Влияние темперамента на стиль деятельности (курсовая)

Содержание

Введение...................................................................................................... 3

1. Теоретические основы исследования темперамента  и его органических основ................................................................................. 6

1.1. Понятие темперамента и его органические основы.............................. 6

1.2. Типы темпераментов............................................................................ 10

1.3. Свойства темперамента........................................................................ 13

1.4. Темперамент и стиль деятельности..................................................... 16

2. Исследование зависимости индивидуального стиля деятельности от свойств темперамента...................................... 36

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 36

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 38

Заключение.............................................................................................. 46

Список использованных источников........................................ 49

Приложения............................................................................................. 52

Введение

 

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Теория темперамента представляет собой органи­ческую часть общего психологического учения о лично­сти. Поэтому основные проблемы теории темперамента— это те, от разрешения которых зависят общие проблемы теории личности.

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Актуальность исследования заключается в том, что темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Нет согласия как по некоторым частным, так и по кардинальным вопросам. Отсутствует, например, единая точка зрения на те свойства, которые следует включать в темперамент. До сих пор дискутируются вопросы о физиологическом базисе темперамента, смешиваются его физиологические и психологические свойства. Неоднозначно понимается роль среды и воспитания в формировании темперамента, его место в структуре индивидуальности, специфика его собственной роли в регуляции деятельности и др.

Однако темперамент - «важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей».[28, С.185]

Свои исследования свойствам темперамента, его основных характеристикам посвящали такие ученые, как Ересь Е.П. [6], Канторович Н.К.[8], Климов Е.А. [13], Ковалев А.Г., Мясищев В.Н.[10], Левитов Н.Д.[20], Мерлин В.С.[23], Стреляу Я.[34], Симонов П.В., Ершов П.М.[35] и другие.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как при­знаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько тем­перамента, сколько индивидуального стиля деятельности, осо­бенности которого могут совпадать и расходиться с темпера­ментом.

Благодаря большей устойчивости и консервативности свойств темперамента возникают многообразные противоречия между ними и теми индивидуальными особенностями, которые легче и быстрее изменяются под  влиянием социальных условий и условий воспитания. Так, например, неуравновешенность холерика может противоречить его дисциплинированности, слабая эмоциональная возбудимость флегматика может противоречить его отзывчивости и стремлению откликаться на все запросы и нужды окружающих людей. А это может повлиять в значительной степени на стиль деятельности.

Объект исследования: органические основы темперамента.

Предмет исследования:  влияние темперамента на стиль деятельности.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, как влияют на индивидуальный стиль деятельности свойства темперамента.

В связи с этим в данной работе поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по данной проблеме;

- провести анализ свойств темперамента человека и их влияние на индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Гипотеза: Мы предполагаем, что органические основы определяют свойства темперамента личности, который влияет на индивидуальный стиль деятельности.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методики, использованные в данной работе при исследовании темперамента:

методика Руса­лова В.М., определяющая свойства темперамента,

распределение уровня различных типов темперамента в структуре характере (методика  И.Г.Леонова),

тип характера (опросник  PEN-  Айзенка)

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме темперамента.

Экспериментальная база: Исследования проводились с 10 сотрудниками малого предприятия ООО «Уютный дом».

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике управленческой деятельности для повышения эффективности трудовой деятельности.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Список использованных источников

 

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1980.-340 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. -  Л.:  ЛГУ, 1969.- 314с.
  3. Буева, Г.А. Человек: деятельность и общение / Г.А. Буева. - М., 1978.- 132 с.
  4. Гуревич, К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой  деятельности / К.М. Гуревич //Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С.22-26
  5. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. М.: Спарк, 2002.- 430 с.
  6. Ересь, Е.П. Исследование темпераментов школьников / Е.П. Ересь. - М., 1939
  7. Ильина, А.И. Особенности проявлений общительности в связи с подвижностью нервной системы / А.И. Ильина. – Пермь, 2008. – 123 с.
  8. Канторович, Н.К. Типы нервных систем и темперамента человека. Научные труды Киргизского  университета, Т.VII. / Н.К. Канторович,  1951
  9. Кант, И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тек­сты / И. Кант. – М., 1982. - С, 149.
  10. Ковалев, А.Г.  Психические  особенности  человека. Т.1 /  А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1997.- 129 с.
  11. Ковалев, А.Г. Психология личности /  А.Г. Ковалев. М.: Просвещение, 2003. - 190 с.
  12. Корнилов, К.Н. Психология / К.Н. Корнилов. - М.:Учпедгиз, 1946. - 89 с.
  13. Климов, Е.А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с  диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов / Е.А. Климов. – М.: МиС, 2007. – 230 с.
  14. Климов,  Е.А. Индивидуальные особенности динамики движения в связи с типологическими различиями  в последствии тормозного процесса. //Проблемы психологии личности и психологии труда / Е.А. Климов. Пермь, 1960
  15. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных радличий: Тексты / Е.А. Климов. — М., 1982.
  16. Кречмер, Э. Строение тела и характер // Психология индиви­дуальных различий / Э. Кречмер. - М: Мысль, 2004.
  17. Копытова, Л.А. Типологические особенности в трудовой деятельности наладчиков при простое двух станков / Л.А. Копытова //Вопросы психологии.- 2006.- №4
  18. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2006. - 123 с.
  19. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера/ Н.Д. Левитов. - М., 2005. - 189 с.
  20. Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. - М.: АПН, 2001. - 190 с.
  21. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния / В.С. Мерлин. - Пермь, 2008. - 214 с.
  22. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - М.: Просвещение, 1964. - 78 с.
  23. Мерлин, В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин. – Пермь, 1990. - 220 с.
  24. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии  личности / В.С. Мерлин. - М., 2000. - 202 с.
  25. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. Т.2 / В.Н. Мясищев.- М., 2006. – 220 с.
  26. Немов, Р.С. Психология. Т.1 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1998.- 560 с.
  27. Небылицин, В.Д. Темперамент.- В Кн.: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. - М.: Наука.- 1976.
  28. Орлова, Н.Е. Некоторые свойства темперамента школьника при выполнении трудового задания / Н.Е. Орлова,  Н.И. Гвозденко. - М.: Знамя, 2001. - 187 с.
  29. Палей, И.М. О некоторых фенотипических свойствах и факторах, ограничивающих проявление общего типа нервной системы у человека.  Ученые записки / И.М. Палей. – Пермь, 2005.- 150 с.
  30. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт.-2004. - 170 с.
  31. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента че­ловека / В.М. Русалов // Психологический журнал. — 2007. — Т. 10. — № 1.
  32. Страхов, И.В. Темперамент школьника / И.В. Страхов. - М., 2005. – 189 с.
  33. Стреляу, Я. Роль темперамента  в психическом развитии / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 2008. - 117 с.
  34. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов.- М.: Наука, 2004. - 170 с.
  35. Теплов, Б.М. Избранные труды. Т.1 / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1985.
  36. Юнг, К. Психологические типы // Психология индивидуальных раз­личий / К. Юнг. - М., 2008.

Заказать курсовую