Возможность использования средств физического воспитания в процессе адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния занятий физической культурой на адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников в детских учреждениях. 8

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов  8

1.2. Психические особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей  15

1.3. Влияние физической культуры на адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, в коллективе сверстников в детских учреждениях. 24

Выводы по первой главе. 34

Глава 2. Исследование особенностей адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников, воспитывающихся в детском учреждении  37

2.1. Организация и методы исследования. 37

2.2. Анализ результатов исследования. 42

2.3. Влияние занятий физической культурой на адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей в группе сверстников в условиях Реабилитационного центра  51

Выводы по второй главе. 62

Заключение. 64

Список использованных источников. 68

Приложение. 74

Введение

 

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования было и остается всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Отсутствие родительского внимания серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими [14, C.12]. Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье,— всегда нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т. п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей — матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем [28, С. 4].

В  нашей стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в  России  выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. У  большинства  детей,  поступающих  в социально-реабилитационные учреждения, отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и  развития [28, С. 5].

Анализ состава детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатов, приютов, детских домов, реабилитационных центров преобладают дети из семей, где родители лишены роди­тельских прав, где одинокие родители не воспитывают своих детей или отказались от родительских прав при рождении ре­бенка; дети родителей, не дееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении, сироты и подкидыши[40, С.19].

Исследованиями доказано, что многие оставшиеся без попечения родителей дети уступают своим сверстникам, воспитывающимся в семье, как в физическом развитии, так и по уровню двигательной подготовленности[41].

Что­бы воспитание и развитие детей, оставшихся без родителей, стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными рекомендациями по созда­нию условий, способствующих психическому развитию и формированию личности детей.

Особенно острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является процесс адаптации в коллективе сверстников у детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей с помощью средств физического воспитания.

Формирование коллектива и социализация детей - трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми, поэтому важной педагогической задачей является воспитание взаимоотношений в коллективе детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу; развивать у замкнутых детей вкус к общению и потребность в нем, снимать коммуникативную тревожность.

Физическое воспитание является одним из основных путей устранения нарушений их физического развития, двигательной подготовленности, психомоторики, волевых качеств, воспитания двигательной грамотности и приобщения их, тем самым, к совместной деятельности, социальной адаптированности.

Замкнутость системы образования таких детей стенами школ-интернатов ограничивает достижение цели образования - социальной адаптации [50, С.12]. Компенсировать замкнутость системы социального (коррекционного) образования детей возможно посредством организации для них дополнительной формы физкультурного образования.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в детском возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе занятий физической культурой,  все еще относятся к неразработанной области дошкольного и школьного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли физической культуры на поведение детей оставшихся без попечения родителей, и его взаимоотношения с другими детьми. Особенно слабо в трудах психологов и педагогов исследуются проблемы адаптации в коллективе детей, оставшихся без попечения родителей, и возможность ее оптимизации.  Исходя из вышесказанного, можно говорить об актуальности разработки и содержания методики дополнительной формы физкультурного образования детей, оставшихся без попечения родителей.

Все вышеизложенное определяет проблему исследования: возможность использования для реализации воспитания взаимоотношений в коллективе детей, оставшихся без попечения родителей, занятий физической культурой.

Объект исследования - адаптация детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников.

Предмет исследования – использование занятий физической культурой в процессе адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников.

Целью данной работы является определение возможности использования средств физического воспитания в процессе адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников.

Задачами данной работы являются:

1) изучение современного состояния проблемы адаптации как психологического явления и ее проявления у детей, оставшихся без попечения родителей в трудах отечественных и зарубежных авторов;

2) изучение занятий физической культурой как средства адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников;

3) экспериментальное исследование уровня адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников;

4) разработка и апробация методики развивающей работы по преодолению адаптационного периода детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников с использованием занятий физической культурой.

Гипотеза исследования. Занятия физической культурой  способствуют оптимальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

-         изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике;

-         наблюдение за детьми в ходе диагностики и развивающей работы;

-         психолого-педагогический эксперимент;

-         методы математической и статистической обработки результатов.

Методики исследования: методика «Маски» и методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская), проявление тревожности в общении (методика Тэммл-Дорки-Амэн), методика социометрических измерений (модификация М.А.Панфиловой).

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии (Л. С. Вы­готский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев), теория игры (Д. Б. Эльконин), ученых в области педагогики, психологии и физического воспитания, среди которых необходимо отметить Волкову В.А., Караманову  Л.В., Рунову М., Шебеко В.Н. и др.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области специальной психологии и педагогики, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии.

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6-8 лет, находящихся на воспитании в совете ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профилактического сопровождения» в количестве 20 человек.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на педагогическом совете ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профилактического сопровождения»  (ноябрь 2010 г.).

Новизна исследования: представлено диагностическое исследования уровня адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в коллективе сверстников, а также разработана и апробирована Программа преодоления дезадаптации в коллективе сверстников у детей, оставшихся без попечения родителей на основе средств физического воспитания.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа преодоления дезадаптации в коллективе сверстников у детей, оставшихся без попечения родителей на основе средств физического воспитания, методы диагностики помогут воспитателям детских учреждений интернатного типа, педагогам, психологам выявлять и предотвращать нарушения в межличностном общении и их влияние на личностную  и эмоциональную сферу детей.

Структура дипломной работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

 

Список использованных источников

 

  1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 2006. - 272 с.
  2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. — М.: Спорт, 2007. – 200 с.
  3. Афанасенко, Е.И. Школа-интернат / Е.И. Афанасенко, И.А. Каиров. - М., 2006.-223 с.
  4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 2008. - 270 с.
  5. Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. Учреждений / Н.И. Бочарова. – М.: Аркти, 2004. – 115 с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
  6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. — М.: ФиС, 2003. – 78 с.
  7. Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. — М.: ФиС, 2003. – 300 с.
  8. Вассерман, Л.И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации. / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2004. - № 3. - С.16-25.
  9. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоров’я,  2007. - 112 с.
  10. Воробьёв, В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. / В.М. Воробьев// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2003. -№ 2. - С.33-39.
  11. Глоточкин, А.Д. О личностной, социально-психологической адап­тации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспита­ния в школе и ВУЗе: Сборник научных трудов / А.Д. Глоточкин. - Тверь: ТГУ, 2004. - С. 102-105.
  12. Голощекина, М.П. Лыжи в детском саду / М.П. Голощекина.  - М.: ФиС, 2007. – 99 с.
  13. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.: Издательство: ЗНАНИЯ, 2007. – 220 с.
  14. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000.- 112 с.
  15. Ермакова, З.И.  На зарядку, малыши! / З. И. Ермакова. - 2-е изд., перераб.. - . - Минск : Нар. асвета, 2009. - . - 79 с.
  16. Завьялова, Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2006. – 263 с.
  17. Землянухина, Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте //Возрастные особенности психического развития детей / Т.М. Землянухина, М.И. Лисина. - М., 2008.
  18. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.:Наука, 2008. – 120 с.
  19. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада / Л.В. Карманова. — Минск, 2008. – 189 с.
  20. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хулалаева. – М.: Просвещение, 2005. - 271 с.
  21. Кожухова, Н. Учимся дружить в походе / Н. Кожухова //Дошкольное воспитание. - 2009. - №3. - С.52-54
  22. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.
  23. Коряков, Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома//Научно-практические проблемы школьной психологи­ческой службы / Г.А. Корякев. - М., 2008. Т. 2.
  24. Кудрявцев, В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях / В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. - 2010. -№4. – С. 23
  25. Лагутин, А.Б. Новое в методике воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Б. Лагутин // Спорт в школе.-2007.-№17. – С.22-24
  26. Лангеймер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмайер, З. Матейчик. - Прага, 1984.-209 с.
  27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 2007. - 320 с.
  28. Лиханов, А. А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. - М., 2008.-360 с.
  29. Манукян, И. Особенности формирования и проявления психологической дезадаптации учеников среднего звена / И. Манукян //www.afpwebfolio.org. 15.08.2010
  30. Марцинковкая, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковкая. - М.: Прогресс.- 2007. - 117 с.
  31. Медведев, В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптацион­ного процесса / В.И. Медведев. - Л.: Наука, 2008. - С. 3-16.
  32. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Просвещение, 2001.- 320 с.
  33. Мещерякова, С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка//Возрастные особенности психического развития детей / С.Ю. Мещеряков. - М., 2002.
  34. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. – 2006. – № 5 (39). – С. 244-249.
  35. Немов, С.Р. Психология / С.Р. Немов. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  36. Окладников, В.И. Типология и адаптационные состояния личности / В.И. Окладников. — Иркутск: Основы педагогики и психологии высшей школы под ред. Петров­ского.- М.: НОРМА, 2006. – 220 с.
  37. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 2006. - 304 с.
  38. Осокина, Т.И. Игры и развле­чения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеев, Л.С. Фурмина. — М.:Наука, 2003. - 119 с.
  39. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  40. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.:Педагогика, 2009. - 289 с.
  41. Психологическое изучение детей в школе-интернате/Под ред Л. Я. Божович. - М.: МГУ, 2006. - 187 с.
  42. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М., 2007. - 198 с.
  43. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет /  М. Рунова. — М.: Дрофа, 2000. – 188 с.
  44. Семейкин, А.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников: учеб. пособие / А. И. Семейкин, В. Ф. Красавина, В. А. Дударь. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 1999. - 30 с.
  45. Сокольникова, М. Н. Проявление доброжелательности у старших дошкольников // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов / М.Н. Сокольникова / ПГУ. - 2000. - Вып.4. - С. 252-255
  46. Сокольникова, М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях : Дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Сокольникова. - СПб.: СПбУ, 2001. - 183 c.
  47. Сокольникова, М.Н. Изучение доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. трудов . Мин. образов. РФ, СФ ПГУ; Науч. ред. Т.В. Симашко/ М.Н. Сокольникова.- Архангельск : ПГУ, 2003. - Вып.5. - С. 295-299
  48. Сокольникова, М.Н. Об индивидуальном подходе в воспитании доброжелательных отношений у старших дошкольников со сверстниками  / М.Н. Сокольникова // Экология образования: актуальные проблемы : сб. науч. ст. - 2007. - Вып. 3, Т. 2, Ч. 2-3. - С. 239-243
  49. Сокольникова, М. Н. Этапы воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка,воспитания : сб. науч. тр. - Архангельск, 2004. - Вып. 6. - С. 245-250
  50. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. - М., 2010. - 228 с.
  51. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.:Академия, 2001. - 368 с.
  52. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / Авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  53. Чернышенко, Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю.К. Чернышенко,  В.А. Баландин, Б.Ф. Курдюков, В.З. Яцык, Т.А. Банникова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. – С.25
  54. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.- М.: ACADEMIA, 2010. – 340 с.
  55. Щербак, А. К гармонии через движение! / А. Щербак // Дошкольное воспитание. - 2007. - NN 6, 8.

Заказать диплом