Влияние тренинговой программы на снижение агрессивности у подростков (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

I. Теоретические аспекты исследования влияния тренинговых программ на снижение агрессивности и подростков.............. 8

1.1. Понятие тренинга и его роль в психологии................................................ 8

1.2. Рассмотрение понятия «агрессия», «агрессивность» в ряде теорий зарубежных и отечественных психологов............................................................................... 16

1.3. Проявление агрессивности в подростковом возрасте.............................. 33

1.4. Роль тренинговой программы в снижении агрессивности подростков... 46

2. Диагностические  исследования влияния тренинговой программы на снижение агрессивности ПОДРОСТКОВ...................................... 56

2.1. Организация и  методы исследования....................................................... 56

2.2. Анализ результатов исследования............................................................. 60

2.3. Тренинговая программа как средство коррекции агрессивности  подростков       68

Заключение.................................................................................................... 76

Список использованных источников............................................. 81

Приложение.................................................................................................... 85

Введение

 

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является устранение агрессивного поведения у подростко­в.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А.[51], Румянцева Т.Г.[45,  46] и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С.[11, 12], Завражина С.А.[18], Осницкого А.К.[33] и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия»[8]. Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[8] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Эта про­блема является предметом большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий. Проблемой собственно агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Проблема агрессивности в последнее время все чаще выходит на первый план в связи с возросшим уровнем девиаций, особенно в подростковом возрасте. И свя­зано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, на­правленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности у детей и подростков. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций у подростка и социальных норм, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства).

Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре агрессии и ее проявления у подростков, причинах и условиях его происхождения.

Одной из значимых форм психосоциальной работы наряду с индивидуальным консультированием и сопровождением семьи трудного ребенка является организация групповой психокоррекционной работы. Различные по объему и содержанию тренинговые программы являются составной частью программы психолого-педагогического сопровождения учащихся, причем методологическое, теоретическое и технологическое осмысление тренинга в детско-юношеской аудитории требует дальнейшей разработки.

Тренинг - это метод групповой работы, при котором в результате многократного проживания участниками различных способов разрешения проблемных ситуаций у них формируется новый значимый для них опыт. При этом организуется "погружение" в игровую реальность, что способствует воссозданию в лабораторных условиях значимых для подростков трудных ситуаций, связанных с осмыслением и освоением своих связей с миром, другими людьми, самими собой.

Проблема агрессивного поведения у подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.)

Однако все еще актуальным является разработка новых тренинговых программ по коррекции агрессии у подростков. Это достаточно актуальная проблема, ее изучение и послужило поводом для написания дипломной работы.

Цель работы состоит в снижении уровня агрессивности у подростков с помощью тренинговой программы.

Объект исследования: агрессивность подростков.

Предмет исследования: влияние тренинговой программы на снижение агрессивности у подростков.

Гипотеза: тренинговая программа является эффективным средством снижения агрессивности подростков.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Выявить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением.

3. Провести диагностические исследования с целью выявления агрессивности у подростков.

4. Разработать программу коррекции агрессивности у подростков на основе тренинга и проверить ее эффективность.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка, исследование агрессивности по методике Басса-Дарки, исследование агрессивности и враждебности по методике Кука-Медлен.

Методологической основой являются исследования психологов, социологов и педагогов по проблеме подростков: Берковитц Л., Кондрашенко В.Т., Паренс Г., Бэрон Р, К.Лоренс и др., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов и педагогов.

Выборка: 50 подростков, обучающихся в средней школе №24 г. Йошкар-Ола, учащиеся 9 классов.

Список использованных источников

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изу­чение влияния воспитания и семейных отноше­ний / А. Бандура, Р. Уолте. - М.: Апрель Пресс, 1999.
  3. Баярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.
  4. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. / И.В.Бачков. - M.: Издательство «Ось 89», 2009.
  5. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб:Питер, 2001.-430 с.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 2009. – 400с.
  7. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божовчи. -М.: Знание, 2007. - 39 с.
  8. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бютнер. -М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
  10. Варламова Е.Е. Программа коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста / Е.Е. Варламова
  11. Васильева О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. - 2007. - №4. - С.65-71.
  12. Васильева О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников/ О.С. Васильева, И.В. Абидова  // Школа здоровья.- 2009.- № 3.- С. 89- 101.
  13. Волкова Е. Агрессивные дети/ Е. Волкова// Дошкольное воспитание.- 2010.-№ 3.- С. 108- 111
  14. Генри Паренс. Агрессия наших детей./ Генри Паренс - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.
  15. Грецов А.Г. Классификация упражнений социально-психологического тренинга / А.Г. Грецов // Психология и школа. -  2010 . - N 2.
  16. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей / Т.А. Гурко// Социологические исследования. -2008.- № 3. -С. 84—85
  17. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы / С.Н. Ениколопов // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 2004. - №1.-С. 62-68.
  18. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражин // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.
  19. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания / В.П. Захаров. - СПб.: Нева, 2008.
  20. Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей / З.Л. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2008.-№4.- С. 22-27.
  21. Кардашина О.В. Особенности организации групповой тренинговой работы с дезадаптивными подростками // Вестник психосоциальной работы. - 1997. - № 4.
  22. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
  23. Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. / Э. Крейри - СПб:АО «Комплект», 2005. - 32 с.
  24. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2008. - 165 с.
  25. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.
  26. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2001.
  27. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности / Д.С. Лихачев // ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.2010. - С.6.
  28. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение.-1977. - 420 с.
  29. Лоренц К. Агрессия/К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
  30. Майерс Д. Социальная психология/Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  31. Макшанов С.И.  Психогимнастика в тренинге / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. -  СПб, 1993.
  32. Ожегов С.И.  Толковый  словарь  русского  языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.  М.,  1999.
  33. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2010.- № 3. -С. 61—68.
  34. Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу / Б.Д. Парыгин, В.А. Михайлова. – М., 2000.
  35. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий / К.К. Платонов.- М.:Высшая школа,  1981.-560 с.
  36. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 2007. - 288 с.
  37. Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... / С. Попова// Первое сентября. 2010. № 87.4 декабря.- С. 4.
  38. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С. Прутченков. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  39. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.
  40. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  41. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Питер, 2003.-320 с.
  42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб., 2000.
  43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан // Псхологический журнал. - 2006. - Т.17. - №5. - С.3-10
  44. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе/ И. Ремезова // Вестник высшей школы.- 2009.- № 3.- С.17-22
  45. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии.- 2009.- № 1.- С. 81—87.
  46. Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке/ Т.Г.Румянцева. - Мн.: Университетское, 2009. - 150 с.
  47. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.
  48. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001. – 350 с.
  49. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум» / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
  50. Фромм Э. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности / Э. Фромм, Р. Хирау. - М.: Прогресс, 2009. - С. 146-168.
  51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин В.П., 2006. - 192 с.

Заказать диплом