Влияние современной игрушки на эмоциональное развитие дошкольника (диплом)

Содержание

Введение..................................................................................................... 3

Глава 1. особенности игровой деятельности и современной игрушки детей старшего дошкольного возраста...................... 6

1.1.Общая характеристика игровой деятельности старшего дошкольника…. 6

1.2. История развития игрушки. Классификация игрушек. Требования, предъявляемые к игрушке.............................................................................................................. 24

1.3. Характеристика современной игрушки................................................. 38

Глава 2. влияние современной игрушки на эмоциональное развитие старшего дошкольника..................................................... 47

2.1. Особенности эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста   47

2.2. Влияние современной игрушки на эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста....................................................................................... 55

Глава 3. Методика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью современной игрушки 66

2.1. Организация и методы исследования.................................................... 66

3.2. Описание результатов исследования развития эмоциональной сферы дошкольников............................................................................................................................ 71

3.3. Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы детей с помощью с помощью игровых приемов и современной игрушки................... 76

Заключение............................................................................................. 93

Литература.............................................................................................. 97

Приложения........................................................................................... 101

Введение

Актуальность исследования. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К.[3], Бреслав Т.М.,[8] Запорожец А.В.[18], Выготский Л.С.[11]), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В.[19], Неверович Я.З.[42], Кошелева А.Д., Божович Л.И.[5] и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Действительно, эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Наиболее ярко эмоциональная сфера дошкольников развивается в игровой деятельности с использованием различных игрушек.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко[38, С.6]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. [55] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[59], Запорожец А.В.[18], Усова А.П.[55], Жуковская Р.И.[17], Менджерицкая Д.В.[40],  Флерина Е.А.[57] и многие другие.

Целью данной работы является изучение влияния современной игрушки на эмоциональное развитие дошкольника.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

проследить влияние игрушки на игровую деятельность детей;

изучить роль игрушки на развитие ребенка-дошкольника;

исследовать влияние игрушки на развитие эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать Программу развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием современной игрушки.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников в процессе игровой деятельности.

Предметом исследования  - развитие эмоциональной сферы ребенка с использованием современной игрушки.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа.

Гипотеза. Мы предполагаем, что с помощью современной игрушки можно развить положительные эмоции.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов.

Методики исследования:

«Несуществующее животное» по изучению особенностей эмоционально-личностной сферы;

методика изучения тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова);

методика изучения агрессивности «Кактус» ( М.А.Панфилова);

цвето-рисуночный тест эмоционального состояния (А.О.Прохорова и Г.Н.Генинг);

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада № 11 г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования. Нами разработана и апробирована Программа по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников с использованием современной игрушки, которая может быть использована в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности и игрушки в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических исследований в области эмоционального развития в процессе игры с использованием современной игрушки, поэтому наше исследование является одним из новых исследований.

 

Заказать диплом