Влияние закаливания на организм дошкольников (диплом)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме закаливания детей в дошкольном учреждении.. 6

1.1. Закаливание  - как компонент здорового образа жизни. 6

1.2. Влияние закаливания на организм человека. 15

1.3. Методика традиционного и нетрадиционного закаливания. 21

1.4. Методика закаливания детей дошкольного возраста. 31

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.. 46

2.1. Цель и задачи исследования. 46

2.2. Организация и методы исследования. 46

Глава 3. Исследование влияния закаливания на развитие дошкольников. 51

3.1. Результаты исследования физического развития детей старшего дошкольного возраста. 51

3.2. Использование закаливания и нетрадиционных методов для оздоровления детей  54

Заключение. 73

Литература.. 77

Приложения.. 83

Введение

Актуальность дипломного исследования. Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поскольку закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни, необходимо с дошкольного возраста приобщать детей к закаливанию. Именно поэтому одной из актуальных проблем дошкольного воспитания является проблема закаливания дошкольников.

Здоровье есть «состояние полного физического, психического и социального благополучия», — гласит Устав Всемирной Организации Здравоохранения. Все богатство мира создается трудом здоровых людей. По­этому здоровье народа является ценнейшим богатст­вом государства.

Но за здоровье надо бороться. Несмотря на возрас­тающие усилия медицины и эффективность лечения и лекарств заболеваемость не уменьшается, а растет. В сохранении и укреплении здоровья людей важную роль играют физкультура и закаливание. И только — вместе. Заниматься только физкультурой, без закалива­ния, это одно и то же, что укреплять стены крепости, оставляя открытыми ворота.

Закаливание людей проходит в природных услови­ях, определяемых погодой и климатом. Под термином «погода» понимается физическое состояние атмосферы в определенном месте в определенный момент или ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Погода обусловлена физическими процессами, проис­ходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью, характеризуется метеорологи­ческими элементами и их изменением.

Оптимальное для организма человека сочетание температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла называется зоной ком­форта.

Из всего многообразия элементов природы, обла­дающих наиболее ярко выраженными свойствами, влия­ющими на человеческий организм, являются солнце, воздух и вода. Из природных факторов вода обладает наиболее сильными закаливающими свойствами.

Для закаливающих процедур применяют воду ши­рокого температурного диапазона — от 45°С и даже 50°С (при контрастном закаливании) до 0°С и ниже (морская вода). При равной температуре воздуха и воды последняя кажется значительно холоднее, пото­му что ее теплопроводность во много раз выше теп­лопроводности воздуха. Вода быстрее отбирает тепло с поверхности кожи, чем воздух.

Объектом исследования является - физическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика закаливания дошкольников.

Целью дипломной работы является выявление влияния закаливания на организм дошкольников.

Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы являются:

  • Теоретический обзор литературы по проблеме закаливания дошкольников;
  • Обследование физического развития дошкольников;
  • Разработка и проведение методики закаливания с детьми старшего дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных педагогов и физиологов, которые значительное внимание уделяли проблеме оздоровления детей: А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, П.С. Лесграфт, Э.В. Ильенков, Ю.Ф. Змановский.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что проведение методики закаливания в дошкольном образовательном учреждении положительно повлияет на развитие дошкольников и укрепит их здоровье.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения № 24 г. Йошкар-Олы РМЭ с детьми подготовительной группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость заключается в том, что в работе собран большой практический материал, используемый как на занятиях по физической культуре, так и на других занятиях, а также в свободной деятельности ребенка-дошкольника.

Новизна исследования состоит в том, что в работу включен интересный нетрадиционный материал оздоровления дошкольников.

 

1.2. Влияние закаливания на организм человека

Одним из важных факторов внешней среды, в ко­торой живет человек, является ее температура. Орга­низм человека должен постоянно поддерживать теп­ловой баланс при различных внешних температурах. Способность к поддержке теплового баланса усилива­ется и достигает высокой надежности системой зака­ливания.

Закаливание — комплекс мероприятий по повы­шению устойчивости организма к воздействию небла­гоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, повышенной влаж­ности, пониженного атмосферного давления и др.)..........

1.3. Методика традиционного и нетрадиционного закаливания

Закаливание является одним из важных элементов здорового образа жизни. Нет альтернативы закалива­нию по эффективности профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Закаливание при достижении массовости может занять свое достойное место в осу­ществлении мер по снижению инфекционных болез­ней, в первую очередь гриппа и других респираторных заболеваний, на долю которых приходится около поло­вины всех болезней.

Для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней полосы нашей страны закаливание холодом имеет доминирующее значение, поскольку около 80% времени в году в этих районах преобладают погодные условия с отрицательным теплобалансом, когда чело­век не получает тепло из внешней среды, а отдает его.

Существует множество всем доступных, традици­онных средств и методов закаливания холодом. Сре­ди них: влажные обтирания, влажное укутывание, прохладные душ или ванна, обливание из кувшина, ведра, а также летние купания в естественных водо­емах, воздушные ванны в прохладном помещении, солнечно-воздушные ванны на природе, хождение босиком по росистой траве, прохладному грунту, асфальту, речной гальке, стерне, прогулки в облег­ченной одежде в прохладную погоду, лыжные про­улки, ближний туризм, занятия в группах здоровья и другие процедуры с умеренной тепловой нагрузкой (10-25 ккал на 1 м2).

Эти методы закаливания применяют миллионы людей. Все процедуры закаливания, во все времена года, для всех возрастов и в первую очередь для моло­дежи и детей должны, по возможности, проходить на фоне веселых, разнообразных игр на воздухе и воде. Часто таких процедур бывает достаточно для про­филактики простудных заболеваний и общего укреп­ления здоровья. Они не требуют жесткого лимитиро­вания и специальных знаний, хотя консультации врача или тренера, естественно, желательны........

1.4. Методика закаливания детей дошкольного возраста

Закаливание детей уходит в глубину веков. На Руси считалось величайшей добродетелью и совершенно необходимым закаливать тело к холоду и различным непогодам с самого раннего возраста. Суровый обы­чай существовал у кочевников Севера: они выносили маленьких детей обнаженными и «купали» их в снегу. Когда дети становились на ноги, их в любое время года заставляли выбегать обнаженными, чтобы узнать «какая сегодня погода». У жителей древней Москвы было принято купание детей в ледяной воде после жаркой бани.

С раннего возраста дети помогали родителям по хозяйству — ездили в лес по дрова, возили сено, приобретая выносливость, закалку и самостоятельность. Суровую школу закаливания проходили дети калмы­ков. Интересные заметки об этом оставил в 1882 году Г.Беньковский........

2.2. Организация и методы исследования

 

Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения № 24 г. Йошкар-Олы РМЭ с детьми подготовительной группы в количестве 20 человек (экспериментальная группа), для сравнения была взята контрольная группа дошкольников в количестве 20 человек из ДОУ № 56.

Оздоровительная работа проводилась в течение восьми месяцев со 2.09.2009 по 30.04.2010 и состояла из трех этапов (Таблица 1).

Таблица 1 - Проведение исследовательской работы

Этап

Сроки

Исследовательская работа

1. Констатирующий

2.09.09 – 13.09.09.

Обследование физического состояния  детей контрольной и экспериментальной групп

2. Формирующий

18.09.09 –18.04.10.

разработка и проведение методики закаливания с детьми экспериментальной группы

3. Контрольный

18.04.10 – 30.04.10

повторное обследование детей экспериментальной группы, оценка эффективности проведенной методики закаливания

 

 

Методы исследования.

1.1. Определение массы и длинны тела ребенка

Масса тела ребенка определяется на медицинских весах с точностью до 100 гр. Длина тела (рост) измеряется прикрепленным к стене ростомером с точностью до 0,5 см. Ребенок стоит спиной к стене (не имеющей плинтуса), касаясь ее пятками, ягодицами, областью лопаток, голову держать прямо. На голову под прямым углом к ростомеру параллельно попу прикладывается рейка (линейка), находится соответствующий показатель ростомера.

1.2. Определение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки производить путем наложения  сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососкового кружка.

1.3. Функциональное состояние детей

Для определения функционального состояния организма используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Для детей 4-7 лет проба 20 приседаний за 30 секунд. (Проба Мартино-Кушалевского).

Оценка результатов пробы проводится: а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления тотчас же после нагрузки; б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.

Проба Мартино-Кушалевского (20 приседаний за 30 с). Детей предварительно обучают данному движению, чтобы дети приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мни (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний, записывают в графу "до нагрузки".

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же  10 с определяют частоту сердечных сокращении, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет ЧСС по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.

С целью определения возрастной динамики физической работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания использован тест PWC-170, при котором величина работоспособности выражается объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд/мин.

Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба "стоп-тест" (подъем на ступеньку).

Используется дозированная физическая нагрузка: восхождение на ступеньку в течение 2 мин с частотой 30 подъемов в одну минуту.

Ходьба проводится под счет взрослого. Движения при ходьбе имеют двухтактный характер:

1) ребенок ставит одну ногу всей ступней на ступеньку; 2) поднимает вторую ногу и приставляет к первой - в этот момент он стоит обеими ногами на ступеньке; 3) опускает одну ногу на пол; 4) приставляет к ней другую. Это одно восхождение. При движении можно оказывать помощь ребенку, слегка придерживая его за руку, с целью поддержания ритма движения и необходимой его частоты.

Определение физической работоспособности (PWC-170) проводится расчетным методом по формуле (Л.И.Абрасимова, В.Е. Карасик):

 

170 – ЧСС покоя

РWС – 170 = --------------------------------------       х  N  нагрузки,

ЧСС нагрузки – ЧСС покоя

 

Где N = P  х  n  х  h,

Р – вес ребенка (кг)

N -  число подъемов на ступеньку в одну минуту (30)

h  - высота ступеньки (см)

Жизненную ёмкость легких можно измерить спирометром. Для этого ребенок после пробных попыток делает глубокий вдох и максимально возможный выдох в трубочку спирометра, стрелка прибора показывает ЖЕЛ в миллилитрах.

Для исследования физических качеств дошкольников были проведены методики для определения выносливости, быстроты, силы и скорости разработанные Богдановой Л.Н.

Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливос­ти целесообразно в тех движениях, которыми дети дос­таточно свободно владеют, например используя бег.

Быстрота определяется по времени пробегания (с хо­да) небольшого расстояния—10 м. Выбирается прямая ровная дорожка с плотным земляным иди асфальтовым покрытием длиной не менее 20 м. До линии старта, обо­значенной полосой, должно быть 4—5 м разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером фиксируется время бега от старта до финиша, не считая время начального ускорения бега до стартовой линии и время снижения скорости после финиша.

Ловкость выявляется по времени челночного бега, выполняемого на той же дорожке. Он включает бег по прямой 10 м с двумя поворотами (общая дистанция 30 м). На одной стороне кладется два кубика, на другой стороне ставится стул или скамейка. Учитывая особен­ности дошкольника, предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребенок бежит на другую сторону, кладет кубик, бежит за вторым, его также переносит и оста­навливается. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания.

О выносливости можно судить по времени выполне­ния ходьбы и бега на дистанции 300 м. Выбирается прямая без уклона дорожка длиной 50 м, обозначается линия старта (она же и финиша) и линия поворота. Ребенок проходит отрезки 50 м, чередуя ходьбу и бег — от старта до линии поворота идет, затем бежит обрат­но и так повторяет еще 2 раза.

Сила измеряется кистевым и становым динамометром общепринятым методом.

Каждое из контрольных упражнений ребенок выпол­няет не менее двух раз (с промежутком для отдыха). Вы­бирается лучший результат из двух попыток.

Оценка физических качеств старших дошкольников в баллах представлена в таблице 2.....

Заказать диплом