Влияние ценностей учителя на его авторитет (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретический анализ проблемы влияния ценностей учителя на его авторитет  7

1.1. Понятие авторитета. Сущность и содержание авторитета учителя. 7

1.2. Профессиональные ценности современного педагога. 14

1.3. Факторы и особенности формирования авторитета педагога. 19

2. Эмпирическое исследование ценностей учителя и их влияния на его авторитет  34

2.1. Организация и методы эмпирического исследования. 34

2.2. Результаты эмпирического исследования. 36

2.3. Влияние ценностей учителя на его авторитет. 55

Заключение. 60

Список использованной литературы.. 64

Приложение. 68

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблемы, связанные с эффективностью педагогической деятельности, занимают в психолого-педагогических исследованиях одно из центральных мест. Тем не менее, существующие интерпретации педагогического мастерства учителя, трактовки факторов его успешности не отвечают в полной мере современным теоретическим представлениям о профессиональном развитии личности, а также запросам образовательной практики. Особую актуальность эти проблемы приобрели в связи с реформой школы. В своем Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе  «Наша новая школа»,  в качестве важнейшей выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, в решении которой приоритетная роль отдается учителю [40].

Одним из важных резервов повышения эффективности обучения является авторитет преподавателей перед учащимися. Само по себе, это очевидно и не нуждается в особых доказательствах. И в психологии, и в педагогике хорошо известно, что авторитет педагога является важным условием, способствующим формированию и поддержанию у учащихся разного возраста мотивации учения, интереса к предмету, повышению их творческой и учебно-познавательной активности. Несмотря на широкую известность этого факта, данная проблема в практическом плане всегда остается актуальной для педагогов. Ее невозможно решить раз и навсегда для всех. Каждый педагог решает ее индивидуально и поэтому каждому необходимо знать, какие факторы влияют на формирование авторитета и, каковы особенности его формирования? Знание этого, в конечном счете, помогает преподавателю понять: что и как он должен делать и чего не должен, если хочет добиться авторитета у учащихся.

Изучение феномена авторитета проводилось с философских (В.С. Богданов,  Г.В. Горченко,  П.П. Посохов, А.И. Соловьев, А.А. Степанов, Э.М. Ткачев и др.),  социологических позиций (Г. Велтруска, Н.М. Кейзеров, Б.Ф. Поршнев, Е.А. Самков и др.), с позиций социальной психологии,  психологии управления,  психологии личности  (Г.М. Андреева,  Р.М. Грановская,  Р.Л. Кричевский, А.Р. Нигматуллина, И.В. Поротова и др.).  К проблеме авторитета педагога обращены труды С.Х. Акбиева, И.П. Андриади, М.С. Гавриловой, А. Дистервега, Н.А. Добролюбова,  М.И. Калинина, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, Н.Д. Левитова,  А.С. Макаренко,  Н.И. Пирогова, В.И.  и И.Я. Писаренко,   М.И. Станкина,  В.А. Сухомлинского,  К.Д. Ушинского и других. Основания становления авторитета педагога,  классификации свойств, качеств и требований к личности и деятельности учителя,  своеобразные профессиограммы представлены в работах О.А. Абдуллиной, Ф.Н. Гоноболина, Р.М. Грановской,  Н.В. Кузьминой,  А.К. Марковой, Л.И. Митиной,    И.В. Поротовой, В.А. Сластенина и других. Особенности влияния учителя на формирование личности учащихся, их жизнедеятельности представлены в работах В.Ф. Гусева, И.Г. Дубова, Х.Э. Лахт и других. В этих исследованиях авторитет учителя рассматривается в качестве условия эффективности педагогической деятельности. Таким образом,  теоретические основы проблемы авторитета учителя в современной педагогике достаточно полно разработаны. Несмотря на обилие проведенных исследований, некоторые теоретические аспекты проблемы остаются до сих пор недостаточно разработанными. В частности  не изучена проблема влияния ценностей учителя на его авторитет.

В педагогической науке достаточно полно показано, что профессионализм и личность учителя неразделимы. Профессионализм определяется тем, насколько оказываются развитыми педагогические ценности и качества учителя. Положительное изменение ценностных ориентации учителя есть условие повышения уровня профессиональной деятельности, который отражается, прежде всего, в целостном развитии личности учащихся, в повышении авторитета учителя. Несмотря на то, что ценностно-мотивационная сфера учителя привлекала исследовательский интерес многих авторов (Н.В. Кузьмина,  В.А. Сластёнин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Н. Волкова, Н.В. Клюева и др.), личностные ценности учителя как устойчивые мотивационно-смысловые образования и как фактор влияния на авторитет учителя почти не изучались.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определила выбор темы исследования: «Влияние ценностей учителя на его авторитет».

Объект исследования: авторитет и ценности учителя.

Предмет исследования: влияние ценностей учителя на его авторитет.

Цель исследования:  выявить особенности влияния ценностей учителя на его авторитет.

Цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме влияния ценностей учителя на его авторитет.

2. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование структуры ценностей учителя и его авторитета.

3. Выявить взаимосвязь между ценностями учителя и его авторитетом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что доминирующие личностные ценности учителя оказывают влияние на его авторитет.

Теоретические и методологические основы исследования:

- концепции профессионализма и авторитета учителя (И.П.Андриади,  Ф.И. Гоноболин,  М.Ю.Кондратьев,  А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластенин, М.И.Станкин, Р.Х.Шакуров и др.);

- единство профессиональных и личностных качеств учителя (И.Д. Лушников, Н.Е. Мажар, В.А. Сластенин, Н.Д. Хмель).

 

Для решения поставленных задач и исследования гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической,  социально-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме; педагогический эксперимент; анкетирование, интервьюирование, методы математической обработки полученных данных.

Методики исследования:

1. Методика диагностики структуры ценностей  (Б.С. Алишев).

2. Методика «Авторитет».

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ "Юринская средняя общеобразовательная школа им. С.А.Лосева" РМЭ. В исследовании принимали участие два класса детей старшего школьного возраста (11а и 11б классы) и 10 педагогов.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что его результаты позволяют определить основные пути формирования авторитета конкретного педагога среди учащихся школы с учетом его собственных личностных особенностей и ценностей.  На этой основе могут быть разработаны рекомендации для отдельных преподавателей, что, в свою очередь, имеет значение для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Результаты исследования и его выводы представляют интерес для их использования в процессе дополнительной подготовки и переподготовки преподавателей в институтах повышения квалификации.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованной литературы

 

  1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО, 2004. - 432 с.
  2. Алексеев, С.А. Социопедагогическая направленность саморазвития учителя в образовательном процессе / С.А. Алексеев // Завуч. - 2005. - № 1. - C. 123-128.
  3. Андриади, И. Истоки становления авторитета учителя / И. Андриади // Школа и производство. - 2001. - № 8. - С. 2-7.
  4. Андриади, И.П. Объективные и субъективные факторы формирования авторитета педагога / И.П. Андриади // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 3. - С. 104-111.
  5. Андриади, И.П. Авторитет учителя и процесс его становления / И.П. Андриади. - М.: МПГУ, 1997. - 205 с.
  6. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М.: Моск. психолого — соц. ин-т: Воронеж: НПО « МОДЭК», 2000.- 272 с.
  7. Баданина, Л.П. Привлекательность профессии педагога / Л. П. Баданина // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - C. 186-192.
  8. Бикеева, А. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель / А. Бикеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320 с.
  9. Бим-Бад, Б.М.  Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с
  10. Борисов, В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалёв, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
  11. Булатова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
  12. Введение в педагогическую деятельность / ред. А.С. Роботова. -  М.: Академия, 2004. - 208 с.
  13. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; ред. В.А. Сластёнин, И.А. Колесникова. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
  14. Диденко, Л. Социально-педагогическая компетентность учителя / Л. Диденко // Школа. - 2001. - №6. - C. 31-33.
  15. Загрекова, Л. Методологические основы воспитания будущего учителя / Л. Загрекова // Высшее образование в России. - 2001. - №5. - C. 59-65.
  16. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н \Д: Феникс, 2003. - 288 с.
  17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  18. Игнатова, О.А. Современный учитель глазами науки, жизни, учеников / О. А. Игнатова // Образование. - 2003. - № 9. - C. 27-32.
  19. Игнатьева, Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации / Г. А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - C. 47-58.
  20. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
  21. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
  22. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова., А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
  23. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов; сост. В.М. Коротков. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
  24. Кондратенков, А.Е. Труд и талант учителя: встречи, факты / А.Е. Кондратенков. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
  25. Кондратьев, М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. -2007. -№2. -С.99
  26. Корепанова, Н. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. Корепанова // Педагогика. - 2003. - №3. - C. 66-71
  27. Корепанова, Н. Самообразование и самосовершенствование будущего учителя / Н. Корепанова // Наука и школа. - 2002. - №5. - C. 9-13
  28. Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г.Б. Корнетов. - М.: Просвещение, 2003. – 187 с.
  29. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак; сост. Е.С. Рубенчик. - М.: Просвещение, 1967. - 463 с.
  30. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 224 с.
  31. Левитов, Н.Д. К психологии формирования
    авторитета учителя / Н. Д. Левитов // Педагогика. - 2007. - №6. - C. 45-58.
  32. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
  33. Маркова, А.К.  Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
  34. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  35. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.
  36. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
  37. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. -  М.: Академия, 2006. - 224 с.
  38. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность / А.А. Орлов, А.С. Агафонова. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
  39. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци; сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
  40. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.taxru.com/blog/2011-12-22-5082
  41. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера: книга для преподавателей / П.Е. Решетников. - М.: Владос. 2000. - 304 с.
  42. Роботов, А.С. Профессия - учитель / А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова; ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  43. Рубинштейн, М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн; ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2004. - 176 с.
  44. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - М.: Педагогика, 2008. – 231 с
  45. Рындак, В.Г. Педагогика / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. - М.: Высшая школа, 2006. - 495 с.
  46. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
  47. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
  48. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики/[Сост. и отв. редактор Э.Д. Днепров].- М.: УРАО, 2002. - 592 с.

Заказать курсовую