Возникновение неврозов, депрессий и невротических расстройств у школьников и студентов (диплом)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования факторов риска возникновения неврозов. 8

1.1. Разработка проблемы неврозов  в трудах отечественных и зарубежных авторов  8

1.2. Психологические особенности возникновения неврозов и невротических расстройств у учащихся. 23

1.3. Методы психокоррекции и психотерапии неврозов и невротических расстройств  40

Глава 2. Эмпирическое исследование факторов возникновения неврозов у учащихся школьников и студентов. 50

2.1. Организация и методы исследования. 50

2.2. Анализ результатов исследования. 56

2.3. Психокоррекционная работа для устранения неврозов и неврозоподобных состояний у школьников и анализ ее эффективности. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82

Список использованных источников. 86

Приложения.. 92

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Уставом Всемирной Организации Здравоохранения в дефиницию здоровья вклю­чены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье». В настоящее время пристальное внимание уделяется исследованию «психологи­ческого здоровья» (О.С.Васильева, И.В.Дубровина).

Поддержание и сохранение здоровья учащихся диктуется значительным ухудшением состояния их здоровья, что осложняет воспитательно-образовательный процесс и снижает качество обучения.

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности.

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы сохранения психического и психологического здоровья подрастающего поколения, а следовательно, и разработку технологии преодоления негативных эмоциональных переживаний, ведущих к возникновению неврозов (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу,  Н.И. Наенко и др.).

В настоящее время увеличилось чис­ло лиц, а особенно детей и подростков с неврозами, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью, подверженных страхам, тревожности и неврозоподобным состояниям.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов [17, 18, 30,  39, 61].  Аналогичная ситуация возникает и при поступлении в высшее учебное заведение [16, 26, 62, 63].

Неврозы у обучающихся школьников и студентов — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви [39]. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения [60, С.35].

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество школьников, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания [61].

В связи с чем актуализируется задача своевре­менно распознать факторы развития у учащихся невротических состояний и неврозов.

Объект исследования: факторы риска возникновения неврозов.

Предмет исследования – особенности возникновения неврозов, депрессий и невротических расстройств у школьников и студентов и методы их психокоррекции.

Целью данной работы является изучение факторов риска возникновения неврозов, депрессий и невротических расстройств у школьников и студентов и методов их психотерапии и психокоррекции этих заболеваний.

Задачами данной работы стали :

изучить теоретические аспекты проявления неврозов, депрессий, невротических расстройств и методов психокоррекции и психотерапии неврозов и невротических расстройств;

провести диагностические исследования с целью выявления факторов риска возникновения неврозов у школьников и студентов;

разработать и апробировать мероприятия по коррекции неврозов.

Гипотеза исследования. У школьников и студентов факторы риска возникновения неврозов различны и в большей степени проявляются в школьном возрасте. Они могут быть устранены с помощью методов психотерапии и психокоррекции.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии и медицины.

Проблемам неврозов и невротических расстройств, психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий в данном направлении посвящали свои труды такие авторы как М.Г. Айрапетянц, А.М. Вейн, М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев, А.М. Свядощ, Р.А. Зачепицкий, Г.К. Ушаков и др.

Индикаторами психической дезадаптации при обучении выступают нарушения нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряже­ние, астения, депрессия. В зарубежной и отечественной литературе в доста­точной степени освещены вопросы состояний нервно- психической напря­женности (Немчин Т.А.), психодезаптационных состояний (Сем­ке В.Я.), непатологических невротических проявлений (Александровский Ю. А.); а работы отечественных исследователей В. Н. Мясищева, Л.И. Свядоща, Г.К. Ушакова, Н.И. Фелинской, Б.Д. Карвасарского  помогают дифференцировать эти состояния с целью раннего их выявления и психокоррекции.

Методологической основой являются принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев; А.Н Леонтьев; Б.Ф.Ломов), единство личности и деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л. Рубинштейн) и теория стресса Г.Селье.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и медицине;

- опытно-экспериментальная работа;

- статистический метод обработки результатов Стьюдента.

Методиками исследования стали:

для школьников: методика определения тревожности по шкале Филиппса; методика Андреевой «Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте»; методика Кандаш «Выявление уровня тревожности у подростков»;

для студентов: исследование уровня тревожности по опроснику  Немчинова Т., шкала депрессии (методика Т. Балашовой), экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (методика В.Бойко); экспресс-диагностика склонности к немотивированной раздражительности (методика В.Бойко).

Опытно-экспериментальная база: учащиеся Медведевской средней  школы 7-го класса в количестве 40 человек и студенты очного отделения 1 курса МарГУ г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, оформление работы.

Научная новизна исследования определена слабой разработанностью проблемы и заключается в том, что в  исследовании на основе теории стресса, сравнительного исследования особенностей социально-стрессовых расстройств, связанных с обучением у школьников и студентов обозначены факторы риска возникновения у них неврозов и неврозоподобных состояний.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы  психологов, педагогов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Абдуллина, О.А. Личность студентов в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 2009.
  2. Айрапетянц, М.Г. Неврозы в эксперименте и в клинике / М.Г. Айрапетянц, А.М. Вейн. - М., 2008.- 272 с.
  3. Александровский, Ю.А. Начальные проявления невротических рас­стройств / Ю.А. Александровский // Клиническая медицина. - 2008. - № 9. - С. 58-64.
  4. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства/ Ю.А. Александровский. М., 2003.-400 с.
  5. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной, деятельности школьников./ В.А.Алексеева. М.: Знание, 2004.-207 с.
  6. Бажин, Е.Ф. Изучение уровня невротизации и психопатизации с помощью специальной стандартизованной методики.— В кн.: Проблемы психопрофилактики нервно-психических расстройств / Е.Ф. Бажин, Н.Б  Ласко., А.У. Тархан. - Л.:ЛГУ, 2006.-112 с.
  7. Беличева С.А. Сложный мир подростка./ С.А. Беличева -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 2004. - 129 с.
  8. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст./ С.А. Беличева. М.: Педагогика, 2008.- 167с.
  9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека./ Ф.Б. Березин. Л., 2004.- 270 с.
  10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р. Бернс. - М.:Знание, 2002.-230 с.
  11. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности по­дростка./ Л.И. Божович. -М.: Знание, 2007. -39 с.
  12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2007.-№4.-С.23-24.
  13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Берслав.- М.: Наука.- 1990.- 320 с.
  14. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.
  15. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри­тических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004.
  16. Гапонова, С. А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процес­се обучения / С.А. Гапонова //Психологический журнал. - 2009. -Т. 15. -№ 3. -С. 131-135.
  17. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение/ В.И. Гарбузов, А.Н. Захаров, Д.Н. Исаев.- Л.:Медицина.-1977
  18. Гарбузов, В.И. Нервные дети./ В.И. Гарбузов.- Ленинград - 1990.
  19. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.
  20. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства/ Э. Гельгорн Э., Дж. Луфборроу. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.
  21. Гиппенрейтер, Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как?/ Ю.Гиппенрейтер.- М.: Масс Медиа, 2005.-240 с.
  22. Гримак, Л.П. Общение с собой./ Л.П. Гримак.- М.: Мысль, 2009.- 238 с.
  23. Данияров, С. Б. Взаимосвязь фи­зиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студен­тов / С.Б. Данияров, В.В. Соложенкин, И.Г. Краснов. // Психологический журнал. - 2009. - Т. 10. = № 1. - С. 99-105.
  24. Джеймс, У. Психология./ У. Джеймс.-  М.: Питер, 2009.-457 с.
  25. Диагностические особенности психического развития у подрос­тков с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 2009. - 20 с.
  26. Долженко, О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учебе / О. Долженко. //Alma Mater. - 2007. - №  3. - с. 45 - 48.
  27. Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья/ И.В. Дубровина// Школа здоровья.- 2008.- № 2.- С.19-28.
  28. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. — М.: Моск. кадровый центр, 2009. - 32 с.
  29. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей/ А.И. Захаров.- М.: Педагогика, 2008.- 110 с.
  30. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия/ А.И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.
  31. Зачепицкий, Р. А. О патогенетической психотерапии при неврозах. В кн.: Психотерапия при неврозах и психических заболеваниях / Р.А. Зачепицкий. - Л.:ЛГУ, 2007.- С. 27—39.
  32. Кабанов, А.А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки / А.А. Кабанов // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 66 -68.
  33. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172// П.Ф. Каптерев/ Народное образование 2000.- № 3.- С.257-267
  34. Карвасарский, Б. Д. Неврозы/ Б.Д. Карвасарский.— М., 1990. – 576 с.
  35. Карвасарский, Б.Д. Неврозы: руководство для врачей / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина, 1980.-448 с.
  36. Карвасарский, Б. Д. Группо­вая психотерапия при неврозах: Методические рекомендации / Б.Д. Карвасарский.—Л., 1981.-190 с.
  37. Карвасарский, Б.Д. О значении экспериментально-психологических методов исследования личности для клиники неврозов.- В кн. Клинико-психологические исследования личности  / Б.Д. Карвасарский, Б.В. Иолев. Л., 1971.-347 с.
  38. Кербиков, О. В. Избранные труды./ О.В.Кебриков.- М., 2003.
  39. Ковалев, В. В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в наруше­ниях поведения, как форма психогенных расстройств у детей и подростков/ В.В. Ковалев//Журн. невропатологии и психиатрии. - 2009.- № 10.- С. 1386—1391.
  40. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка./ Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.:Просвещение, 2006. - 220 с.
  41. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон.-М.: Наука, 2008.-230 с.
  42. Конончук, Н.В. Профилактика эмоционального стресса.—В кн.: Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства / Н. В. Конончук, В. К. Мягер. - Л., 2007.-С.122-129
  43. Крайг, Г. Психология развития./ Г. Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  44. Краковский А.П. О подростках./ А.П. Краковский.-  М.,2003. - 254 с.
  45. Кэрол Е.Изард Эмоции человека/ Кэрол Е.Изард.- М.: МГУ.-1999.- 114 с.
  46. Лакосина, Н.Д. Учебное пособие по медицинской психологии / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. - М.:Медицина.-1976.-320 с.
  47. Лебедев, С.В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей (по данным эпидемиологического обследования).—В кн.: Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям/ С.В. Лебедев, Г.В. Козловская.- М., 2008.- С. 24 — 26
  48. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека./ Н.Д. Левитов.- М.: Политиз­дат, 2006.-  218 с.
  49. Либих, С.С. Коллективная психотерапия неврозов / С.С. Либих.—Л.:ЛГУ, 2003.-190 с.
  50. Лисовский, В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев. - Л.: ЛГУ, 1974.-254 с.
  51. Локтионова, М. Подросток на перекрестке эпох./Под ред. Кривцо­вой С.В./ М. Локтионова.- М.: Генезис, 2007.- с. 167
  52. Менедлевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менедлевич. - М.:Медпресс.-1998.- 588 с.
  53. Мурзенко, В. А. Групповая психотерапия при неврозах.—В кн.: Групповая психотерапия при неврозах и психозах / В.А. Мурзенко. - Л., 2005.-220 с.
  54. Мягер, В. К. Этические аспекты взаимоотношении врача и больного невро­зом.—В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях / В.К. Мягер. - Л., 2007.-219 с.
  55. Мясишев, В.Н. . Личность и неврозы / В.Н. Мясишев. - Л., 1960.- 426 с.
  56. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М.: Изд-во Моск. ун­та, 1976.-112 с.
  57. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.— 167 с.
  58. Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание/ Г. Оппенгейм.- СПб., 1908.
  59. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. - 672 с. - С. 312.
  60. Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния человека / А.О. Прохоров // Мир психологии. - 2008. - № 2 (14). - С. 35-40.
  61. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 2010. - 166 с.
  62. Психологические и психофизические особенности студентов. —М. 2008.
  63. Психолого — педагогическое изучение личности студента // Педаго­гика и психология высшей школы. - Р -на- Д., 2008. - 4. П. Гл.З. - с. 322 -348.
  64. Ремизова, Г.И. Тревожные дети/ Г.И. Ремизова.- М.:Владос.-2001.-202 с.
  65. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. - М., 2002.-315 с.
  66. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.-СПб.-1999.-720 с.
  67. Рыбинский, Е.М. Феномен детства в современной России/ Е.М. Рыбинский// Педагогика.-2010.-№7.-С.174
  68. Савина, Е. Тревожные дети/ Е. Савина, Н. Шапина// Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - с. 11.
  69. Свядощ, А. М. Неврозы/ А.М. Свядощ.— М.:Знание, 1982.- 368 с.
  70. Селье, Г. Стресс без дистресса./ Г.Селье.- М.: Поитиздат, 2007.- 290 с.
  71. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е.Сухарева.- М., 2005.-450 с.
  72. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков.- М.:Медицина.-1998.-304 с.
  73. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка/ Д.Н.Фельдштейн.- М.: Педагогика, 2007.-82 с.
  74. Формирование личности в переходный период:от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Педагогика, 2010.-96 с.
  75. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / К. Хорни. -М.: «ПрогрессУниверс», 2009. -480 с.

Заказать диплом