Влияние самооценки в старшем дошкольном возрасте на социометрический статус в группе сверстников (курсовая работа)

Содержание

 

Введение.. 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния самооценки  на социометрический статус старших дошкольников в группе сверстников.. 8

1.1. Психологическая характеристика группы детей дошкольного возраста. 8

1.2. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста. 14

1.3.  Влияние самооценки на социометрический статус дошкольника в группе сверстников. 19

Глава 2. Эмипирическое исследование влияния самооценки старших дошкольников на социометрический статус.. 26

2.1. Организация и методы исследования. 26

2.2. Анализ результатов исследования. 30

2.3. Психологические рекомендации по развитию самооценки дошкольников и коррекции социометрического статуса. 43

Заключение.. 50

Список литературы... 55

Приложения.. 60

Введение

 

Развитие самосознания — центральный психический процесс. Перестройка самосознания связана не столько с умственным  развитием человека (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматри­вает [32].

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости[21].

Актуальность темы заключается в следующем. Многомерность жизненного пути делает принципиально невозможной содержательную психологическую модель развития рефлексивного "Я". Психология развития может лишь проследить генетическую последовательность формирования и взаимосвязь основных предпосылок и компонентов "самости", а также с помощью социологии определить, какие типичные вопросы о себе возникают у среднестатистического индивида данного общества на той или иной стадии его жизненного пути. Психологические исследования самосознания крайне неравномерно распределены по возрастам (о детстве и юности работ много, а о зрелом возрасте их почти нет), к тому же и психологические теории, и экспериментальные исследования возрастных процессов самосознания рассогласованы тематически. Применительно к маленьким детям в центре внимания психологов находится логика самоописаний, возникновение чувства "самости" и формирование половой идентичности; самосознание подростков и юношей изучают главным образом под углом зрения эмоций и эго - идентичности, взрослых - в плане развития личной автономии и самореализации, а стариков - сквозь призму изменения возрастных стереотипов и чувства психического благополучия. Состыковать эти подходы зачастую невозможно.  Препятствием на пути широких обобщений является и отмеченная выше множественность типов и форм индивидуального развития. Даже самые ранние истоки формирования детского самосознания во многом проблематичны и таинственны [12, с. 45].

Сложность и многогранность личностных изменений в старшем дошкольном возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности, в том числе и умение общаться в коллективе, обуславливает актуальность изучения самооценки дошкольников и ее влияния на социометрический статус ребенка в группе сверстников.

А.П.Усова [31] справедливо отме­чала, что в дошкольном возрасте умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками. Именно в игровой деятельности можно сформировать главные качества личности старшего дошкольника.

В настоящее время достаточно ясно осознаются новые обществен­ные тенденции и проявляется живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию личности дошкольника, формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития самооценки детей и ее влияния на социометрический статус в группе сверстников все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. Это  определяет актуальность и новизну исследования: "Влияние самооценки в старшем дошкольном возрасте на социометрический статус в группе сверстников".

Объектом исследования является самооценка в старшем дошкольном возрасте в игре.

Предмет исследования: влияние самооценки старших дошкольников на социометрический статус в группе сверстников.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса особенностей формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияния на социометрический статус в группе сверстников.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1)на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить  понимание феноменов самооценки и личностного самоопределения в старшем дошкольном  возрасте и их влияния на социометрический статус в группе сверстников;

2)провести диагностическое исследование самооценки и ролевого статуса в группе старших дошкольников;

4) разработать Программу игровых мероприятий по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста и улучшению межличностных отношений.

Гипотеза исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста влияет на социометрический статус в группе сверстников.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский, Д.Н.Узнадзе.

Психолог Мерлин B.C. изучал проблемы самосознания, работал над психологией мотивов человека, изучением мотивации занимались также Славина Л.С., Бочкарева Г.Г., Божович Л.И. Кроме этого вопро­са они работали над проблемой формирования личности.

Вопросам взаимоотношений в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие.

Методологическую основу исследования составляет теория личности Мясищева В. Н., который рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения, системно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.В.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

исследование самооценки (методика В.Г.Щур);

исследование самооценки  и самосознания личности (методика Н.И. Непомнящей);

методика исследования самооценки (методика Р.С.Немова );

методика «Выбор в действии» (Р.С.Немов);

методика социометрия (Панфиловой М.А.)

Опытно-экспериментальная база: дети в возрасте 6-7 лет ДОУ №55 в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения.

Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы личности, однако в отношении старшего дошкольного возраста четких практических разработок проблемы самооценки пока не достает.  Поэтому наше исследование является новым, где развитие самооценки дошкольников основано на новом комплексе игровых мероприятий, кроме того, выявлена связь между самооценкой и  социометрическим статусом в группе детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

Заключение

 

Таким образом, проведя теоретические и практические исследования влияния самооценки на социометрический статус старших дошкольников в коллективе сверстников, в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

1. Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция и самооценка является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.

Самооценка является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. Самооценка — это знание человеком самого себя и отноше­ние к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отноше­ние.

Позитивную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами низкой самооценки становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции.

2. В период дошкольного детства происходит  первоначальное становление личности, сопровождающиееся качественными изменениями, специфическими особенностями, учет которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребенка, успешное взаимодействие с ним на разных этапах и в разных ситуациях детской жизни.

Вместо взрослого регуляторами взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте становятся свер­стники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержани­ем и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в не­которых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвер­диться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции, развивают его личностные качества, творчество. Если в группе созданы необхо­димые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы   и   т. д.)   благоприятствует   общению   детей,   симпатии перерастают в стойкие отношения.

Ребенка привлекает в сверстнике возможность свободно себя вести и быть максимально инициативным, т.е. в нормальных условиях общение со сверстниками строится на основе раскованного широкого поиска, позволяющего детям проявлять творческую силу, инициативу, самостоятельность и порождающего в силу удовлетворения большого круга потребностей, яркое эмоциональное переживание.

В игре развиваются совершенствуются различные психические функции ребенка. Но самые главные изменения происходят в мотивационно потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способности к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими.

Дети, которых предпочитали большинство сверстников, обладают такими качествами, как лидерство, высокая самооценка, дружелю­бие, умение помочь товарищу, аккуратность, опрятность, умение ор­ганизовать игру, внести в нее новые интересные элементы, знание правил игры и умение следовать им. Наряду с безусловно положи­тельными чертами они обладали также властностью, зазнайством, стремлением и умением командовать.

Изолированные или отверженные дети имеют заниженную самооценку, молчаливы, бывают грубы, ябедничают, не умеют подчиняться правилам игры, уп­рямы, капризны, аффективны (эмоционально неустойчивы).

3. Для подтверждения вышеизложенного в работе были проведены диагностические исследования особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияния на социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Диагностическими исследованиями доказано, что в данном возрасте в основном присутствует завышенная самооценка себя самим ребенком, а наиболее значимыми являются близкие взрослые люди, т.е. довольно узкий круг интимно-личностных отношений. Так, из 20 детей 6-летнего возраста, принимавших участие в исследовании, у 55% детей выявлен высокий уровень самооценки. Заниженная самооценка наблюдается у тех детей, кто, оценивая себя со стороны родителей и воспитателя, показал средние и низкие результаты.

Важное значение имеет и стремление и умение оценивать поступки, поведение других детей в процессе той или иной деятельности.

Только у 20% детей в группе наблюдался высокий уровень развития навыков эффективного взаимодействия, благоприятные отношения со сверстниками, адекватная самооценка, уверенность в себе, низкая тревожность, они внимательны к сверстникам, откликаются на их неудачи и огорчения, стараются помочь, их любят в коллективе, детям нравится играть с такими сверстниками, такие дети умеют играть, построить сюжет, распределить роли, никого не обидев.

В группе выявлены 4 лидера. К отверженным относятся 4 детей. 3 человека  являются изолированными: их не выбрал ни один ребенок. Остальные дети получили по 1-2 положительному выбору. Они являются примкнувшими. Почти все дети устали от  вопросов. Наиболее отрицательно к группе в целом относятся 7 детей. В группе не сформировано каких-либо референтных групп, дети играют друг с другом одинаково, могут не обращать внимания друг на друга, у лидеров нет своих приверженцев, в основном все дети выбирали одних и тех же детей лидерами. Негативные выборы были в основном спонтанными, например, перед опросом дети могли подраться или поспорить, поэтому именно своего сиюминутного «недруга» они отмечали негативными выборами.

Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка.

Корреляционный анализ подтверждает взаимосвязь самооценки и социометрическим  статусом в коллективе.

5. Для развития самооценки дошкольников, интереса к сверстникам,  умений взаимодействовать, с детьми следует проводить коррекционные мероприятия, которые могут включать в себя мероприяия игровой психокоррекции трудностей общения, мероприятия по развитию эмоциональной эксперссивности дошкольников с использованием сюжетно-ролевых, театральных игр, сказкотерапия, арт-терапия, изотерапия.

6. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтвердилась. Мы доказали, что самооценка детей старшего дошкольного возраста влияет на социометрический статус в группе сверстников.

Цели и задачи достигнуты.

7. Однако мы понимаем, что проблема, затронутая в данной работе, достаточно актуальная и обширна, дополнительной разработки требуют такие вопросы как:

исследование формирования самосознания и самооценки у детей в процессе игровой деятельности;

особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Список использованных источников

 

1. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина// Вопросы психологии.- 2010.- N 4.- С.31-38.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979.-№4.-С.23-24.

3. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26.

4. Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников / Н. Вересов // Вопросы психологии. - 2009.- №1. - С. 37—46.

5. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.:Просвещение, 1979.-159 с.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика. - 1992-1996.

7. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., Просвещение, 2009.-340 с.

8. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.:Педагогика, 2008.-190 с.

9. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2010.- 112 с.

10. Заморев, С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. -  СПб.: Речь, 2010.-135 с.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Академия, 2009.-416 с.

12. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.

13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975.-302 с.

14. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лэндрет. - М.:ИНСЕКО, 1994.- 368 с.

15. Марцинковкая, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.:Прогресс, 2008.-117 с.

16. Матвеева, О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми / О.А. Матвеева. - М.:Педагогическое общество России, 2010.-160 с.

17. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение, 2008.- 320 с.

18. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.:Академический проект, 2008.-160 с.

19. Немов, Р.С. Психология. Т.3. / Р.С. Немов. -М.: Инфра-М-Норма.-1999.-450 с.

20. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. - М.:Педагогика, 2009.-116 с.

21. Ольшанский, Д. Самооценка и самоуважение / Д. Ольшанский // Школьный психолог.-2010.- №4.- С. 6—7.

22. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.

23. Поддъяков, Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. / Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. -2008. -№2. -  С.39.

24. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с.

25. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методичес­кие рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лав­рентьевой. М, 2006. -144 с.

26. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М.:Наука, 1989.-240 с.

27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.:Наука, 2006.-230 с.

28. Сальникова, Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. - СПб.:Питер, 2009.-282 с.

29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.

30. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 91—103.

31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2006.-180 с.

32. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. -М.,2007.- 180 с.

33. Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосо­знание / Е.В. Шорохова// Проблемы сознания. М., 2006.

34. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика, 1978.-304 с.

35. Юдина, Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 2008. -№12. - с. 69.

Заказать курсовую