Внимание младших школьников (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ в младшем школьном возрасте......................................................................................................... 6

1.1. Разработка проблемы внимания в отечественной и зарубежной психологии         6

1.2. Особенности и виды внимания................................................................ 17

1.3. Особенности развития внимания у младших школьников и его роль в учебной деятельности.................................................................................................... 26

ГЛАВА 2.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ школьников в учебной деятельности........................................................................................... 36

2.1. Организация и методы исследования...................................................... 36

2.2. Анализ результатов исследования уровня развития внимания младших школьников......................................................................................................................... 38

2.3. Мероприятия по развитию внимания младших школьников................... 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 50

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................... 55

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее реше­ния зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как от­мечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно пред­положить, что «явления внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и неза­метную позицию»[33, с.206]. Действительно, в опубли­кованных курсах и пособиях по общей психологии, как ранних так и современных, психология внимания представлена в малом объеме, неравномерно и разрозненно.

Развитие познавательных способностей является одной из важнейших задач воспитания и образования школьников. Оно имеет решающее значение в процессе учебной деятельности. Успех учебно-воспитательной работы в школе в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся.

Процесс учения может осуществляться только при наличии вни­мания. Без него невозможно ни восприятие, ни усвоение учебного материала. Наличие внимания во время занятий обуславливает и хо­рошую дисциплину в классе. Становясь постоянной особенностью уче­бной деятельности школьника, внимание перерастает во внимательно­сть, как черту личности, имеющую большое значение в моральном об­лике человека.

Все это говорит о том, что воспитание внимания у учащихся является одной из важнейших задач школы и учителя. Поэтому неуди­вительно, что среди вопросов педагогической психологии трудно на­йти проблему, которая бы в такой степени интересовала учителя, как вопрос о воспитании внимания у школьника. Однако прежде, чем развивать внимание школьников, необходимо знать особенности его развития. Все вышеизложенное и актуализирует выбор темы исследования – «Диагностика и развитие внимания у младших школьников».

Объект исследования: особенности внимания как познавательного процесса младших школьников.

Предмет исследования: уровень развития внимания младших школьников в учебной деятельности.

Цель курсовой работы – изучить особенности развития внимания в младшем школьном возрасте и его значимость для учебной деятельности.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по проблеме развития внимания, дать характеристику внимания, его видов и особенностей их проявления в деятельности

2. Определить особенности развития внимания в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности

3. Выявить актуальность развития внимания в для успешности обучения

4. Провести диагностические исследования уровня развития внимания младших школьников.

5. Разработать рекомендации для развития внимания в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что определив особенности развития внимания и взаимосвязь с успеваемостью в младшем школьном возрасте, можно разработать мероприятия для его развития и повлиять на успешность в учебной деятельности младших школьников.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, среди которых необходимо отметить Г.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкую[3], Ересь Е.П.[11] Ермолаева О.Ю., Марютиной Т.М., Мешковой Т.А.[12], Геноболина Ф.Н.[4], Левитину С.С.[15], Андреева О.А, Хромова Л.Н.[1]

Методы исследования:

теоретический анализ литературы,

наблюдение,

эксперимент,

математические методы обработки результатов.

Методики, использованные в данной работе - это иссле­дование продуктивности и устойчивости внимания с помощью методики "Кольца Ландольта"; уровня распределения и переключения внимания с помощью методики "Кольца Ландольта"; определение уровня объема внимания с помощь. методики Р.С.Немова [21].

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось в школе, в 4 классе, коли­чество учащихся школы №24 - 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 дево­чек. Все дети в возрасте 10 лет.

Практическая значимость исследования: полученная информация может быть использована в учебных заведениях для разработки эффективных программ по развитию познавательных способностей.

Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Прос­вещение, 1996. - 160 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
  3. Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирова­ние внимания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 101 с.
  4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -  М.: Педагогика, 1972. - 160 с.
  5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М.: Знание.- 1981.- 289 с.
  6. Добры­нин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. Всесоюз. сим­позиум при Пермском пед. ин-те. - Пермь, 1971
  7. Добрынин Н.Ф. Внимание и личность. XVIII Международ. конгресс психологов, т. 11. Проблемы общей психологии. - М., 1966
  8. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания. // Вопросы пси­хологии.- 2003. - №3. С.118-123.
  9. Добрынин Н.Ф. Послепроизвольное внимание на уроке.// Сов. педа­гогика.- 1989.- №2.- С.23
  10. Добрынин Н.Ф. Экспериментальное исследование внимания. Ученые записки. МГПН им.В.И.Ленина, вып. 381. - М., 1970
  11. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном проце­ссе. - Минск: Нар. авсета, 1974. - 64 с.
  12. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника.- М.: Знание, 1987. - 79 с.
  13. Караковский В.А. Любимые мои ученики. М.: Наука.- 1987.- 117 с.
  14. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. — М.: Наука, 1995. — 271 с.
  15. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М.: Знание, 2000. - 93 с.
  16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 374с.
  17. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1995. - 114 с.
  18. Мир детства: младший школьник.- М.: Просвещение.- 1988.- 480 с.
  19. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979
  20. Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 2 / Под ред. В.П. Зинченко и др. Душанбе, 1973, с. 100—140
  21. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.
  22. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. М.:Просве­щение.- 2002.- 576 с.
  23. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной ус­певаемостью. // Вопросы психологии. - 1992. - №2. С.51-59.
  24. Практикум по общей психологии./Под ред. А.И.Щербакова. М.:Про­свещение.- 1979.- 302 с.
  25. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтср и 13.Я. Рома-Л нова. М.: «Че-Ро» НОУ Моск. психол.-социальн. институт, 2001.
  26. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 374 с.
  27. Рибо Т. Психология внимания. — СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1990. — 126 с.
  28. Русалов В.М., Меккечи Л.О. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей и частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ. // Вопросы психологии. -2001.-  №3.- С.37.
  29. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. / Научно-внедренческая фирма «Психолог». Сост.М.К.Бадретдинова, А.В.Иммуратов. - СПб.: Политехника, 1993.- 95 с.
  30. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. Опыт экспериментального исследова­ния. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 175 с.
  31. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 451 с.
  32. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тби­лиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
  33. Уикенс К. Переработка информации, принятие решения и познаватель­ные процессы // Человеческий фактор. Т. 1 / Под ред. А. И. Назарова. — М.: Мир, 1991. - С. 206-267.
  34. Хомская Е.Д. Мозг и активация. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 382 с.
  35. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. В.Я. Романова и А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996

Заказать курсовую