Возможность  коррекции эмоционально-личностной сферы у подростков с церебральным параличом (диплом)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспкты нарушения эмоционально-волевой сферы у детей подросткового возраста с церебральным параличом   8

1.1. Проблемы эмоций и эмоциональных состояний человека в современной психологической науке. 8

1.3. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков без отклонений в развитии и с ЦП.. 17

1.3.  Возможность коррекции нарушения эмоциональной сферы у подростков с ЦП   41

Выводы по главе I 50

Глава 2. диагностика и коррекция эмоционально-личностной сферы подростков с цп.. 54

2.1. Диагностика эмоциональной сферы у подростков без отклонений в развитии и подростков с ДЦП.. 54

2.2. Коррекция нарушений эмоциональной сферы подростков с ЦП.. 78

2.3. Анализ результатов исследования после проведения коррекционных мероприятий  86

Выводы по главе II 90

Заключение. 92

библиография.. 97

Приложения.. 104

Введение

Актуальность исследования. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно важным.

Подростковый возраст  принято  считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности,  т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Деятельность подростка теснейшим образом связана с его  пси­хическим развитием.  В процессе формирования деятельности возможны сбои, кризисы, которые нередко переживаются подростками как состояния неудовлет­воренности, растерянности, неопределенности, "размытости"  планов и желаний. Особенно неустойчивой в данном возрасте является эмоциональная сфера.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард [43], Г.М. Бреслав [8], П.К. Анохин [1], А.В. Вальдман, Э.Э Звартау [9], В.К. Виллюнас [10] и другие.

Особенно актуальным является изучение эмоциональной сферы у детей и подростков с различными заболеваниями. Изучение детей, страдающих пси­хофизиологическими и психосома­тическими нарушениями, невроти­ческими расстройствами, трудно­стями в общении, умственной дея­тельности или в учебе, показыва­ет, что все эти явления значитель­но чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительс­кого внимания и тепла. В трудной ситуации ребенок начинает вести себя непредсказуемым образом.

Вопрос о структуре эмоционально-личностной сферы ребенка с церебральным параличом  привлекает к себе внимание многих последователей, которые рассматривают личность как неразрывное един­ство биологических и социальных факторов. Психологическая структура личности является чрезвычайно сложной и в настоящее время рассматри­вается как состоящая из четырех основных подструктур, в каждой из которых имеется своя специфическая взаимосвязь биологического и социального.

На протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей социального состояния населения остается наиболее  неблагополучным. Наблюдается тенденция роста инвалидности за счет увеличения количества детей-инвалидов [21].

В структуре детской инвалидности наибольший удельный  вес  -  51% падает на детей с соматическими заболеваниями, ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата – 25%,  а также с  нарушениями  центральной нервной  системы,  характеризующимися поражениями психики различного уровня –20%, около 18% - страдают заболеваниями органов зрения и слуха.

По данным  ЮНЕСКО,  78% детей с ограниченными возможностями имеют диагноз церебральный паралич и эпилепсия,  сопровождающиеся задержками умственного, физического, и в целом, психического здоровья. Детский церебральный паралич (ДЦП), относящийся к числу наиболее распространенной патологии  центральной  нервной системы у детей - проблема весьма острая и  злободневная из-за интенсивности и массовости  своего  распространения [74].  ДЦП является одной из главных причин детской инвалидности [88].

Клиническая картина больных церебральным параличом показывает двигательные и  психические  расстройства,  часто сочетающиеся с нарушениями речи,  зрения, слуха, судорожными припадками [5]. Работа психолога с больными, страдающими двигательными дефектами вследствие органического поражения центральной нервной системы, имеет ряд особенностей: выявление  структуры  и  степени  нервно-психического расстройства у ребенка.   Психологическое исследование позволяет определить уровень и структурные характеристики интеллекта, выявить особенности эмоционально-волевой сферы. Решение этих вопросов предопределяет  выбор  воспитательных,  общеобразовательных и профориентационных программ обучения ребенка и подростка с целью  социально-психологической адаптации больных ДЦП с учетом неврологических и психических нарушений.

Правильное понимание общих и специфических законо­мерностей развития ребенка при конкретной форме аномалии зависит от знания характера первичного дефекта и законо­мерного влияния на образование вторичных отклонений в фор­мировании психики реебнка, которые в совокупности влияют на весь ход психического развития. Исследования своеобра­зия психического развития разных групп аномальных детей показывают, что каждый вид аномального развития имеет свои, обусловленные конкретным дефектом развития, слож­ные специфические особенности, отличающие одну категорию аномальных детей от других. Вариативность нарушений развития в пределах одного вида аномалий в каждом инди­видуальном случае зависит от таких психологических пара­метров дизонтогенеза, как функциональная локализация нарушения, время поражения, взаимоотношение между пер­вичным и вторичным дефектом, нарушение межфункциональ­ных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Особенно важным является изучение эмоционально-личностной сферы подростков с церебральным параличом, которое, прежде всего, делает необходимым выявление тех качеств, которые определяют личност­ную готовность к обучению. Это прежде всего мотивационная направлен­ность на учебную деятельность, критичность в самокритичность, т.е. умение правильно оценить свои возможности и свою деятельность; воле­вая активность, организованность, самостоятельность, упорство и целе­устремленность.

Кроме того, особенности эмоционально-личностной сферы подросков с церебральным парличом влияют на дальнейшее развитие его личности, формирование адаптационных механизмов. К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях двигательной сферы, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста (Мастюкова Е.М. [55], Махмудова Н.М. [56], Семенова К.А. [76], Шипицына Л.М.  Мамайчук И.И. [88] и др.). Для них разрабатывались программы медицинской реабилитации и отчасти социальной адаптации.

Работ, посвященных подростковому и юношескому возрасту, значительно меньше. Именно в подростковом и юношеском возрасте лица с проблемами в развитии нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям - уходу в болезнь, социальной изоляции и т.п.

Все вышеизложенное определило проблему исследования – возможность  коррекции эмоционально-личностной сферы у подростков с церебральным параличом.

Целью дипломной работы является изучение нарушений эмоционально-личностной сферы детей подросткового возраста  с церебральным параличом и возможность их коррекции.

Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростков.

Предмет исследования - особенности нарушений эмоционально-личностной сферы детей подросткового возраста с церебральным параличом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с церебральным параличом существуют различные нарушения эмоционально-личностной сферы, устранить которые  возможно с помощью эффективных коррекционных мероприятий, построенных с учетом специфики аномалии развития подростка.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

1) изучить литературу по проблеме эмоций, их значения в развитии личности;

2) изучить особенности заболевания – церебральный паралич и эмоциональной сферы детей и подростков с отклонениями в развитии и возможности их коррекции;

3) провести диагностические исследования эмоционально-волевой сферы подростков с церебральным параличом;

4) разработать и апробировать мероприятия по устранению негативных эмоциональных переживаний подростков с церебральным параличом.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методиками исследования являются методика Спилбергера по изучению тревожности, методика Розенцвейга по изучению реакций фрустрации и агрессии, методика САН по изучению самочувствия, методика Рассела по изучению субъективного чувства одиночества.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области психологии и дефектологии, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии (Л.С.Выгодский [14], Т.А.Власова [11], Бадалян Л.О., Журба Л.Т. [6],  Зейгарник Б.В. [26], Ипполитова Л.В. [30], Кириченко Е.И. [32], Левченко И. Ю. [44], Маллер А.Р. [52], Мастюкова Е.М. [55], Усанова О.Н. [82], и др.

Методологические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей эмоционального развития (Л. С. Вы­готский [14], С. Л. Рубинштейн [70] и др.), а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей эмоционального развития детей подросткового возраста с церебральным параличом, субъектно-деятельностный подход в психологии и  теория психотераппевтического воздействия групповыми методами (Рудестам К. [71]).

Опытно-экспериментальная база исследования: 20 детей подросткового возраста с диагнозом церебральным параличом, реабилитационного центра детей-инвалидов «Изий», РТ и 20 подростков без отклонений в развитии, учащихся общеобразовательной школы.

Апробация результатов исследования – результаты исследования были обсуждены на общем собрании РРЦ детей-инвалидов (март, 200_ г.).

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в дипломной работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. В настоящее время проблема эмоций достаточно разработана, однако исследований по проблеме психоэмоциональных состояний детей и подростков с отклонением в развитии и их коррекции еще не достает, поэтому нами представлена экспресс-программа коррекции эмоционально-личностной сферы подростков с церебральным параличом (с сохранным интеллектом) в условиях реабилитационного центра.

Библиография

  1. Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35./П.К. Анохин - М.: Наука, 1982
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии/ В. М.Астапов. – М., 1994. – С. 48.
  3. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  4. Бадалян Л.0. Детская неврология/ Л.О. Бадалян. — М.: Медицина.- 1975.-203 с.
  5. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  6. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. — Киев, 1980.- 199 с.
  7. Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.психол.наук. / А.В. Березина; Моск.гос.ун-т им.М. В.Ломоносова. - М., 2003. - 23 с.
  8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Бреслав.- М. : Наука. - 1990.- 320 с.
  9. Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение/ А.В. Вальдман, Э.Э. Звартау. - Л.: ДГУ, 1984.-225 с.

10.Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Виллюнас. - М.: Знание, 1996.-229 с.

11.Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.

12.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И. В. Дубровиной, М. К. Лисиной. М. : МГУ.- 1982. - 78 с.

13.Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Текс­ты/ В.Вундт. - М., 1984. - С. 49-50.

14.Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.

15.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса/В.М. Галузинский. Тарту, 1974.- 245 с.

16.Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства/ Э.Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М.: Сфинкс, 1996.-206 с.

17.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.

18.Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.

19.Гуровец Г. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем/ Г. Гуровец, Л. Кирилова // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -С.67.

20.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.

21.Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.

22.Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М.:Гардарика.-2000.-224 с.

23.Добрович А. Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей/ А.Б. Добрович. М. : Наука. -1987. - 190 с.

24.Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.

25.Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.

26.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности/ Б.В.Зейгарник. – М., 1971. - 38 с.

27.Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.

28.Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г./ А.Н. Зимина. - М.: Изд. Дом "Грааль", 1996. - С. 106-107.

29.Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.

30.Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5

31.Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.

32.Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.

33.Козявкин В.И. Структурно-функциональные нарушения церебральных и спинальных структур при детском церебральном параличе и система реабилитации этих больных. Дисс. докт. мед. наук./ В.И. Козявкин. – Харьков.: Харьковский институт усовершенствования врачей, 1996.-188 с .

34.Кон И. С. Открытие "я"/И.С.  Кон.- М. : Наука. - 1978. - 120 с.

35.Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студентов учреждений сред. пед.образования, обуч-ся по спец.0312 "Нач.образование"/ Под ред.Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 314 с.

36.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений/ Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред.Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с.

37.Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.

38.Кравцова Е.Е.  Как помочь детям преодолевать трудности/ Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахонова, В.В. Стапанова.- Минск, 1990. - 42 с.

39.Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.

40.Краковский А. П. О подростках/ А.П.Краковский.- М.: Мысль.-1970. - 54 с.

41.Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты/ Ф.Крюгер. – М.: Наука, 1984. - С. 108.

42.Кузянин Г.И. Пусть всегда будет праздник!:Сб. игровых программ.Вып.2 / Г.И. Кузянин. - Н.Новгород: Педагогические технологии,2001. - 63 с.

43.Кэрол Е. Изард Эмоции человека/ Кэрол Е. Изард.- М. : МГУ.-1999.- 614 с.

44.Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И.Ю. Левченко. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.

45.Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.- М.: ACADEMIA, 2001. -186 с.

46.Левченко И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой/ И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова.- М.: ЦНИИЭТИН, 1991.- С. 97-119.

47.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты/ А.Н.Леонтьев. — М., 1984.

48.Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2

49.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение. -1977. - 420 с.

50.ЛопатинаЛ.В. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения работы с детьми, страдающими церебральным параличом/ Л.В.Лопатина, Л.Н.Никитина. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена.-2003.-78 с.

51.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.

52.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.

53.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Г. Маралов, Л.П. Фролова.- Череповец, 1995.-212 с.

54.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.

55.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция/Е.М. Мастюкова. М.:Просвещение.-1992.-94 с.

56.Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.

57.Морозов Е.А. Использование педагогической терапии в решении проблемы школьных неудач: Автореф. дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / Е.А. Морозов; Тобол.гос.пед.ин-т им.Д.И.Менделеева. - Омск, 2002. - 21 с.

58.Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевский, М.: Педагогика. -1987. - 250 с.

59.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка/ Т.Н.Овчинникова. - М.: Профи, 1997. – 113 с.

60.Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.

61.Особенности психологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985. - 64 с.

62.Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе: Пособие для зам.директора шк.по воспитанию и кл. руководителей/ Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогический поиск,2000. - 160 с.

63.Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.

64.Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн.-СПб,Ритер, 2003.-272 с.

65.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334

66.Психотерапия в дефектологии /Сост. Н.П. Вайзман. - М., 1992. – 212 с.

67.Рабочая книга школьного психолога/Под ред.  И. В. Дубровиной, М.: Мысль. -1991.- 356 с.

68.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Наука, 1986.-202 с.

69.Розанова Е.Г. Книга игр/ Розанова Е. Г.; Худож.: М.Хавторин; Оформ.серии: А.Литвиненко/ Е.Г. Розанова. - М.: РОСМЭН, 2000. - 166 с.:

70.Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.

71.Рудестам К. Групповая психотерапия.— СПб.: «Питер» 1998.-384 с.

72.Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека/ М.Н.. - М.: Профессионал, 2001.-190 с.

73.Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003. - 207 с.

74.Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.

75.Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.

76.Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больным детским церебральным параличом/ К.А. Семенова, Н.М. Махмудова. - Ташкент, 1979. - 69 с.

77.Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.

78.Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.

79.Смирнова Е.О. Психология ребенка/Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

80.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов/ А.С. Спиваковская. – М.: РОСМЭН,, 2001. - 200с.

81.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.

82.Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.

83.Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом/Сост. М.В. Ипполитова. - М., 1986. - 55 с.

84.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-124 с.

85.Хрестоматия. Дети с нарушением развития. / Сост. А.Астанов. — М.: Пед. пед. академия, 1995. — 264 с.

86.Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука,1990.-105 с.

87.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.

88.Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук.-М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .

89.Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления/ М.Б. Эйдинова, Е.Н.  Правдина-Винарская. - М.: Медицина, 1959.-109 с.

90.Якобсон П.М. Психология чувств/ П.М. Якобсон. - М.: Сокол, 1998.-220 с.

Заказать диплом