Влияние ритмической гимнастики на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста (диплом)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. теоретические аспекты изучения влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста.. 9

1.1. Характеристика координационных способностей и особенности их развития  9

1.2. Понятие ритмической гимнастики  и особенности ее использования в физическом воспитании. 21

1.3. Влияние ритмической гимнастики на развитие координационных способностей старших дошкольников. 33

Глава 2. Методика развития  координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмической гимнастики.. 44

2.1. Диагностика уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 44

2.2. Педагогическая работа по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 56

2.3. Анализ и обобщение полученных данных в результате исследования. 65

Заключение.. 70

Список использованных источников.. 74

Приложения.. 80

 

Введение

Актуальность дипломной работы. В "Концепции дошкольного воспитания", а также в программе физического воспитания населения указывается на необходимость совершенствования физического воспитания в дошкольных учреждениях. Один из путей реформы физического воспитания дошкольников связан с отходом от ортодоксальных форм физического воспитания, излишнего дидактизма педагогического процесса, предусматривает разработку и внедрение в практику работы детских дошкольных учреждений программ и методик, способствующих повышению эффективности процесса физического воспитания дошкольников.

Начало школьного обучения с 6 лет требует такой организации учебного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, связанные с поступлением в школу. Перестройка образа жизни: учебный труд, длительность уроков, продолжительная статическая нагрузка, новые обязанности - требуют от детей значительного психофизиологического напряжения. В связи с этим особую значимость для успешного обучения детей в школе приобретают вопросы повышения физической подготовленности, развития психических процессов, воспитания личностных свойств старших дошкольников.

Физические качества являются важнейшим условием нормаль­ного развития ребенка, а также важнейшей формой жизнедеятель­ности растущего организма. Потребность в развитии физических качеств нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Они весьма сильно варьируют в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовлен­ности, от условий их жизни. От развития физических качеств зависит развитие моторики, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. При развитии физических качеств у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функцио­нальные возможности организма.

Исследования показывают, что около 30% дошкольников 5-6 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств [15], отмечается недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях [14, 22, 27]. В тоже время, занятия по развитию движений у детей дошкольного возраста, предлагаемые типовой программой, по своей физической нагрузке недостаточны для достижения тренированности организма детей и не способствуют эффективному развитию физических качеств [20, 36, 39, 43, 45, 53].

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно воз­никающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключе­нию внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быст­ро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко - развитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

В системе воспитания детей дошкольного возраста  большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

В настоящее время велик интерес специалистов в области дошкольного воспитания к использованию средств ритмической гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников. Предлагаются как отдельные упражнения, так и комплексы ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика (аэробика) - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях.

Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервые был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

В работах ряда авторов [5, 7, 21, 32, 42] ритмическая гимнастика рассматривается как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, как оптимальная для здоровья форма проведения физкультурных занятий. Традиционные формы физкультурных занятий заменяются сюжетно-ролевыми занятиями с использованием средств ритмической гимнастики.

Однако, несмотря на то, что использованию средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей различного возраста в настоящее время уделяется достаточно внимания, вопросы их дифференцированного использования с учетом возрастных особенностей детей 5-6-летнего возраста остаются малоизученными.

Ритмическая гимнастика характеризуется в работах Е.С.Крючек, Ильяшенко Н.Ф., 3. Бальсевич В.К., Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. и др.

Недостаточно изучены вопросы, раскрывающие содержание и методику занятий ритмической гимнастики, обеспечивающих гармоничное и разностороннее развитие дошкольников, повышение темпов формирования их двигательных навыков.

Несмотря на множество публикаций, посвященных влиянию ритмической гимнастики на физическое развитие человека, недостаточно разработана проблема влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста. Это определило актуальность и выбор темы исследования.

Объект исследования: координационные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста под влиянием ритмической гимнастики.

Цель работы: показать положительное влияние ритмической гимнастики на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы ставились и решались следующие задачи:

q       Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста и значение ритмической гимнастики в физическом развитии;

q       апробировать диагностическую методику обследования координационных способностей детей старшего дошкольного возраста;

q       разработать комплексы ритмической гимнастики для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: ритмическая гимнастики положительно влияет на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста при условии систематической учебно-воспитательной работы.

Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, наблюдения,  педагогический эксперимент, математические и статистические методы обработки результатов.

Новизна исследования заключается в попытке доказать эффективность использования элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сделана попытка обобщить накопленный материал по использованию ритмической гимнастики с целью развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в работе воспитателей  и физкультурных руководителей ДОУ.

Опытно-экспериментальная база исследования. В исследования принимали участие 40 человек - детей 5-6 лет, находящихся в ДОУ №1048 «Теремок» г. Москва.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список использованных источников

 

  1. Абросимова Л.И., Юрко Т.П. Роль физического воспитания в расширении функциональных возможностей развивающегося организма // Охрана здоровья детей. - М., 1997. - Вып. 7. - 187 с.
  2. Адашкявичене Э.Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников. (На примере обучения действиям с мячом): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2007. - 17 с.
  3. Алиев М.Н., Шахниязов A.M., Морозова В.И. Формирование и совершенствование функций равновесия у детей дошкольного возраста. -Ашхабад, 2004.
  4. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. М: Физкультура испорт.1988.- 288с.
  5. Бекина С. И. и др.  Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2004.
  6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 2001. - С. 270-276.
  7. Бирюк Е.А. Ритмическая гимнастика: Методические рекомендации. - Киев: Молодь, 2006. - 151 с.
  8. Вавилова Е.Н. Исследование средств и методов воспитания дви­гательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2001 - 15 с.
  9. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.: Просвещение, 1981.- 105 с.

10.  Вильчковский Э.С. Исследование формирования основных дви­гательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физическо­го воспитания: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Харьков, 1965. - 20 с.

11.  Вильчковский Э.С. Развитие моторики у детей дошкольного и школьного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2002 -№9.- С. 47-49.

12.  Вишневецкая Т.Ю. Изучение морфофункционального развития детей 6-7 летнего возраста и определение готовности организма к си­стематическому обучению: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1999. -14с.

13.  Годик М.А. Стретчинг: Подвижность, гибкость, элегантность. - М.: Сов. спорт. 2001. - 91 с.

14. Глазырина А.Д. Овсянин В.А. Методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста. М.: ВЛАДОС, 2001. -95 с.

15.  Грядкина Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 7-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, ме­тание, лазание): Автореф. дис.... канд. пед. наук. -Л., 2001. - 19 с.

16. Дети и здоровье. -  (Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 2003.

17. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. -  М.: Спорт, 2008.

18.  Иванов Г.И. Изменение координационных двигательных спо­собностей в связи со спортивной подготовленностью, возрастом и осо­бенностями тренировки в условиях различной внешней среды: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999.

19. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. -  Утреняя гимнастика под музыку. -  М.: Просвещение, 2007.

20.  Козлов А.И. Возрастные особенности развития координацион­ных действий у детей школьного возраста и пути их совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук -М., 2004.-24 с.

21.  Козлов А.И. О координационных движениях рук у детей до­школьного возраста: Материалы IV научной конференции по физи­ческому воспитанию детей и подростков. - М., 1968. - С. 112-114.

22. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.- 2000.- №3.- С.52-54

23. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000.

24. Косилов С.А. Возрастные особенности развития точности дви­жений у школьников // Физиологические и психические критерии готов­ности к обучению в школе: Материалы симпозиума. - М., 2007. - 157 с.

25. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. -  Мн.: Полымя, 2007.

26.  Кудрявцев В. Инновационное дошкольное воспитание. Форми­рование двигательного воображения и осмысленной моторики // До­школьное воспитание. - 1999. - № 3.- С. 31-32.

27. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.

28.  Лисицкая Т. Ритм. Пластика. - М.: ФиС, 2007.

29.  Листенева А.В. Активизация процесса обучения сложным фи­зическим упражнениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999. - 25 с.

30. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность координа­ционных способностей // Теория и практика физической культуры. -2004.-№1.-С.48-50.

31.  Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 513 с.

32.  Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных спо­собностей у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.-158 с.

33.  Мамчилова А. Психологические предпосылки развития коор­динационных возможностей у детей 5-6 лет //Вопросы физической культуры. – 2004. -№6. - С. 385-391.

34.  Матов В.В. Ритмическая гимнастика. - М.: Знание, 2005. - 62 с.

35. Михайлова С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2000. - 21 с.

36.  Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1992. - 383 с.

37.  Назаров В.П. Координация движений рук и ее совершенство­вание у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2004. - 20 с.

38. Назаренко Л.Д. Оздоровительоные основы физических упражнений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.

39. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной на­правленности на формирование двигательных способностей детей стар­шего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1999. -17с.

40.  Осокина Г.И., Тимофеева Б.А. Гимнастика в детском саду. -М.: Просвещение, 2006. - 110 с.

41. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, 1986.- 342с.

42.  Осокина Т.И. Развитие функции равновесия // Физическое вос­питание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Под ред. М.Ю. Кистяковской. - М.: Педагогика, 2007. - С. 66-92.

43.  Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.-20 с.

44.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. -М.: Просвещение, 1998. - 140 с.

45. Потехина Н.В. Обучение основным движениям на этапе их со­вершенствования // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под. ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной. -М.: Просвещение, 2001. - С. 32-48.

46. Прищепа С., Попкова Н., Коняхин Т. Как продиагностировать физические качества дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004. -№1

47. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. -  М.: Просвщение, 2001.

48. Рауцкис Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 23 с.

49. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -   М.: Просвещение,  2008.

  1. 50.   Сергеевня И.И. Физическая подготовленность детей дошколь­ного возраста // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республ. межвед. сб. - Минск, 2005. - Вып.15. - С. 14-17.

51. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики. М.: Знание, 2005.- 120 с.

52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.:Академия.-2001.-368 с.

53. Сунгуялова Л.А. Совершенствование координационных спо­собностей у детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук.-Омск, 2006.

54. Тобиас М., Стюарт М. Растягиватся и расслаблятся: Ежедневная программа занятий. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.

55. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психологических и мо­торных способностей (структура, онтогенез, тренировка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.

56.  Удалая А.Д. Формирование перекрестной координации в цик­лических локомоторных актах у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2007. - 21 с.

57. Фазеева М. Ритмическая гимнастика для дошкольников // Учитель. 2003. - №6, ноябрь-декабрь.- С.83

58.  Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975.-208 с.

59. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: Династия, 2008.

60. Филипова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 96с.

61.  Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для студ. муз.-педагог. фак. пед. ин-тов. - М.: Сов. ком­позитор, 1999.

62. Фомина И. Сказочный мир ритмической гимнастики // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С.36-39

63. Шалыгина В.Г. Исследование двигательной подготовки детей дошкольного возраста города и села: Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М., 2004.-20 с.

64. Шарманова С.Б. Особенности формирования навыка правильной осанки в процессе физического воспитания детей 5-7 лет//Спортивная наука Южного Урала: перспективы и тенденции развития: Сб. науч.тр. Отв. ред. Т.М. Мелихова. - Челябинск: УралГАФК,1996.вып.1-с.57-59

65. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Педагогический анализ занятий по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. Под ред. Найна. - Челябинск: ЧГИФК 1995.- С.55-57.

66. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 176с.

67. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.:Просв.1982.- 20 с.

68. Эрбах Б., Польстер У. Гимнастика круглый год. -  Мн.: Полымя, 2004.

69. Якурина С. Ритмическая гимнастика // Дошкольное воспитании е. – 2002. -№10. – С.64-71

Заказать диплом