Влияние стилей межличностного взаимодействия в конфликте на статус личности в коллективе (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования  влияния стилей межличностного взаимодействия в конфликте на статус личности в коллективе. 7

1.1. Характеристика стилей межличностного взаимодействия в коллективе. 7

1.2. Факторы, определяющие статус личности в коллективе. 18

1.3. Взаимосвязь стилей межличностного взаимодействия в конфликте и статуса личности в коллективе. 25

2. Эмпирическое изучение стилей межличностного взаимодействия и их влияния на статус личности в трудовом коллективе. 41

2.1. Организация и проведение исследования. 41

2.2. Анализ результатов исследования. 45

2.3. Психологические рекомендации по улучшению  межличностных отношений в коллективе. 57

Заключение. 63

Список использованных источников и литературы.. 66

Приложения.. 70

 

Введение

трудовой коллектив психологический работник

Актуальность исследования. В настоящее время, когда все российское общество находится на этапе кризиса в экономике, обостряются не только политические и экономичес­кие отношения, но и противоречия в межличностных отношениях людей, которыми призвана заниматься социальная психология.

В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возни­кают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы (взаимные требования и внушения, постоянные общие взаим­ные оценки, сопереживание и сочувствие, психологическое соперни­чество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж и так далее). Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности и целого коллек­тива.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В зависимости от того, как в коллективе оценят и поймут друг друга, сложатся их взаимоотношения, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данном коллективе, от них зависит психологический климат, сплоченность коллектива и эффективность их совместной работы.

А так как большую часть времени взрослый человек проводит в трудовом коллективе, от их комфортности зависит и эмоциональное состояние, и поведение, и даже порой здоровье человека.

Проблема изучения психологических факторов, влияющих на статус работника в трудовом коллективе имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных психологических факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: стили межличностного взаимодействия в конфликте.

Предмет исследования: влияние стилей межличностного взаимодействия в конфликте на статус личности в коллективе.

Целью курсовой работы является изучение влияния стилей межличностного взаимодействия в конфликте на статус личности в коллективе.

В связи с поставленной целью задачами работы являются:

  1. Анализ литературы по теме исследования.
  2. Подбор методик для исследования стилей межличностного взаимодействия в конфликте и статус личности в коллективе.
  3. Проведение эмпирических исследований стилей межличностного взаимодействия в конфликте и  их влияния на статус личности в коллективе
  4. Анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования: стили межличностного взаимодействия в конфликте влияют на статус личности в коллективе, в то же время и социометрический статус личности в коллективе определяет стиль межличностного взаимодействия.

База исследования: коллектив работников Апрелевской районой больницы Московской обл. в количестве 10 человек.

Методики исследования: методика социометрии по изучению межличностных отношений, методика Лири по изучению социальных взаимоотношений, методика Томаса К. по изучению стиля поведения в конфликте, методика Безруких М.М. по изучению конфликтности личности.

Теоретическую базу исследования составляют исследования в области межличностных отношений и психологического микроклимата известных отечественных психологов: А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов, И.А.Туревский, М.А.Новиков; зарубежных психологов: Сишор, У. Мастенбург, Р.Кеттелл, Морено и др.

Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психологов (Агеев B.C. Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Круглова Н.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.). В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения.

Исследованию психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе, посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Г.Лебона, К.Левина, Г.Тарда, Г.М.Андреевой, Е.М.Дубовской, Р.Л.Кричевского, Б.Я.Парыгина.

Методологическую базу исследования составляют теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре межличностных отношений трудового коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным образованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с персоналом трудовых коллективов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников, приложений.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Асток Пресс, 1998. – 560 с. //http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
  2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 192 с.
  3. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации / Т.А. Афанасьева // Мир психологии. - 2002. - №2. - С.117
  4. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. – С.122-126.// http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php
  5. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. - М. Воронеж, 2007. – 350 с.
  6. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. - М.: Мысль, 2003. – 220 с.
  7. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л.: ЛГУ, 2000. – 120 с.
  8. Брудный, В.И. Психолого-педагогические основы управления производством / В.И. Брудный, В.А. Семов. - Одесса: Маяк, 2002. – 320 с.
  9. Вендеров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Е.Е. Вендеров. - М.: Экономика, 2000. – 430 с.
  10. Гительмахер, Т.Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю / Т.Б. Гительмахер, А.Б. Зайцев. - Иваново: Ивановский ТУ, 2006. – 310 с.
  11. Давыдов, В.М. Психологическая совместимость в трудовых коллективах / В.М. Давыдов, Д.И. Ладанов. - М., 2005. – 180 с.
  12. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. -  Изд-во МУ, 2004. – 187 с.
  13. Ершов, А.А. Личность и коллектив / А.А. Ершов. Л.: Знание, 2006. – 178 с.
  14. Зацепин, В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе / В.И. Зацепин. - Л., 2003. – 200 с.
  15. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского /В 4-х кн. – М.: Новая школа, 2004. – 368 с.
  16. Кайдапов, Д.П. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдапов, Е.И. Суименко.- М.:Мысль, 2006. - 254 с.
  17. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Наука, 2005.-178 с.
  18. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006.- 240 с.
  19. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 2008.- 220 с.
  20. Кричевский, Д.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект / Д.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Издательство МТУ, 2001. – 220 с.
  21. Кузьмин, Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов / Е.С. Кузьмин. - М., 2008. – 340 с.
  22. Лебедев, В.И. Психология управления / В.И. Лебедев. - М: Агропромиздат, 2001. – 190 с.
  23. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Просве­щение.- 2008.- 247 с.
  24. Макаренко, А.С. Сочинения. Т. V / А.С. Макаренко. - М., 1960.// http://pioner0001.narod.ru/referat1.html
  25. Мансуров, Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов / Н.С. Мансуров. - М., 2002. – 179 с.
  26. Мастенбур, У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации / У. Мастенбур. - М., 1998. – 340 с.
  27. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И. Донцова, М.: Просвещение.- 2001.- 320 с.
  28. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М.: Педагогика, 2004. – 200 с.
  29. Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2000. – 240 с.
  30. Орлова Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв.ред.Е.В.Шорохова и др. / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. - М.:Наука, 2006.- 314 с.
  31. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М., 2007. – 230 с.
  32. Платонов, К.К. Что изучает общественная психология / К.К. Платонов. -М., 2007. – 300 с.
  33. Платонов К.К. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М., 2007. – 167 с.
  34. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.И. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Сфера, 2008. – 140 с.
  35. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  36. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007. – 320 с.
  37. Рубахин, В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления / В.Ф. Рубахин // Вопросы психологии. - 2003. - №4. – С.22-27
  38. Русалинова, А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование / А.А. Русалинова. - Л., 2007. – 320 с.
  39. Рощин, С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность / С.К. Рощин. - М.: Наука, 2005. – 190 с.
  40. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2010. – 250 с.
  41. 41. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе// Кострома, 2009. - С. 94-96.
  42. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 390 с.
  43. Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, О.И. Зотова, Е.В. Семенов. - М.: Наука, 2003. – 240 с.
  44. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. – 179 с.

Заказать курсовую