Возможность коррекции личностных качеств взрослых людей, занимающихся единоборствами (борьба айкидо) (диплом)

Содержание

Введение.. 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВЗРОСЛЫХ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ   10

1.1 Личность, личностные качества в трудах отечественных и зарубежных психологов  10

1.2. Возрастные особенности развития личности  взрослого человека. 21

1.3. Значимые личностные качества для спортсменов-единоборцев. 26

ГЛАВА 2. диагностика личностных качеств   спортсменов-единоборцев.. 44

2.1. Организация и методы исследования. 44

2.2. Анализ результатов исследования. 48

2.3. Мероприятия  психологической  поддержки и коррекционной работы для спортсменов - единоборцев. 60

2.4. Проверка эффективности мероприятий программы психологической поддержки спортсменов. 73

Заключение.. 80

Список литературы... 87

Приложения.. 92

 

Введение

 

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решение психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность характеризуется определенной системностью, единством, устойчивостью своих индивидуальных качеств.

Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и формирования на этой основе специфического технико-тактического стиля деятельности, в выбранном им виде спорта.

Актуальность исследования. Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях соревнований проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежания неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка.

Спорт высших достижений принадлежит к таким видам де­ятельности, в которых в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженнос­тью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач; тогда у него воз­никают мотивы опасения за успех, сомнения в успехе. При час­том повторении таких ситуаций формируется мотивация избе­гания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборони­тельном характере поведения, снижении честолюбия и актив­ности в освоении атакующих средств. Спортсмены, сохранив­шие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, большей уверенностью в своих силах, стремлением к соперничеству и готовностью к мобилизации всех сил для победы.

Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает больши­ми возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение про­исходят сами по себе и всегда имеют необходимую положитель­ную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно за­вышенные требования к спортсмену по части достижения вы­соких результатов на соревнованиях, неумелый волевой кон­троль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в част­ности, к отставанию уровня психической надежности от физи­ческих качеств.

Спорт хорошее средство для развития и воспитания личностных качеств человека. Роль спортивной деятельности в формировании личностных качеств заключается в том, что она образует своеобразные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными,  компонентами личности, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительных размышлений и колебаний.

По мере повышения результатов со­ревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возмож­ностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходи­мую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмо­ции, те или иные психические процессы, умеет быстро восста­навливать духовные и физические силы.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, «перевоспитание» отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

На основании вышеизложенного можно выделить проблему исследования: изменения личностных особенностей спортсменов, занимающихся единоборствами и возможность их коррекции.

Объект исследования: личность спортсменов.

Предмет исследования: возможность коррекции личностных качеств взрослых людей, занимающихся единоборствами (борьба айкидо).

Цель дипломной работы – изучение личностных качеств взрослых  спортсменов, занимающихся единоборствами.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретический анализ литературы в области психологии, педагогики, физического воспитания и спорта.
  2. Диагностика личностных качеств спортсменов, занимающихся айкидо.
  3. Разработка и апробация программы коррекции личностных качеств спортсменов, единоборствами.

Гипотеза исследования: в связи с напряженными условиями соревнований у спортсменов-единоборцев могут происходить личностные изменения, поэтому необходима коррекционная работа, направленная на развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психоло­гических особенностей, а также формирование специализированного восприятия предстартовых состояний, психи­ческой устойчивости, надежности спортсмена.

Теоретической основной исследования стали работы в области психологии по проблеме личности.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович.

Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и разви­тия личности, в которой центральное место отведено понятию дея­тельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, неэк­спериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека, описывающую личность в психологических (мотивы) и пове­денческих (деятельность) терминах.

Как и у Божович Л.И. основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».

Потребности, интересы, идеалы, ценности составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич­ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Ценностные ориен­тации играют главную роль в регуляции социального (в широком смысле) поведения человека, включая дис­позицию личности (В. А. Ядов), ее установки (Ю. М. Жуков; Ш. А. Надирашвили  и др.), мотивы (В. Г. Асеев), интересы (И. В. Дубровина, Б. С. Круглов) и даже «смысл жизни» (К. Обуховский).

К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все её особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1. Социально-обусловленные особенности (направленность, морально-нравственные качества); 2. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); 3. Опыт (обьем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); 4. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Л. И. Божович отмечала, что «в отечественной психологии до сих пор еще нет до­статочно разработанной, единой психологической концепции личности и ее формирования. Понятие личности хотя и постоянно употребляет­ся, но недостаточно раскрывается психологически и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще» [12, с. 131].

В работах К.Е.Изарда, Т.А.Немчина, В.И.Лебедева, В.Л.Марищук, Б.М.Теплова и др. хорошо описаны психические состояния, часто возникающие при работе в экстремальных условиях, к которым можно отнести и спортивные соревнования.

Исследованиями Б.А. Вяткина, Ю.А. Голикова, Л.Г. Дикой, А.Н. Костина, А.Б. Леоновой, Г. Селье и др. показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях, и др. А.В. Алексеевым, Х.М. Алие­вым, Б.А. Вяткиным, Л.Д. Гиссеным, Г.Д. Горбуновым, К.В. Динейкой, Л. Кагановым, X. Линдеманном и др. разработаны эффективные средства саморегуляции, раз­личных, отрицательных психических состояний; пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.Ш. Габдреевой; системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Методологической основой работы является положение, согласно которому эмоции человека в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внут­ренней регуляции деятельности (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, О.В.Дашкевич, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Р.Х.Шакуров), а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) и теория мотивации достижения Д.Аткинсона.

Для проведения экспериментально-психологического исследования был, осуществлен следующий выбор методов:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: наблюдение, психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

В рамках диагностики были использованы методики:

  1. Методика  диагностики  личности  на  мотивацию  к  успеху Т. Элерса;
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
  3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
  4. Исследование уровня самооценки эмоциональных состояний по методике А. Уэссмана и Д. Рикса;
  5. Исследование  волевой саморегуляции  по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 30 спортсменов, занимающиеся в секции адзу-до,Марни-Турекской ДЮСШ, в возрасте от 21 до 35 лет.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведено исследование, выявляющее способность спортсмена-единоборца овладеть методами саморегуляции и эффективно применить самостоятельно; кроме того, в работе представлен практический материал по развитию личностной сферы спортсменов-единоборцев.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация и результаты исследований могут быть использованы в работе практического психолога.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на собрании спортивной секции айкидо в Центре татарской культуры (апрель, .... г.).

Структура работы. В настоящем варианте дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Список литературы

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.- 261 с.
  2. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.
  3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. – 380с.
  4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980.Т. 1. – 230с
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  6. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.:Владос, 2002.-176 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник .-М: Изд-во МГУ, 1990-367с.
  8. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом    воспитании:    Пособие    для    студентов,    аспирантов    и преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978-223 с.
  9. Беликович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1985-188 с.
  10. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М.: ФИС,1986.-С.50-73.
  11. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988.
  12. Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.-1968.-460 с.
  13. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.-1986.-С. 31-40
  14. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
  15. Бубэ X., Хэк Г., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. / Под ред. В.П.Филина - М.: Физкультура и спорт, 1986-239 с.
  16. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1987.
  17. Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение. - Л., 1984.
  18. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.
  19. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М .: Смысл ;Per Se,2000.-220 с.
  20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение.- 1989. - 320 с.
  21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1990.-190 с.
  22. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.
  23. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Дрофа, 1996.-240 с.
  24. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М. МГУ. –1987.-349 с.
  25. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.
  26. Гринберг Д. Психология стресса. СПб, 2001.-450 с.
  27. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами.- Минск: Полымя, 1987.- 223 с.
  28. Дойзер Э. Здоровье спортсмена. — М.: ФиС, 1980.
  29. Допинговый монстр. — Р.Д. Сейфулла, И.А. Анкундинова. — М.: 1996.
  30. Игуменов   В.М.,   Подливаев   Б.А.   Спортивная   борьба:   Учебник   для студентов и учащихся факультетов физического воспитания пед. Учеб. Заведений. -М.: Просвещение, 1993.-185 с.
  31. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001. –102 с.
  32. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 320 с.
  33. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001. –230 с.
  34. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  35. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп. М.; «Просвещение», 1986, 391с.
  36. Колешао А.А. Психология спортивной борьбы // Хрестоматия, под ред., И.П.Волкова. - СПб.: Питер, 2002.- 384 с.
  37. Кон И.С. Открытие «я». М.-1978.-366 с.
  38. Крайг Г. Психология развития. 7-е международное издание. "Питер", Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск. 2000.-319 с.
  39. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. — М.: ФиС, 1978.
  40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-1975.-302 с.
  41. Линдеман X. Аутогенная тренировка. М.: Знание.- 1980.-212 с.
  42. Марищук В. Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженности. — В кн.: Теоретическая и прикладная психология. М., 1961, вып. 10.
  43. Мартене Р. Социальная психология и спорт. — М.: ФиС, 1979.
  44. Маслоу  А. Самоактуализация//Психология     личности: Тексты. М., 1982.-219 с.
  45. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: СПбУ, 1997.- 430 с.
  46. Маслоу А. Мотивации и личность. СПб.Евразия.-1999.-478 с.
  47. Матвеев  Л.П.   Теория  и  методика  физической  культуры:   Учеб.  Для институтов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991 - 235 с.
  48. Матвеев Л.П.  Основы спортивной тренировки.  Физкультура и спорт, М.,1971.-214с.
  49. Медведь А.В., Кочурко Е.И. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы.- Минск: Полымя, 1987- 144 с.
  50. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.-1985.-391 с.
  51. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов. М; «Просвещение» 1977. 528с.
  52. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. – Улан-Удэ, 1999.– 200 с.
  53. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Медицина.- 1976.- 310 с.
  54. Назаренко   Л.Д.   Физиология   физического   воспитания   и   спорта.   - Ульяновск, 2000- 144 с.
  55. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: ФиС, 1979.
  56. Некрасов В.П., Xудадов Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1985.
  57. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М.: Владос.-1998.-688 с.
  58. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.— 167 с.
  59. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.:ЛГУ.-1989.-192 с.
  60. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.:Институт психотерапии.-2001.-352 с.
  61. Петровский А.В. Быть личностью, М.: Педагогика, 1990. –112 с. (Б-чка Детской энциклопедии «Учёные- школьнику»).
  62. Петровский А.В. Психология личности. М.-1991
  63. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.
  64. Попов А.Л. Психология спорта. М.: «Флинта», 1988.-152 с.
  65. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань.-1990.- 87 с.
  66. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 440 с.
  67. Психология формирования и развития личности. / Под ред. А.И.Анциферова. — М., 1981.
  68. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского– СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с.
  69. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.:Медпресса, 2002.-352 с.
  70. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  71. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000.- №1. - С. 15.
  72. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма.-1999.- 643 с.
  73. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.:Прогресс, 1993.-140 с.
  74. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.
  75. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.
  76. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 1996. - 324 с.
  77. Спортивная  борьба:  Ежегодник / Сост.  С.А.Преображенский; Редкол. Л.Ф.Колесник и др. - М. Физкультура и спорт 1985.- 78 с.
  78. Тауберт А.В. Китайский классический массаж. Издательство «Весь» -Добрые вести, Санкт-Петербург, 2000. - 115с.
  79. Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебное   пособие   для студентов пед. Институтов и пед. училищ по специальности. / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение, 1998 - 115 с.
  80. Ткаченко Б.И., Сидоров П.И., Брин В.Б., Завьялов А.В., Захаров Ю.М., Кураев Г.А. Физиологические основы здоровья человека. - СПб., Архангельск: СГМУ, 2001.-728 с.
  81. Туманян    Г.С.Спортивная    борьба:    отбор    и    планирование.    -    М.: Физкультура и спорт, 1984. - 144 с.
  82. Туманян Г.С. Научные основы планирования тренировки борцов. М.: ГЦОЛИФК, 1982-110 с.
  83. Филин В.П.  О перспективном планировании тренировки спортсменов высших разрядов.- Теория и практика физической культуры, т. 22, вып.7, 1979.- 580 с.
  84. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд-во Магистр, 1996. - 123 с.
  85. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс,1997.–608 с.
  86. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]. – Л., 1981. – 163 с
  87. Чернов   К.Л.   и   др.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки. Смоленск. - М., 1980.-129 с.
  88. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб, Речь,2002.
  89. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.:Питер, 2000.-265 с.
  90. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред.  Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. - С. 169-175.
  91. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Ставск, 1996. – 440 с.
  92. Ярошевский М.Г. Психология в  XX столетии. М.-1974.-С. 428

Заказать диплом