Влияние занятий спортом на социализацию подростков (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Исследования влияния занятий спортом на СОЦИАЛИЗАЦИю ПОДРОСТКОВ. 8

1.1. Спорт как фактор социализации. 8

1.2. Особенности подросткового возраста. 12

1.3. Влияние занятий спортом на социализацию подростков. 21

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ занятий спортом НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ. 32

2.1. Организация и методы исследования. 32

2.2. Сравнительный анализ результатов исследования социализации подростков, занимающихся и не занимающихся волейболом. 38

2.3. Мероприятия по развитию социализации личности подростков. 54

2.4. Результаты исследования динамики развития социализации личности подростков  61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

Список использованных источников. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ. 80


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время учение о спорте, как одного из факторов социализации личности, получило достаточно широкую известность. Проблемой социализации личности занимаются также зарубежные психологи как Скиннер, Маслоу, Байярд. Из российских психологов над данным аспектом работают Немов, Молчанов, Пономарчук [28, c.17].

Спорт в наши дни – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Сами спортсмены, даже юные, считают спорт трудом, в котором они видят и смысл жизни, и основу самосовершенствования, и личный интерес. Мотивационная специфика видов спорта весьма обширна и многообразна по своим проявлением и формам. Здесь и различные контрактные формы, реализующие мотивы спортсмена, клуба, предпринимателей, спонсоров, государственные интересы, культурные традиции. Здесь и мотивы познания человека, мотивы общения в сфере спорта и по поводу спорта, здесь и удовлетворение агрессивных склонностей в физических контактах, и множество непрямых, опосредованных контактов, принуждения соперника с помощью ударов и бросков мяча, волана, шайбы.[29, с. 113]

Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки изучает закономерности проявления и развития психических качеств, формирования психологии деятельной личности в специфических условиях физического воспитания и спорта. Значимость теоретических исследований в спорте состоит в том, что они существенно дополняют концепцию человека как субъекта труда раскрытием сути понятия «человек как субъект спортивного труда». Ведь спорт – это не только игровая, но сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил.

Достижения в так называемом «большом» спорте возможны только благодаря постоянной тренировочной работе с максимальными физическими и психическими напряжениями, большим объемом и интенсивностью общих и специальных упражнений. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая «стоимость» каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. [31, С.7]

Насколько успешной будет та или иная деятельность человека, во многом зависит от соотношения его личностных особенностей и исполняемых обязанностей. Несоответствие между исполняемой человеком ролью и его индивидуальными особенностями приводит не только к снижению результативности деятельности, но и к нежелательным эмоциональным напряжениям.

Проблема психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения, спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики – один из возможных путей дальнейшего повышения спортивных достижений и снижения продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных атлетов[29, С.7]. Серьезную помощь в этом мог бы оказать спортивный психолог.

Распределение игровых амплуа – процесс достаточно сложный и относительно длительный, причем завершающийся не всегда успешно. Основное требование в этом процессе – правильный учет индивидуальных особенностей спортсменов и их соответствия тем функциям, которые им надлежит выполнять во время игры. Однако в спортивной практике нередко при распределении игровых функций в расчет принимаются лишь формальные признаки: рост, физическая сила, выносливость, опыт и т.п., без учета личностных особенностей спортсмена [31, С. 55].

Проблема влияния спорта на социализацию спортсменов достаточно слабо освещена как в психолого-педагогической, так и в специальной литературе. Особенно мало публикаций, посвященным влиянию различных видов спорта на социализацию спортсменов, в том числе и волейбола.

Данная тема представляет для нас определенный интерес. Участвуя в процессе привлечения детей подросткового и юношеского возраста к спортивной деятельности, мы сталкиваемся с тем, что ребята недостаточно социализированы, неуютно себя чувст­вуют в различных социальных сферах, для них представляет трудность об­щения как со сверстниками, так и с людьми более старшего поколения.

Мы хотим выявить возможности спорта, в частности волейбола, в более быстрой социализации детей подросткового возраста.

Поэтому объектом нашего исследования стала личность подростков, занимающихся спортом.

Предмет исследования: влияние занятий спортом на уровень социализации подростков.

Цель работы: изучение влияния занятий спортом на социализацию подростков.

В связи с поставленной целью нами решались следующие задачи:

1). Проанализировать состояние проблемы в психологической и специальной литературе.

2). Подобрать методики по выявлению влияния волейбола на социализацию детей подросткового возраста.

3). Провести исследование личностных особенностей подростков на базе ГОУ РМЭ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянска РМЭ.

4) Разработать мероприятия для развития социализации подростков, не занимающихся спортом.

5). Обработать и проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что занятия спортом положительно влияют на процесс социализации подростков.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, а также теории системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), современная концепция теории личности (Реан и др.);концепция формирования физической культуры личности ( В.К. Бальсевич).

Методы исследования:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

Методиками диагностического исследования стали:

исследование личностного дифференциала;

методика Б. Басса по изучению направленности личности;

тест «Смысложизненных ориентаций»;

тест «Осознанность жизненных целей»;

методика изучения акцентуации характера (опросник Шмишека).

Экспериментальная база исследования: ГОУ РМЭ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» г. Козьмодемьянска РМЭ. Исследование проводилось с учащимися 7-х классов в ко­личестве 20 человек и с 20 чел., занимающимися спортом.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа результатов предложена программа социализации подростков с помощью спортивной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования определяется ис­пользованием мер педагогического воздействия, направленных на формирование физиче­ского, психического и нравственного состояния подростков.

Использование указанных направлений в исследовательской работе и на практике позволит расширить представления о системе влияния на личность ребенка различных педагогических мероприятий в сочетании со средствами физической культуры.

Апробация результатов исследования: Результаты исследования  докладывались:

1) на заседании кафедры .........;

2) на педагогическом совете ГОУ РМЭ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» г. Козьмодемьянск.

 

Список использованных источников

 

  1. Бодалев    А.А.    Формирование    личности    —    актуальная    проблема комплексного психолого-педагогического исследования. — М., 1980.
  2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967.
  3. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. 5 т., т. 1., Валеология и мудрость здоровья. - СПб., 1996.- 304 с.
  4. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г.Айриянца. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  5. Воробьев А.И. Сорокин Ю.К. Анатомия силы. - М., 1987.
  6. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
  7. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: «Физкультура и спорт», 1983.
  8. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена. // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 2002.
  9. Дубровский В.И. Движение для здоровья. - М., 1989.- 98 с.
  10. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1991.
  11. Иванушкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентации человека. - М., 1982.- 206 с.
  12. Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации. // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. – М.: Физкультура, образование и наука, 2000.
  13. Ильин Е.П. Стили спортивной деятельности. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
  14. Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978.
  15. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
  16. Кулинкович Е.К. Спорт - твой друг. - Минск, 1990. - 97 с.
  17. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.
  18. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. - М., 1996. - 153 с.
  19. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982.-40 с.
  20. Малинаускас Р.К. Особенности характера студентов – легкоатлетов и баскетболистов. http:// lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001n5/p23-25.htm
  21. Маслоу А. Самоактуализация/ Психология личности: Тексты. М.,1982
  22. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к победе. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  23. Молчанов С.В. Триединство физической культуры. - Минск, 1991.
  24. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: «Физкультура и спорт», 1979.
  25. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского. М.:Просвещение.-1970.-432 с.
  26. Пелипак В.П., Лисянский В.К. Управление тренировочным и соревновательным процессом волейболистов высокой квалификации при помощи системы педагогических наблюдений. Методическое пособие. Харьков, 1993
  27. Полишкис М.С., Дашкевич О.В., Клесов И.А. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998n7/p21-26.htm
  28. Пономарчук В.А. Молчанов С.В. Человек в мире физической культуры и спорта. - М., 1987.
  29. Попов А.Л. Особенности содержания психологических дисциплин физкультурных вузов // Сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 2000
  30. Психология спорта высших достижений. Учеб. пособие для институтов физкультуры / под ред. А.В. Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  31. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для институтов физической культуры. / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  32. Психология: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  33. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  34. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.СПб.-1999.-720 с.
  35. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности. // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1973
  36. Саркизов-Серазини И.М. Путь к здоровью в силе и долгой жизни. - М., 1987.-192 с.
  37. Сингер Р. Психологические факторы и искусство самоконтроля в спорте. // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1982.
  38. Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. - М., 1980. – 113 с.
  39. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Педагогика, 1987, 95-96 с.
  40. Халетова С.С., Полевщиков М.М., Шрага A.M. и др. Основы здорового образа жизни. - Йошкар-Ола, 1997.- 203 с.
  41. Царик В. Игра связующего в волейболе. http://www.volleyball.nm.ru/setplay.html
  42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1974.- С.73.


Заказать диплом