Возможность  коррекции личностной сферы у подростков с церебральным параличом (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава I. исследование личностных особенностей подростков с детским церебральным параличом.. 9

1.1.      Этиология ДЦП. Психическое развитие подростков с церебральным параличом  9

1.2. Психолого-физиологические особенности развития подростков. 18

1.3. Особенности личностной сферы подростков с ДЦП.. 27

Глава 2. диагностика и коррекция личностной сферы подростков с дцп.. 41

2.1. Диагностика личностной сферы у подростков без отклонений в развитии и подростков с ДЦП.. 41

2.2. Результаты исследования личностных особенностей у подростков с ДЦП и подростков без отклонений в развитии. 45

2.3. Коррекция нарушений личностной сферы подростков с ДЦП.. 72

2.4. Анализ результатов исследования после проведения коррекционных занятий  83

Заключение. 89

список литературы.. 93

Приложения

 

Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст  принято  считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности,  т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Деятельность подростка теснейшим образом связана с его  пси­хическим развитием.  В процессе формирования деятельности возможны сбои, кризисы, которые нередко переживаются подростками как состояния неудовлет­воренности, растерянности, неопределенности, "размытости"  планов и желаний. Особенно неустойчивой в данном возрасте является эмоциональная сфера.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард [43], Г.М. Бреслав [8], П.К. Анохин [1], А.В. Вальдман, Э.Э Звартау [9], В.К. Виллюнас [10] и другие.

Особенно актуальным является изучение эмоциональной сферы у детей и подростков с различными заболеваниями. Изучение детей, страдающих пси­хофизиологическими и психосома­тическими нарушениями, невроти­ческими расстройствами, трудно­стями в общении, умственной дея­тельности или в учебе, показыва­ет, что все эти явления значитель­но чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительс­кого внимания и тепла. В трудной ситуации ребенок начинает вести себя непредсказуемым образом.

Вопрос о структуре эмоционально-личностной сферы ребенка с церебральным параличом  привлекает к себе внимание многих последователей, которые рассматривают личность как неразрывное един­ство биологических и социальных факторов. Психологическая структура личности является чрезвычайно сложной и в настоящее время рассматри­вается как состоящая из четырех основных подструктур, в каждой из которых имеется своя специфическая взаимосвязь биологического и социального.

На протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей социального состояния населения остается наиболее  неблагополучным. Наблюдается тенденция роста инвалидности за счет увеличения количества детей-инвалидов [21].

В структуре детской инвалидности наибольший удельный  вес  -  51% падает на детей с соматическими заболеваниями, ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата – 25%,  а также с  нарушениями  центральной нервной  системы,  характеризующимися поражениями психики различного уровня –20%, около 18% - страдают заболеваниями органов зрения и слуха.

По данным  ЮНЕСКО,  78% детей с ограниченными возможностями имеют диагноз церебральный паралич и эпилепсия,  сопровождающиеся задержками умственного, физического, и в целом, психического здоровья. Детский церебральный паралич (ДЦП), относящийся к числу наиболее распространенной патологии  центральной  нервной системы у детей - проблема весьма острая и  злободневная из-за интенсивности и массовости  своего  распространения [74].  ДЦП является одной из главных причин детской инвалидности [88].

Клиническая картина больных церебральным параличом показывает двигательные и  психические  расстройства,  часто сочетающиеся с нарушениями речи,  зрения, слуха, судорожными припадками [5]. Работа психолога с больными, страдающими двигательными дефектами вследствие органического поражения центральной нервной системы, имеет ряд особенностей: выявление  структуры  и  степени  нервно-психического расстройства у ребенка.   Психологическое исследование позволяет определить уровень и структурные характеристики интеллекта, выявить особенности эмоционально-волевой сферы. Решение этих вопросов предопределяет  выбор  воспитательных,  общеобразовательных и профориентационных программ обучения ребенка и подростка с целью  социально-психологической адаптации больных ДЦП с учетом неврологических и психических нарушений.

Правильное понимание общих и специфических законо­мерностей развития ребенка при конкретной форме аномалии зависит от знания характера первичного дефекта и законо­мерного влияния на образование вторичных отклонений в фор­мировании психики реебнка, которые в совокупности влияют на весь ход психического развития. Исследования своеобра­зия психического развития разных групп аномальных детей показывают, что каждый вид аномального развития имеет свои, обусловленные конкретным дефектом развития, слож­ные специфические особенности, отличающие одну категорию аномальных детей от других. Вариативность нарушений развития в пределах одного вида аномалий в каждом инди­видуальном случае зависит от таких психологических пара­метров дизонтогенеза, как функциональная локализация нарушения, время поражения, взаимоотношение между пер­вичным и вторичным дефектом, нарушение межфункциональ­ных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Особенно важным является изучение эмоционально-личностной сферы подростков с церебральным параличом, которое, прежде всего, делает необходимым выявление тех качеств, которые определяют личност­ную готовность к обучению. Это прежде всего мотивационная направлен­ность на учебную деятельность, критичность в самокритичность, т.е. умение правильно оценить свои возможности и свою деятельность; воле­вая активность, организованность, самостоятельность, упорство и целе­устремленность.

Кроме того, особенности эмоционально-личностной сферы подросков с церебральным парличом влияют на дальнейшее развитие его личности, формирование адаптационных механизмов. К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях двигательной сферы, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста (Мастюкова Е.М. [55], Махмудова Н.М. [56], Семенова К.А. [76], Шипицына Л.М.  Мамайчук И.И. [88] и др.). Для них разрабатывались программы медицинской реабилитации и отчасти социальной адаптации.

Работ, посвященных подростковому и юношескому возрасту, значительно меньше. Именно в подростковом и юношеском возрасте лица с проблемами в развитии нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям - уходу в болезнь, социальной изоляции и т.п.

Все вышеизложенное определило проблему исследования – возможность  коррекции личностной сферы у подростков с церебральным параличом.

Целью дипломной работы является изучение нарушений личностной сферы детей подросткового возраста  с церебральным параличом и возможность их коррекции.

Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростков.

Предмет исследования – возможность коррекции нарушений личностной сферы детей подросткового возраста с церебральным параличом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с церебральным параличом существуют различные нарушения эмоционально-личностной сферы, устранить которые  возможно с помощью эффективных коррекционных мероприятий, построенных с учетом специфики аномалии развития подростка.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

1) изучить литературу по проблеме ДЦП; изучить особенности заболевания – церебральный паралич и эмоционально-личностной сферы детей и подростков с отклонениями в развитии и возможности их коррекции;

2) провести диагностическое исследование эмоционально-личностной сферы подростков с церебральным параличом;

3) провести коррекционную работу с подростками с ЦП по устранению негативных эмоционально-личностных особенностей;

4) провести повторную диагностику после коррекции.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методиками исследования являются: методика Розенцвейга по изучению реакций фрустрации и агрессии; методика «Какой я» по изучению самооценки; методика Рассела по изучению субъективного чувства одиночества; методика В.Бойко по изучению комплекса неполноценности; методика Басса-Дарки по изучению агрессивности; экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В. В. Бойко).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области психологии и дефектологии, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии (Л.С.Выгодский [14], Т.А.Власова [11], Бадалян Л.О., Журба Л.Т. [6],  Зейгарник Б.В. [26], Ипполитова Л.В. [30], Кириченко Е.И. [32], Левченко И. Ю. [44], Маллер А.Р. [52], Мастюкова Е.М. [55], Усанова О.Н. [82], и др.

Методологические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей эмоционально-личностного развития (Л. С. Вы­готский [14], С. Л. Рубинштейн [70] и др.), а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей эмоционально-личностного развития детей подросткового возраста с церебральным параличом, субъектно-деятельностный подход в психологии и  теория психотераппевтического воздействия групповыми методами (Рудестам К. [71]).

База исследования: Реабилитационный центр для детей-инвалидов в г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Испытуемые: 20 детей подросткового возраста с диагнозом церебральным параличом, находящиеся в реабилитационном центре для детей-инвалидов и 20 подростков без отклонений в развитии, учащихся общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в дипломной работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с ДЦП в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. Представлена экспресс-программа коррекции эмоционально-личностной сферы подростков с детским церебральным параличом (с сохранным интеллектом) в условиях реабилитационного центра.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова.-  Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции/ Х.М. Алиев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича./ А. Анастази —М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1.—С. 17—29, 205—316.
  4. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  5. Бадалян Л.0. Детская неврология/ Л.О. Бадалян. — М.: Медицина.- 1975.-203 с.
  6. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  7. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., пере раб. и доп./ И.В. Бачков. - М.: Издательство «Ось-98->, 2000. - 224 с.
  8. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концспции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140-147.
  9. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности / А.А. Бодалев.- Л.: ЛГУ,1970.- 315 с.
  10. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. – М.:Наука, 1988. - 56 с.
  11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Бреслав.- М.: Наука. - 1990.- 320 с.
  12. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд.- Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.
  13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  14. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Наука. -1967. - 256 с.
  15. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  17. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  18. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.
  19. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  20. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей/ А.Б. Добрович. М. : Наука. -1987. - 190 с.
  21. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  22. Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.
  23. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.
  24. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  25. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  26. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  27. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  28. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.)/ М. Кле. — М.: Педагогика, 1991.-330 с.
  29. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.:Просвещение, 1986. - 220 с.
  30. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.  Коломинский.- Минск, 1976.- С.218-221
  31. Кон И. С. Открытие "я"/И.С.  Кон.- М. : Наука. - 1978. - 120 с.
  32. Кон И.С. Психология ранней юности /И.С.  Кон.- М.,1989.-230 с.
  33. Кон И.С. Психология юношеского возраста /И.С.  Кон.- М.:Педагогика.-1979.-176 с.
  34. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  35. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  36. Кравцова Е.Е.  Как помочь детям преодолевать трудности/ Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахонова, В.В. Стапанова.- Минск, 1990. - 42 с.
  37. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  38. Краковский А.П. О подростках/ А.П. Краковский. - М.,1970. - 254 с.
  39. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И.Ю. Левченко. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.
  40. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.- М.: ACADEMIA, 2001. -186 с.
  41. Левченко И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой/ И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова.- М.: ЦНИИЭТИН, 1991.- С. 97-119.
  42. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев.- М.: Наука, 1984.-317 с.
  43. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  44. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение. -1977. - 420 с.
  45. ЛопатинаЛ.В. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения работы с детьми, страдающими церебральным параличом/ Л.В.Лопатина, Л.Н.Никитина. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена.-2003.-78 с.
  46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.
  47. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  48. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.
  49. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  50. Мир детства: подросток./Под  ред.  А.Г.Хрипковой. - М.,1982.-290 с.
  51. Мудрик А.В. В поисках своего "Я" / А.В. Мудрик // Семья и школа.-1998.-№10
  52. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С.Немкова // Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  53. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевский, М.: Педагогика. -1987. - 250 с.
  54. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю)/ Н.А. Ольшанская.- Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.
  55. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов высш.спец.учеб.заведений/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 509 с.
  56. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.
  57. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) / Ф. Перлз. - М.: Гиль-Эс-тель, 1993.- 240с.
  58. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе: Пособие для зам.директора шк.по воспитанию и кл. руководителей/ Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогический поиск,2000. - 160 с.
  59. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. М.Локтионовой. М.:Генезис.-1999.-287 с.
  60. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  61. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та / А.С.Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
  62. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн.-СПб,Ритер, 2003.-272 с.
  63. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  64. Рабочая книга школьного психолога/Под ред.  И. В. Дубровиной, М.: Мысль. -1991.- 356 с.
  65. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  66. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  67. Розанова Е.Г. Книга игр/ Розанова Е. Г.; Худож.: М.Хавторин; Оформ.серии: А.Литвиненко/ Е.Г. Розанова. - М.: РОСМЭН, 2000. - 166 с.:
  68. Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.
  69. Рудестам К. Групповая психотерапия/ К. Рудестам.— СПб.: «Питер» 1998.-384 с.
  70. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе/ М.М. Рыбакова.- М.,1991.
  71. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  72. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  73. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  74. Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.
  75. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалия личности/Е.Г. Соколова. – М.: Знание, 1999. - 115 с.
  76. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  77. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.
  78. Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-124 с.
  79. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания/ И.И. Чеснокова // Вопросы психологии.- 1984.- №5.
  80. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука, 1990.-105 с.
  81. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.
  82. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .
  83. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления/ М.Б. Эйдинова, Е.Н.  Правдина-Винарская. - М.: Медицина, 1959.-109 с.
  84. Bowen J.R., Starts D.R., Arnold J.D., Silmmons J.L., Ma P.J., Leslie G.I. // J.Paediatr.Child.Health. – 1993. – Vol.29. – P. 276–281.
  85. Haverkamp F., Kramer A., Fahnenstich H., Zerres K. // Kiln.Padiatr. – 1996. – Vol. 208. – P.93– 96.
  86. Petridou E., Koussouri M., Toupadaki N. Papavassiliou A. // Scand. J.Soc.Med. –1996. – Vol. 24. – P. 14–26.

Заказать диплом