Влияние туристических походов в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет на  формирование детских межличностных взаимоотношений (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоертические предпосылки исследования влияния теристических походов на межличностные взаимоотношения дошкольников. 7

1.1. Особенности взаимоотношений в дошкольном возрасте. 7

1.2. Характеристика туристических походов в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. 15

1.3. Влияние туристических походов на развитие межличностных отношений старших дошкольников. 24

2. Экспериментальное исследование влияния туристических походов на межличностные отношения дошкольников. 34

2.1. Диагностика уровня развития межличностных отношений дошкольников  34

2.2. Методика формирования межличностных отношений дошкольников с помощью туристических походов в ДОУ дошкольников 6-7 лет. 40

2.3. Изучение влияния туристических походов на развитие межличностных отношений дошкольников. 49

Заключение. 71

Список использованных источников. 75

Приложения. 80

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей (Р. Стеркина [35]), что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей (А.Б. Лагутин [25], И.М. Козлов [21] и др.). В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным.

Совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма (А.А. Остапец [33]). Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Однако, анализ исследований показывает, что проблема активизации педагогического процесса с помощью средств туризма рассматривается лишь в работе со школьниками (П.И. Истомин, В.Г. Цыганков, И.Л. Беккер,  С.А. Сергеева и др.).

Вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного возраста в условиях природной среды привлекали внимание ученых (Г. В. Шалыгина [47],  Е.Н.Вавилова[4; 5], Т.И.Осокина [32] и др.), но данные, касающиеся применения доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности, малочисленны (М.А. Рунова[38; 39], Г.В. Шалыгина[47], Н.И. Бочарова[2; 3]). Изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогулка, туристская прогулка используются в ДОУ, в основном, в познавательных и воспитательных целях.

Походы с детьми дошкольного возраста являются подготовительным этапом к будущим туристским путешествиям по родным просторам. Это не только замечательный отдых, но и способ познания окружающего мира и себя в нем, проверка своих возможностей, расширение социальных контактов.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения. В походах формируются детские взаимоотношения.

Туристская деятельность дошкольников- эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Она включает в себя знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор детей, способствует воспитанию патриотических чувств и положительных черт характера.

Исходя из сказанного, актуальность исследования обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся, с одной стороны, наличием исследований, доказывающих эффективность туристических походов в физкультурной работе с дошкольниками, а с другой - необходимостью экспериментального изучения методики использования походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет, как эффективного способа  не только оздоровления, воспитания, развития, но и формирования и развития межличностных отношений в процессе прогулок.

Целью данной работы является изучение влияния туристических походов в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет на  формирование детских межличностных взаимоотношений.

Объектом исследования являются межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предметом исследования является развитие взаимоотношений дошкольников в процессе походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Апробировать мероприятия по использованию туристических походов в физическом воспитании детей для развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников.

3. Выявить динамику развития взаимоотношений детей 6-7 лет.

Гипотеза: мы предполагаем, что туристические походы позволяют эффективно влиять на формирование межличностных взаимоотношений старших дошкольников при условиях соблюдения правил общей подготовки туриста.

Методами исследования является:

изучение литературы по педагогике и психологии;

наблюдение за дошкольниками;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

проективный тест «Несуществующее животное»[29];

методика «Кактус» (агрессивность в общении)[29]

методика изучения тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова)[30];

исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников (методом социометрии, модификация М.А.Панфиловой)[34].

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №32 г. Йошкар-Ола, с воспитанниками подготовительных групп в количестве 40 человек (две группы по 20 человек).

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области педагогики, психологии и физического воспитания, среди которых необходимо отметить Воротикину И., Волкову В.А., Караманову  Л.В., Кудрявцева В., Рунову М., Шебеко В.Н. и др. Использованы труды авторов о физическом воспитании как факторе гармонического развития личности, о взаимосвязи различных сторон образования и воспитания (В.В.Гориневский, П.Ф.Лесгафт,  Е.А.Аркин); о роли ведущих видов деятельности и общения (Д.Б.Эльконин,  А.Н.Леонтьев), о взаимоотношениях дошкольников (Эльконин Д.В., Запорожец А.В. и др.)

Научная новизна работы состоит в следующем: определено влияние прогулок-походов как средств туризма на повышения уровня благополучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверстников.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что предложенные прогулки-походы как средства туризма в физическом воспитании детей могут применяться для повышения эффективности процесса физического воспитания дошкольников 6-7 лет и формирования благополучных взаимоотношений в группе детского сада, а также повышения уровня знаний о природе, в области физической культуры.

Список использованных источников

Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. — М.: Спорт, 1967. – 200 с.

  1. Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. Учреждений / Н.И. Бочарова. – М.: Аркти, 2004. – 115 с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Бочарова, Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Н.И. Бочарова. – Орел, 1988. – 230 с.
  3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. — М.: ФиС, 1981. – 78 с.
  4. Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. — М.: ФиС, 1983. – 300 с.
  5. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоров’я, 1979.- 112 с.
  6. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 190 с.
  7. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 1999. – 200 с.
  8. Голощекина, М.П. Лыжи в детском саду / М.П. Голощекина.  М.: ФиС, 1977. – 99 с.
  9. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.: Издательство: ЗНАНИЯ, 2007. – 220 с.
  10. Ермакова, З.И.  На зарядку, малыши! / З. И. Ермакова. - 2-е изд., перераб.. - . - Минск : Нар. асвета, 1981. - . - 79 с.
  11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
  12. Завьялова, Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения / Т.П. Завьялова // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. – 2001. – №2. - С. 45-51
  13. Завьялова, Т.П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовленной к школе группы) / Т.П. Завьялова// Дошкольное воспитание, – 2003, – №8. - С. 50-53.
  14. Завьялова, Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т / Т.П. Завьялова. – Тюмень, 2006. – 263 с.
  15. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. М.:Наука.-1989.
  16. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада / Л.В. Карманова. — Минск, 1980. – 189 с.
  17. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хулалаева. – М.: Просвещение, 1985.-271 с.
  18. Кожухова, Н. Учимся дружить в походе //Дошкольное воспитание / Н. Кожухова. - 2000. - №3. - С.52-54
  19. Козлов, И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений: Дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада / И.М. Козлов. – СПб., 1999. – 46 с.
  20. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
  21. Кудрявцев, В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях / В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. - 2000. -№4. – С. 23
  22. Курилова, В.И. Туризм. Учебное пособие для Пед. Институтов / В.И. Курилова. М.: Просвещение, 1988. – 230 с.
  23. Лагутин, А.Б. Новое в методике воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Б. Лагутин // Спорт в школе.-2007.-№17. – С.22-24
  24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997.-320 с.
  25. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3. – С. 15; № 4.
  26. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. – 2006. – № 5 (39). – С. 244-249.
  27. Марцинковкая, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковкая. -М.: Прогресс.- 1997.-117 с.
  28. Немов, С.Р. Психология / С.Р. Немов. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  29. Осокина, Т.И. Игры и развле­чения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеев, Л.С. Фурмина. — М.:Наука, 2003.-119 с.
  30. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - 3-е изд., перераб.. - . - М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
  31. Остапец, А.А. Педагогика туристко-краеведческой работы в школе / А.А. Остапец . М.: Педагогика, 1985. – С.59
  32. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. панфилова. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  33. Развивающая среда в ДОУ. /Ред. Р. Стеркина, О.В. Дыбина, М., 1996. – 170 с.
  34. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.:Знание, 1989.-190 с.
  35. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т.А. Репина // Практика педиатра. Гигиена, май, 2008. – 88 с.
  36. Рунова, М. Характеристика модели оптимального двигательного режима /  М. Рунова // Дошкольное воспитание.-1999.-№11; 2000.-№1
  37. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет /  М. Рунова. — М.: Дрофа, 2000. – 188 с.
  38. Семейкин А.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников: учеб. пособие / А. И. Семейкин, В. Ф. Красавина, В. А. Дударь ; Омский государственный технический университет. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 1999. - 30 с.
  39. Сокольникова, М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях : Дис. ... канд. пед. Наук / М.Н. Сокольникова. СПб.: СПбУ, 2001. - 183 c.
  40. Сокольникова, М. Н. Проявление доброжелательности у старших дошкольников / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов / ПГУ. - 2000. - Вып.4. - С. 252-255
  41. Сокольникова, М. Н. Изучение доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. трудов / Мин. образов. РФ, СФ ПГУ; Науч. ред. Т.В. Симашко. - Архангельск : ПГУ, 2003. - Вып.5. - С. 295-299
  42. Сокольникова, М. Н. Об индивидуальном подходе в воспитании доброжелательных отношений у старших дошкольников со сверстниками  / М.Н. Сокольникова // Экология образования: актуальные проблемы : сб. науч. ст. - 2007. - Вып. 3, Т. 2, Ч. 2-3. - С. 239-243
  43. Сокольникова, М. Н. Этапы воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка,воспитания : сб. науч. тр. - Архангельск, 2004. - Вып. 6. - С. 245-250
  44. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова . М.:Академия.-2001.-368 с.
  45. Сулейманов, И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учеб. пос./ И.И. Суейманов. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.
  46. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  47. Чернышенко Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю.К. Чернышенко,  В.А. Баландин, Б.Ф. Курдюков, В.З. Яцык, Т.А. Банникова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. – С.25
  48. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.- М.: ACADEMIA, 2000. – 340 с.
  49. Щербак, А. К гармонии через движение! / А. Щербак // Дошкольное воспитание. - 2007. - NN 6, 8.

Заказать диплом