Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретический анализ проблемы влияния стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.. 9

1.1. Понятие стиля детско-родительских отношений. 9

1.2. Особенности развития волевых качеств старших дошкольников. 22

1.3. Влияние стиля детско-родительских отношений на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. 34

2. Экспериментальное исследование влияния стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств старших дошкольников. 48

2.1. Организация и анализ результатов констатирующего исследования. 48

2.2. Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий с родителями по оптимизации стиля детско-родительских отношений. 73

2.3. Динамика развития волевых качеств старших дошкольников под влиянием омтимизированных стилей детско-родительских отношений. 78

Заключение. 96

Список использованной литературы.. 102

Приложение. 108

Введение

 

Актуальность темы исследования. Вопрос влияния семьи на формирование личности ребенка является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики и социологии. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, посвященных роли семьи в формировании личности ребенка. У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф.Лесгафт. В работах С.А. Беличевой, А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.И. Костицкой, И.М. Марковской, В.М. Миниярова, Р.В. Овчаровой, А.В. Петровского, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указываются, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития личности ребенка, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

Семья как социально-психологический феномен характеризуется  определенной направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем (типом) воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми [59, с.37]. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. Многочисленными исследованиями установлена   зависимость между преобладающим  стилем воспитания в семье и особенностями психического развития  ребенка, выявлены связи  между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка дошкольного возраста.

Одной из специфических особенностей старшего дошкольного возраста является начало формирования и развития волевой составляющей личности. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Я.Л. Коломинского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой. В работах отмечается, что выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество [2;8;14;37]. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития, во многом ее формирование у детей зависит от оптимальности стиля детско-родительских отношений, так как один стиль, например, авторитарный, тормозит развитие воли у детей, а другой, например, демократический, развивает.

Несмотря на то, что в психолого-педагогической науке на сегодняшний день достаточно место уделяется изучению проблеме детско-родительских отношений и их влияния на формирование личности ребенка, к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью исследований влияния стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической теории и практике.

Таким образом, с учетом актуальности и недостаточной разработанности проблемы была выбрана тема исследования: «Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования - влияние стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

Цель исследования:  выявить особенности влияния стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

Цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме влияниея стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Провести эмпирическое исследование влияния стиля детско-родительских отношений на формирование волевых качеств старших дошкольников.

3. Разработать и апробировать психолого-педагогические мероприятия с родителями по оптимизации стиля детско-родительских отношений.

4. Оценить эффективность разработанных психолого-педагогических мероприятий с родителями по оптимизации стиля детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

-  существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и уровнем сформированности волевых качеств старших дошкольников: чем благополучнее стиль и тип воспитания детей родителями, тем выше уровень сформированности волевых качеств дошкольников;

- специально организованная психолого-педагогическая работа с родителями по оптимизации стиля их детско-родительских отношений положительно повлияет на уровень сформированности волевых качеств дошкольников.

Теоретические и методологические основы исследования:

- положение о роли родителей как носителей социокультурных ценностей в развитии и воспитании ребенка (М.И. Буянов, Е.А. Волкова, Э.Д. Днепров, О.Л. Зверева, А.С. Спиваковская);

- теория позитивного воспитания (А. Адлер, Карен Р. Джослин, Хэйм Г. Джиннот);

- положения отечественной психологии о деятельностно - личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека, отраженные в теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, психологические теории понимания воли и ее значение для выбора целей и мотивов поведения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн);

- исследования по развитию воли у дошкольников (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова, М.В. Лаврентьева).

Для решения поставленных задач и исследования гипотезы использовались следующие методы:

- Теоретические - анализ психолого-педагогической,  социально-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;

- Практические - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование, интервьюирование;

- Статистические - методы математической обработки полученных данных.

Методики исследования:

Для изучения стиля детско-родительских отношений были использованы методики:

1. Методика диагностики типов воспитания родителями (В.Б. Шапарь).

2. Методика изучения стратегии семейного воспитания (Л.А.Богатова).

Для определения волевых качеств дошкольников были выбраны следующие методики:

1. Методика «образец и правило» (А.Л.Венгер);

2. Методика на оценку степени во­левой активности детей при выполнении задания (Ш.Н.Чхартишвили);

3. Методика на выявление способности к выполне­нию задания требующего волевых усилий (Б.Ф.Эльконин).

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ №90 г. Йошкар-Ола. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов, педагогов, а также рекомендованы для родителей с целью формирования положительных  отношений между родителями и детьми, формирования волевых качеств детей в условиях семьи.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список использованной литературы

 

  1. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие / В.Н. Белкина, Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И, Фельдштейна. / Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с
  3. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту / И.В. Боязитова. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 71 с.
  4. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста / И.Е. Валитова. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 160 с.
  5. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга, Т.С.Драбкина. - Спб.: Речь, 2007. - 144 с.
  6. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М. Волкова. – М.: «Эксмо», 1999. – 132 с.
  7. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов / Отв. ред. В.Г. Хроменик.– Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 2002. -122 с.
  8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
  9. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Минск, 2001. – 480 с.
  10. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста  / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Просвещение, 2006. – 51 с.
  11. Дошкольная педагогика / Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998.- 389 с.
  12. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  13. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Психолог в детском саду. - 2008. - №1. - С.9-17.
  14. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – М.: Наука, 2005. – 189 с.
  15. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.- 368 с.
  16. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М.: Высшая школа, 2005. – 560 с.
  17. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. Журн. – 2004. – № 5. – С. 57-61.
  18. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. – С.12-16.
  19. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 270-280.
  20. Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарев // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
  21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.
  22. Левкович, В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В.П. Левкович  // Психология личности и образ жизни. - М.: Знание, 2007. – 165 с.
  23. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Либроком, 2010.- 216 с.
  24. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей / А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1984. - 200с.
  25. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004.- 367 с.
  26. Максименко, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М.: Просвещение, 2007.- 269 с.
  27. Мальханова, И. Школа для трудных родителей / И.Мальханова. – М: АиФ Принт, 2004. – 248с.
  28. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2000. – 216 с.
  29. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М: Просвещение, 2005. – 239 с.
  30. Нуркова, В.В. Психология / В.В.Нуркова, Н.Б.  Березанская. – М.: Владос, 2004.- 367 с.
  31. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграев. - М.: Жизнь и мысль, 1999. - 168 с.
  32. Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru : [сайт уральских родителей]. – [Б. м.], 2009. – URL: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4971 (19.04.10)
  33. Петелина, В. Ошибки в воспитании / В.Петелина // Будь здоров. – 2005. - № 1. - С. 75-77.
  34. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 2003. – 448с.
  35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
  36. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
  37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер Ком, 2002.- 720 с.
  38. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2009. – 176 с.
  39. Сборник психологических тестов / Составители: Л.А Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук. - Казань: КНПО ВТИ, 2007.
  40. Свердлова, О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании / О.Г. Свердлова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
  41. Семейное воспитание / Сост. Лебедев П.А. - М.: Академия, 2001. - 408 с.
  42. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе / Н.В. Сидячева. – М.: Знание, 2006. – 97 с.
  43. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 2005. – 384 с.
  44. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
  45. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология: [сайт]. – М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (19.04.10).
  46. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Юнити, 2007. – С. 192-201.
  47. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. -М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
  48. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей / А.С. Спиваковская. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
  49. Стаханова, Т. А. Что влияет на отношение родителей к ребенку? [Электроннвй ресурс]. – Режим доступа:  http://www.psilib.ru/stahanova/chvodkr.html
  50. Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
  51. Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. - 256 с.
  52. Ступакова, Н. Когда ребенок провинился / Н. Ступакова // Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 43-44.
  53. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 3. – С. 8-13.
  54. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья / В.В. Ткачева. – М.: Прогресс, 2000.- 123 с.
  55. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи / В.С. Торохтий. О.Г. Прохорова. — СПб.: КАРО, 2009. – 213 с.
  56. Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2009. – № 9. – С. 34-43.
  57. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 420 с.
  58. Шевцов, А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа – 2006. – № 4. – С. 118-124.
  59. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. – 736 с.
  60. Эйдемиллер,   Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстищкий. - СПб.: Питер, 1999. – 218 с.
  61. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Заказать диплом