Влияние сюжетно-ролевой игры на  социальное поведение дошкольника (диплом)

Содержание

Введение.................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ социального поведения ребенка дошкольного возраста............................... 7

1.1. Исследование основ социального поведения ребенка в работах отечественных и зарубежных авторов......................................................................................... 7

1.2. Формирование основ социального поведения ребенка дошкольного возраста    20

глава 2. Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное поведение детей старшего дошкольного возраста................................... 38

2.1. Общая характеристика игровой деятельности................................... 38

2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры и ее влияние на социальное поведение ребенка старшего дошкольного возраста................................................................... 43

Глава 3. Исследования влияния сюжетно-ролевой игры на формирование основ социального поведения старших дошкольников........................................................................................ 54

3.1. Диагностика сформированности социального поведения детей дошкольного возраста.......................................................................................................... 54

3.2. Формирование основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры............................................................... 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 89

список Литературы......................................................................... 94

Приложения....................................................................................... 100

Введение

Актуальность исследования. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образова­ние в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение до­школьного возраста заключается не столько в овладении ребенком зна­ниями, сколько в становлении базо­вых свойств его личности: самооцен­ки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направле­ний развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдаю­щихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования пос­ледних лет, происходящие в совре­менной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образо­вания. Основным приоритетом сегод­ня выступает личностно-ориентированное взаимодействие психолога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и по­требностей, развитие творческих спо­собностей и забота о его эмоциональ­ном благополучии.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Большинство психологов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям. Од­нако эти направления раз­вития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе немного публикаций и практических по исследованию влияния сюжетно-ролевой игры на формирование основ социального поведения в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Объектом исследования является социальное поведение дошкольника.

Предметом исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития социального поведения дошкольников.

Целью данной работы является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на  социальное поведение дошкольника.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

1) изучить основы социального поведения дошкольника: эмоциональное развитие, социальные навыки; самооценку;

2) исследовать виды современных игрушек, используемых в дошкольных учреждениях;

3) исследовать социально-эмоциональное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте;

4) разработать и апробировать программу по развитию основ социального поведения.

Гипотеза: сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на формирование основ социального поведения детей дошкольного возраста.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и  другие).

Методологическую базу исследования составляет субъектно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.Б.

Методами исследования является:

-              изучение литературы по педагогике и психологии;

-              наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

-              приемы психодиагностики.

Методиками исследования стали: методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская) по изучению детской неуверенности; методика «Маски» (Т.Д.Марцинкоская) по исследованию эмоциональной отзывчивости ребенка; «Рисунок семьи» по исследованию взаимоотношений дошкольника с членами семьи и его эмоциональное состояние в семье; исследование тревожности (методика Р.Тэммл-М.Дорки-В.Амен); исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников (методом социометрии); исследование самооценки (по Р.С.Немову).

База исследования. Исследования проводились на базе детского сада № 7 с воспитанниками подготовительной группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время мало исследований по формированию основ социального поведения ребенка дошкольного возраста, а также не достает теоретических и практических исследований по влиянию сюжетно-ролевых игр  на социальное поведение ребенка; в данной дипломной работе представлена развивающая программа, где сюжетно-ролевые игры скомпанованы в определенной последовательности с использованием мероприятий игровой терапии.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на педсовете детского сада №7 и на родительском собрании (февраль, 2004 г.)

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе рассмотрены проблемы формирования основ социального поведения в дошкольном возрасте с помощью сюжетно-ролевой игры; основываясь на поставленных в дипломной работе задачах, можно сделать следующие выводы.

Проблемам формирования социального поведения  в детском возрасте в настоящее время уделяется недостаточное внимание педагогов и психологов, существует мало разработок, определяющих значение сформированность социальных навыков для личностного и эмоционального развития ребенка, поэтому это достаточно актуальная проблема в процессе развития и воспитания детей.

Несформированность основ социального поведения дошкольников проявляется таких формах личностных нарушений, как тревожность, агрессия, страхи, неуверенность, одиночество, заниженная самооценка и др., ведущих к дисгармоничному развитию личности. Дисгармония  - процесс развития, характеризующийся несбалансированностью психических свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и затрудняющих ее социализацию и индивидуализацию.

Важным для социального поведения ребенка дошкольного возраста является детская игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Сюжетно-ролевая игра является основной игрой среди детей. Благодаря сюжетно-ролевой игре личность ребенка формируются основы социального поведения:

n    развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы при­обретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).

n    преодолевается познавательный и эмоциональный эго­центризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его пози­цию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помо­гает ориентироваться во взаимоотношениях между людь­ми. способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

n    развивается произвольность поведения:  разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эта­лону- Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше- ний людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соот­ветствии с социальными образцами. Это помогает ребен­ку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

n    развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способно­сти и творческие возможности ребенка.

Сформированность сюжетной игры у дошкольника позво­ляет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неиз­меримо более широкую сферу действительности, далеко выхо­дящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошколь­ник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Для подтверждения гипотезы были проведены диагностические исследования сформированности социальных навыков детей дошкольного возраста. В результате экспериментального исследования было выявлено, что в группе 30% со слабо сформированными социальными навыками, проявляющимися в агрессивности, эмоциональной разлаженности, неуверенности, низкой самооценке, враждебными взаимоотношениями со сверстниками и т.д., 55% - со средним уровнем сформированности социальных навыков, и только 15% детей показали высокий уровень сформированности основ социального поведения - это активные дети, эмоционально устойчивые, открытые в общении, коммуникабельные, доброжелательные, уверенные, с высокой самооценкой. Это предопределило направления для проведения развивающих мероприятий.

Коррекционная работа представляла собой программу из подпрограмм, направленных на развитие социального поведения, устранение негативных эмоциональных переживаний, формирование адекватной самооценки, улучшения взаимоотношений как с родителями, так и со сверстниками, снижение тревожности, страхов, агрессивности.

Наша коррекционная работа была апробирована с помощью следующих программ:

Программа формирования самооценки, развитие творческих способностей, снижение страхов, тревожности;

Программа коррекционных занятий с эмоционально неустойчивыми детьми;

Игровая коррекция трудностей общения у дошкольников;

Программа психолого-педагогической коррекции детской гиперактивности и агрессивности.

Все подпрограммы были основаны на сюжетно-ролевых играх и занятиях игротерапевтического характера, наиболее воспринимаемых детьми дошкольного возраста в условиях детского учреждения.

По результатам коррекционной работы были проведены повторные исследования, сравнение результатов доказало эффективность апробированной программы: детей с высоким уровнем сформированности социального поведения стало на 45% больше, со средним уровнем - на 25% меньше и детей, у который навыки социального поведения были развиты слабо стало на 20% меньше.

Все это подтверждает, что знание ситуаций, которые не способствуют формированию социального поведения ребенка, полезно не только для нормального развития ребенка, но и для воспитательного процесса. Необходимость налаживания личных контактов как с воспитателем, так и со сверстниками может во многом улучшить обстановку в детском коллективе, а следовательно, личностную и эмоциональную сферу ребенка. Самое глав­ное - необходим строго индивидуальный подход к каждому из опроше­нных детей.

Все это наиболее эффективно происходит в сюжетно-ролевой игре среди сверстников. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем ло­гических, аргументированных рассуждений.

Формирование основ социального поведения с помощью сюжетно-ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю после­дующую деятельность человека в обществе.

Успешность развития личности, ее социализации зависит от знания  причин нарушений социальных навыков и особенностей возрастного психического развития ребенка. Для того, чтобы помочь ребенку избавится от негативных влияний социальной среды, взрослые и прежде всего родители должны понимать причины их появления, а так же психологические механизмы их развития.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание ими своих недостатков и их преодоление, перестройка отношений с ребенком, гибкость и непосредственность, уменьшение требовательности, строгости создают необходимые предпосылки для успешного развития личности ребенка.

Большую помощь, как консультативного, так и практического характера может оказать психолог, работающий в детском учреждении, родителям и воспитателем так же не следует об этом забывать.

Актуальным также  является   расширение   психологической   работы учреждения с семьей в плане проведения как индивидуальных бесед и занятий, так и систематических родительских конференций и консультаций, где бы совместно рассматривались психологические проблемы развития детей и их воспитания. Все это позволит лучше осуществить на практике принципы единства воспитания в семье и в дошкольном учреждении и формирования гармонически развитой личности ребенка.

Согласно первоначальной гипотезе, опираясь на материалы экспериментального исследования можно сделать вывод: социальное поведение детей успешно формируется в сюжетно-ролевой игре, если работа по его формированию ведется целенаправленно и организованно. Более эффективным этот процесс становится тогда, когда организована совместная деятельность педагогов, психологов, родителей и детей.

Однако мы понимаем, что данная проблема требует дальнейшей разработки, поэтому возможными направлениями могут быть:

  1. Влияние коллектива сверстников на развитие и формирование основ социального поведения дошкольников;
  2. Особенности формирования основ социального поведения в семье;
  3. Коррекционная работа по формированию основ социального поведения дошкольников в проблемных семьях.

Заказать диплом