влияние развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................................................... 59

2.1. Диагностические исследования интеллектуальных способностей старших дошкольников  59

2.2. Методика формирования интеллектуальных способностей детей с помощью развивающих игр........................................................................................................................................................... 81

Заключение................................................................................................................... 98

Литература................................................................................................................... 101

Приложения................................................................................................................ 104

Введение

Актуальность исследования. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

На протяжении ряда лет основные усилия российских ученых, исследовавших интеллект и познавательные процессы детей дошкольного и младшего школьного возраста были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них — это проблема развития процессов восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему: Бабаева Т.И. [3]; Венгер Л.А.[7]; Венгер Л.А.[8]; Дьяченко О.М.[17].

Вторая проблема — это формирование понятийного мышления дошкольников. В работах ведущих отечественных психологов были вскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников и младших школьников. Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным. Проблемам мышления посвящены работы Выготского Л.С.; Давидxук А.Н.[13]; Запорожца А.В.[21]; Поддьякова Н.Н.[50]; Турунтаевой Т.В.[58]; Эльконина Д.Б.[65].  Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером.[8] З.М.Истомина[24] проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников. О.М.Дьяченко[17] показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Н.Н. Подъяков[50] специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления.

В последние годы вопросы развития интеллекетуальных способностей привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования.

Стратегия и тактика обучения и воспитания детей дошкольного возраста зависят от соотношения ново­образований стабильных и критических возрастов. По мнению Л. С. Выготского, новообразованием дошколь­ного периода развития является воображение ребен­ка. С этих позиций необходимы учет всех форм игры дошкольника и соответствующее построение периоди­зации игры в дошкольном и младшем школьном воз­расте.

Содержание развивающей функции дошкольного обучения заключается в активизации процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[65], Запорожец А.В.[9], Усова А.П.[59], Жуковская Р.И.[19], Менджерицкая Д.В.[37] и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.[42]

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Объектом исследования являются интеллектуальные способности старших дошкольников.

Предметом исследования являются развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных способностей дошкольников.

Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на интеллектуальное развитие  дошкольника.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

n    изучить литературу по вопросам игровой деятельности дошкольников;

n    провести диагностические исследования влияния развивающей игры на формирование интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника;

n    разработать и апробировать комплекс развивающих игр на основе методики Б.П.Никитина для формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что комплекс развивающих игр способствуют формированию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методами исследования являются:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за дошкольниками;

- приемы психодиагностики: методики исследования внимания (по Р.С.Немову), методики исследования памяти (по Л.В.Черемошкиной и Р.С.Немову), методики исследования образного, нагладно-действенного, логического, творческого мышления  (по Симановскому А.Э., Немову Р.С., Тихомировой Л.Ф., Басову А.В.), методики исследования воображения (по Немову Р.С.);

- математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе ДОУ №5 п. Советский, РМЭ с воспитанниками подготовительной группы в количестве 20 человек.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности познавательного характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема влияния развивающих творческих игр на формирование интеллекта,  поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также для родителей, кроме того в работе дан прикладной аспект нашей проблемы – разработан и адаптирован новых комплекс игровых мероприятий на основе методики Б.Никитина.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе педагогов и для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью представленной технологии развития интеллектуальных способностей является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение.- 1991.-198 с.
  2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск.- 1989.- 425 с.
  3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.:Просвещение.— 1993.— 220 с.
  4. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.-114 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение.— 1987.- 96 с.
  7. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание.–1979.–№5.–С.45-49
  8. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.— 1986.- 177 с.
  9. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.

10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Педагогика- 1984.- 340 с.

11. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

12. Давидчук А.Н.         Конструктивное       творчество   дошкольника. М.:Наука.— 1973.-149 с.

13. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор­чества. - М., 1976.-187 с.

14. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.:Педагогика.-1986.-190 с.

15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М. :Наука.- 1981.- 190 с.

16. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986.-260 с.

17. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Academia.— 1997.- 370 с.

18. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.:Просвещение, 1989.-198 с.

19. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

20. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966

21. Запорожец А.В. Избр. психол. труды. Т.1. М.— 1986.

22. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.-187 с.

23. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.

24. Истомина З.М. Развитие памяти. — М.: Просвещение, 1978. — 120 с.

25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.

26. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как иг­рать с ребенком. М.:Просвещение.- 1990.-129 с.

27. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике// Дошкольное воспитание.- 2000.- № 3.- С. 46-49

28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.:Педагогика.-1991.— 170 с.

29. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.:Педагогика.-1973.-190 с.

30. Лакуцневская Г.Г., Кожухова Н..Н и др. Для самых маленьких.  //Дошкольное воспитание. - №.4,56. - 1978.

31. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.-М.:Педагогика, 1971.-120 с.

32. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-, 1983.-Т. 1.

33. Леонтьев А.М. Проблемы развития психики. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1981. - 584 с.

34. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом. -М., 1971.-109 с.

35. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Избр. Пед. чос. М.:Педагогика.-1977.-320 с.

36. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Ярославль: Академия развития.- 1997.- 240 с.

37.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.-340 с..

38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

39. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.:Просвещение.- 1986.-144 с.

40. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

41. Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.ВЛАДОС.-1999.- 632 с.

42. Никитин Б. Развивающие игры. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.

43. Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-19 с.

44. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. М.:Просвещение.— 1977.— 576 с.

45. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.–М.: Педагогика.–1989.–198 с.

46. Память и ее развитие. [Сб.статей. Отв. ред. канд. пед. наук доц.Я.В.Большуков]. — Ульяновск, 1973. — 112 с.

47. Панько Е. А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие.— Минск, 1984.-391 с.

48. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М.:Наука.— 1969.-230 с.

49. Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А.Сохина, Турунтаевой. М.:Педагогика.— 1978.— 116 с.

50. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.-1986.-50 с.

51. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: Народная асвета.-1990.-96с.

52. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль.: Гринго.— 1996.— 247 с.

53. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.:Просвещение.-1987.-97 с.

54. Смирнов А.А. Психология запоминания.—М.:Просвещение,1948.-267 с.

55. Солсо Р.Л. Факторный анализ интеллекта//Школьные технологии.-1999.-№3.-С.12

56.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.:Педагогика.- 1982.-87 с.

57. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.-209 с.

58. Турунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.:НИИ АПН СССР.— 1980.— 23 с.

59. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

60. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.10. — М.: Педагогика, 1950. — 414 с.

61. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.:Педагогика, 1967 .-118 с.

62. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973.

63. Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности. М.,1970.— 29 с.

64.  Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М.,1991.

65. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

Заказать диплом