Возможность использования для коррекции гиперактивности старших дошкольников приемов игротерапии (диплом)

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования коррекции гиперактивности посредством игротерапии............................... 7

I.1. Теоретический анализ синдрома дефицита внимания (СДВП) и проблема синдрома  гиперактивности................................................................................................ 7

1.2. Психологические особенности гиперактивных детей......................... 21

1.3. Игровая психотерапия в системе коррекционной работы с гиперактивными детьми......................................................................................................................... 36

Глава 2. Диагностика и коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста. экспериментальная часть................ 48

2.1. Диагностические исследования гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста..................................................................................... 48

2.2. Методика коррекционной работы гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста..................................................................................... 65

2.3. Анализ результатов коррекционной работы........................................ 75

Заключение.............................................................................................. 80

Список литературы.............................................................................. 82

Приложения.............................................................................................. 90

Введение

Актуальность исследования. Сложившееся в последние годы положение в практике общеобразовательных школ требует при­стального внимания к проблеме детей с трудностя­ми в обучении, охране их соматического и психиче­ского здоровья, поиску дифференцированных форм организации обучения и воспитания, обеспечивающего полноцен­ное образование и развитие личности.

Как показали результаты анализа специально проведенных исследований, к школьному обучению не готовы 20% детей. Функциональные отклонения выявляются у 33-60% дошкольников. За последние 10 лет количество детей, которых можно отнести к практически здоровым, уменьшилось в 1,5 раза, а с хронической патологией возросло в 2,2 раза. Пограничные нервно-психические расстройства составляют до 5% у учащихся средних учебных заведений [84, C.19].

Довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нарушения­ми целенаправленности и концентрации активного вни­мания - это гиперактивные дети. Для многих из этих детей характерна импуль­сивность поступков.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочис­ленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характер­ны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножни­цы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.[90]

У некоторых детей наблюдается также повышенная раздражительность, взрывчатость, склонность к коле­баниям настроения, агрессивность. Основной характе­ристикой поведения гиперактивного ребенка является постоянное стремление к движениям. Двигательная расторможенность, психомоторное беспокойство, повышен­ная раздражительность мешают им успешно усваивать школьную программу. Нарушения поведения могут быть различной степени: в одних случаях это просто неусид­чивый, очень подвижный ребенок; в других наблюдаются нарушения в поведении при общей расторможенности, агрессивности по отношению к сверстникам; у этих детей зачастую отсутствует инстинкт самосохранения, у них повышенный аппетит, их мучит постоянная жажда, не­редки извращенные сексуальные влечения. В большинстве случаев гиперактивность ребенка связывают с агрессивностью.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения вни­мания, импульсивность (Ю. С. Шевченко[90], Н. Н. Заваденко [32] и др.).

Изучению гиперактивности и агрессивности человека в последнее время придается особое значение в психологической науке.

Несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в современной детской практической психологии, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей дошкольного возраста  имеют недостаточно комплексный характер. На фоне разговоров о необходимости привлечения к работе с ребенком специалистов медицинского профиля, практически совсем не учитываются также  важные факторы гиперактивного поведения, как структура семьи, характер взаимоотношения ребенка с близким взрослым.

В последнее время все чаще для коррекции отклонений в поведении  используется метод игротерапии.  Игра в практике детской психотерапии впервые была исполь­зована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный ис­точник символической игры», Позже А. Фрейд (1946) использо­вала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Применение игры как психотерапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского [20], А. И. Захаров [34], а затем Г.Л. Лэндрет [49]  разработали методику игровой психотерапии, ко­торая является частью целого комплекса различных воздей­ствий на ребенка.

Проблема гиперактивности и ее коррекции в психологической и педагогической литературе недостаточно разработана как в теоретическом, так и практическом направлении.

Все вышеизложенное определяет проблему исследования: возможность использования для коррекции гиперактивности старших дошкольников приемов игротерапии.

Объект исследования – дети с синдромом гиперактивности.

Предмет исследования – использование игротерапии как средства коррекции гиперактивности у детей 6-7 лет.

Цель исследования - изучение возможности использования игротерапии как средства коррекции детской гиперактивности и агрессивности.

Для решения цели этой работы были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы гиперактивного и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2. Диагностические исследования проявления гиперактивсности и агрессивности в дошкольном возрасте;

3. Разработка и использование коррекционной программы на основе игротерапии для гиперактивных и агрессивных детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: методы игротерапии являются эффективным средством коррекции поведения у детей старшего дошкольного возраста, страдающих гиперактивностью.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей.

В ходе исследования использовались методы:

наблюдение за дошкольниками;

опытно-экспериментальная работа;

психодиагностика и тестирование детей;

математические  методы обработки результатов.

Новизна исследования: представлена программа коррекции гиперактивного и агрессивного поведения детей 6-7 лет, рекомендации для психологов, воспитателей, родителей, воспитывающих гиперактивных детей.

Экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6-7 лет детского сада № 53 г. Йошкар-Ола (группа 1) и детского сада №55  г.Йошкар-Ола (группа 2) подготовительных групп в количестве 40 человек.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции поможет воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать нарушения поведения у детей, обусловленные агрессивностью и гиперактивностью.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.

Список литературы

 

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Л.С. Цветковой. М.: Сфера,  2001.-230 с.
  2. Архипов В.А. Комплексная методика психомоторной коррекции/ В.А. Архипов, Е.А. Воробъева, А.В. Семенович, Л.С. Назарова.- М.: ИНФРА., 1998.-120 с.
  3. Бадалян Л.О. Детская неврология./ Л.Л. Бадалян.  М.:Знание, 1984.-340 с.
  4. Баркан А.И. Его Величество Ребенок. Какой он есть. Тайны и загадки./ А.И. Баркан. - М.: АО «Столетие», 1996. - 386 с.
  5. Баярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Р.Т.Баярд, Дж.Баярд. - М.: Просвещение, 1991.-120 с.
  6. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома/ М.М.Леворуких.- Екатеринбург, 1998.-180 с.
  7. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса/ Л.Л.Бетти.- М.: Дрофа, 1995.- 109 с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.:Педагогика, 1968.- 314 с.
  9. Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф.дис. … канд.психол.наук./ М.И. Боришевский. - М.: Сфера, 1966.- 20 с.

10. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Зерцало, 2001.-220 с.

11. Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи./ М.И. Буянов - М., 1988.-120 с.

12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999.- 450 с.

13. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.:Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

14. Буянов М. Тайны детской психотерапии/ М. Буянов.-  М.: Знание, 1990.-220 с.

15. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон Д. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

16. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бютнер. -М.: Педагогика, 1991. - 144 с.

17. Васильева О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников/ О.С. Васильева, И.В. Абидова  // Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

18. Волкова Е. Агрессивные дети/ Е. Волкова// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111

19. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч. Т.3./ Л.С. Выгодский.-  М., 1983-С.144-146, 207,293.

20. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова.  – М.:издательский Дом «Неоосфера», 1999. – 272с.

21. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия/ В.И. Гарбузов. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

22. Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики»/ Е.М. Гаспарова //Дошкольное воспитание.-1990.-№ 4.- С.90-98.

23. Генри Паренс. Агрессия наших детей./ Генри Паренс - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

24. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты/ Э.И. Гоникман.- Минск, 1998.-120 с.

25. Деннисон П. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 / Пер. С.М. Масгутовой./ П. Деннисон, Г. Деннисон.-  М., 1997.-202 с.

26. Джон Аллан. Ландшафт детской души./ А. Джон. - СПб-Мн., 1997. - 256 с.

27. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практиче­ское руководство для родителей/Пер, с анг. Пе­наты: Изд-во Т-оно, 1992. - 205 с.

28. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка./ Доман Д., Доман Г.- М., 1995.-224 с.

29. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности/ Под ред. В.Н. Панферова. - Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

30. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии/ С.Н. Ениколопов // Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63

31. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания/ Н.Н. Заваденко. – М.:Школа-Пресс, 2000.- 112 с.

32. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражин // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - с.43-49.

33. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в по­ведении ребенка./ А.И. Захаров.- М.; Просвещение, 1986. - 128 с

34. Здоровье, развитие, личность/Под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н.Крылова, У.Кляйнпетер. М.: Ме­дицина, 1990.- 336с.

35. Зенковский В.В. Психология детства./ В.В. Зенковский - М.: Академия, 1995. - 350 с.

36. Казаков С.Е. Особенности клиники неврозов у леворуких детей: Автореф.дис.…канд.мед.наук./ С.Е. Казаков .- М.,1987. – 20 с.

37. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия/ Б.Д. Карвасарский – СПб.: Питер Ком, 1998. – 340 с.

38. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка./ М.М. Кольцова.-  М.: Педагогика, 1973.-298 с.

39. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В. Семенович. М.: Медпресс, 1998.- 144 с.

40. Крайг Грейс. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: СПБу, 2000. –760 с.

41. Красов В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд.мед.наук./ В.А. Красов. - М., 1989. - 20с.

42. Крейри Э. Я злюсь: пер. с англ. / Э. Крейри. - СПб: АО «Комплект», 1995. - 32 с.

43. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика/ В.Р. Кучма.- М.: РАРОГЬ, 1997.- 320 с.

44. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое / Н.П. Локалова. – М.: Правда, 2000.-112 с.

45. Лоренц К. Агрессия/К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.

46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р. Лурия. М., 1973. –140 с.

47. Лэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии/ Х. Лэдьюсон, Ч. Шефер. – СПб.: Питер, 2000.- 340 с.

48. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет. - М.:Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

49. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.-СПб.: Питер Ком, 2000. – 229 с.

50. Майерс Д. Социальная психология/Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

51. Макаръев И. Если ваш ребенок левша/ B. Макаръев. СПб.: Питер Ком, 1995.- 98 с.

52. Маралов В.Г. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 1995. - 97 с.

53. Массен П. Развитие личности ребёнка/ П. Массен, Дж. Конджер, Д. Каган, А. Хьюстон - М., 1987.-178 с.

54. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1996.- 320 с.

55. Психокоррекция: теория и практика/Под ред. Ю.С.Шевченко,  В.П.Добриденя,  О.Н.Усановой. НПЦ "Коррекция", 1995. - 222 с.

56. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

57. Рапер М. Помощь трудным детям/Пер, с англ./ М. Рапер.- М.: Прогресс, 1987.- 422с.

58. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе/ И. Ремезова // Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов. - М.,1998. –384с.

60. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия/ К.Р. Роджерс. – М.: изд. ЭКСМО-Пресс,2000.-450 с.

61. Рудестам  К.  Групповая  психотерапия.  Психо-коррекционные группы: теория и практика/Пер, с англ. 20е изд./ К.Рудестам. М.: Прогресс, 1993. - 368 с.

62. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

63. Савина Е. Тревожные дети. / Е. Савина, Н. Шапина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - С. 11.

64. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы/ Н.В. Самоукина. М., 1993.-209 с.

65. Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы./В.Д. Сапогова. - Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992.-206 с.

66. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагноста- -ческой и коррекционной работы психолога/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М.:Сфера, 2001.- 360 с.

67. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей/ А.В. Семенович. М.: Знание, 1998.-220 с.

68. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение общения/ А.Л. Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-288 с.

69. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам/ А.Л. Сиротюк. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128 с.

70.  Спиваковская А.С. Профилактика детских нев­розов (комплексная психологическая коррекция)./А.С. Спиваковская.- М.:Изд-во МГУ, 1988. - 200 с.

71. Стамбулова Н.Б. Исследование психических процессов и двига­тельных качеств у школьников 8—12 лет. / Н.Б. Стамбулова .- Л.: ЛГУ, 1978.-190 с.

72. Торре Делла А. Ошибки родителей/Пер, с итал.; послесл. Ю.Азарова. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993.- 136 с.

73. Уинделл Дж. Дисциплина. 50 надежных спосо­бов     воспитания    детей/Пер,    с    англ.     М., "Авиценна". ИО "ЮНИТИ", 1996. - 157 с.

74. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития/О.Н. Усанова.- М.: Центр, 1995.-221 с.

75. Флейк-Хобсон К. Мир восходящему: развитие ребенка и его отношение к окружающим/ К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П.Скин. - М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 511 с.

76. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4./К. Фопель.- М.: Медпресс, 1998.-126 с.

77. Фромм А. Популярная педагогика/ А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997. - 608 с.

78. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

79. Фурутан А. Отцы, матери, дети./ А.Фурутан.- М., Прогресс, 1992. - 192 с.

80. Ханнафорд К. Мудрое движение / Пер. С.М. Масгутовой. М.: ИнфраМ, 2000.-199 с.

81. Хассард Д. Уроки естествознания. Из опыта работы педагогов США. / Д. Хассард.- М., 1993.-120 с.

82. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/ К. Хорни.- М.: Просвещение, 1993.-177 с.

83. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.Астапов. - М., Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

84. Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира/ Т.П. Хризман Т.П., В.Д. Еремеева.- М., 1998.-122 с.

85. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1. Теория и методология/В.Н. Цапкин. -  М., 1999.-230 с.

86. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей/ Л.С. Цветкова.- М.: Дрофа, 2000.-187 с.

87. Цзен Н.В. Психотренинг: игра и упражнения/ Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.:Педагогика, 1988.- 122 с.

88. Чистякова М.И. Психогимнастика./ М.И.Чистякова.- М.: Просве­щение, 1986. - 54 с.

89. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностыо и психопатоподобным синдромом./Ю.С. Шевченко.- М.: Вита-Пресс, 1997.- 52 с.

90. Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции/ В.М. Шегай.-  М.: Медицина, 1998.-209 с.

91. Щербинина Ю. Природа речевой агрессии/ Ю. Щерблинина // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

  1. 92.   Шольц Ф. Недостатки в характере ребенка или  Вторая золотая Книжка./Ф. Шольц. - Киев, 1983. – 5 с.

93. Эдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер,1999 (Серия «Мастера психологии»).

94. Эриксон Э. Детство и общество./ Э.Эриксон. - СПб.:Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

95. Ясюкова Л.А. Методика диагностики ММД (Тест Тулуз—Пьерона)./ Л.А. Ясюкова.- СПб.:Питер Ком, 1997.-67 с.

Заказать диплом