Возникновение тревожности в подростковом возрасте (диплом)

Содержание

 

Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Психологическая характеристика эмоциональной тревожности как важного фактора формирования личности    7

1.1. Эмоциональная тревожность, причины возникновения, содержание, формы проявления........................................................................................................ 7

1.2. Психологические особенности подросткового возраста........................ 21

1.3. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте......... 28

глава 2. Диагностические проявления тревожности в подростковом возрасте...................................................................... 37

2.1. Организация и методы исследования тревожности подростков............ 37

2.2. Система коррекционных упражнений по снижению тревожности......... 48

2.3. Анализ эффективности коррекционной работы....................................... 57

Заключение................................................................................................ 61

Литература.................................................................................................. 65

Приложения............................................................................................... 69

Введение

Актуальность исследования. Рассмотрение вопроса о развитии подростка предполагает всестороннее психологическое изучение его личности,  поведения и деятельности, его взаимоотношений с окружающими людьми, характера его внутренних психических процессов, его мотивации, его моральной сферы, особенностей его переживаний, качеств личности, мировоззрения.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с повышенным уровнем тревожности, повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью.

Состояния тревожности и пограничным с ним негативных эмоциональных состояний могут возник­нуть по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Деятельность подростка теснейшим образом связана с его пси­хическим развитием. Такая связь впервые была выявлена в рамках теории деятельности применительно к детскому возрасту.

В процессе формирования деятельности возможны сбои, кризисы, которые нередко переживаются подростками как состояния неудовлет­воренности, растерянности, неопределенности, "размытости" планов и желаний. Выделяются два типа (варианта) таких кризисов.

При первом варианте быстро меняющаяся потребность требует для своего удовлетворения все новых и новых средств, и, наконец, может наступить такое состояние (кризис), когда возможности эти исчерпываются и субъект уже не располагает нужными для осущес­твления деятельности средствами. При втором варианте деятельнос­ть, напротив, постоянно усложняется, быстро приобретает нужные для ее осуществления средства и как бы перерастает лежащую в ее основе потребность.

Подростки стремятся иметь близких друзей, им необходимо при­знание и уважение товарищей. Неблагополучие в отношениях со свер­стниками, отсутствие близких товарищей, одиночество порождает тя­желые переживания, неудовлетворенность собой. Потребность быть принятым, уважаемым сверстниками является одной из наиболее ак­туальных потребностей подростков. Важность дружеских отношений со сверстниками, заинтересованность в авторитете среди товарищей стимулирует подростка к размышлениям о себе. При таких условиях осознание положения в коллективе становится актуальной, практиче­ской необходимостью.

Осознание себя как члена коллектива в значительной степени влияет на формирование таких компонентов самосознания как са­мооценка и уровень притязаний. На этой основе у подростка интен­сивно развивается умение ориентироваться на требования и оценки окружающих, учитывать их в своем поведении и взаимоотношениях с ними.

Неправильное осознание подростком своего положения в коллек­тиве или семье нередко является одной из главных причин его неб­лагополучия. Неадекватно осознавая свое положение в группе или семье, подросток не может соответствующим образом оценить отноше­ние окружающих к себе, неправильно воспринимает их требования и ожидания, вследствие чего часто попадает в конфликтные ситуации. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как в сторону переоценки, так и в сторону недооцен­ки могут привести к нежелательным результатам - появлению тревож­ности. Поэтому тема эта достаточно ак­туальна для рассмотрения.

Задачи профилактики и коррекции тревожных состояний в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема тревожности у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Захаров А.И., Маралов В.Т., Бреслав Г.М., Савина Е., Шапина Н., Репина Т.А.  и др.)

Проблемами подросткового возраста занимались Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А. и др. Однако далеко не все стороны проблемы тревожного поведения и его коррекции у подростков изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования.

Объектом исследования являются особенности возникновения тревожности в подростковом возрасте.

Предмет исследования:  тревож­ность в подростковом возрасте.

Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.

Задачами данной работы является:

n   теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

n   определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;

n   провести диагностические исследования эмоциональной тревожности подростков и проследить ее влияние на учебную деятельность подростков;

n   подобрать и разработать приемы психологической коррекции тревожных состояний в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: психологический анализ подростковой тревожности  позволит разработать мероприятия по снижению или устранению этого эмоционального нарушения и создать благоприятную атмосферу для развития личности подростка.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   наблюдение за подростками;

n   опытно-экспериментальная работа;

n   тестирование исследуемых.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

Методологической основой работы является положение, согласно которому эмоции человека, в том числе и тревожность в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,), а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.НЛеонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов). При рассмотрении и анализе понятия «тревожность» мы базировались на основных принципах системного подхода.

Для определения возможных состояний тревожности личности были выбраны следующие методики: методика определения тревожности по шкале Филиппса; методика Андреевой «Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте»; методика Кандаш «Выявление уровня тревожности у подростков».

Опытно-экспериментальная база :учащиеся  лицея им. Ломоносова 9-го класса г. Йошкар-Ола в количестве 40 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем разработаны  направления психологической коррекционной работы по устранению тревожности в подростковом возрасте. Представленная мо­дель коррекционной работы направленна на психолого-педагогическое сопровождение подростков в контексте про­филактики и коррекции школьной тревожности, предполагающей воздействие на все элементы взаимосвязанной системы ребенок-родитель-учитель и связи между ними. Апробированы  коррекционные мероприятия, которые позволяют обеспечить создание  условий, снижаю­щих риск возникновения школьной тревожности, и могут быть ис­пользованы в рамках психологической службы образования.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что проанализированный материал и предложенные мероприятия коррекции тревожности, методы диагностики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.
  3. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.: Наука.-1982.- 67с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд. — М.: Международ. пед. академия, 1995.-320 с.
  5. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности по­дростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
  8. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998 .
  9. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Наука.-1967. - 256 с.

11. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

12. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

14. Диагностические особенности психического развития у подрос­тков с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения:кн. для учителя и родителей. М.: Наука.-1987. - 190 с.

16. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те//Вопросы психологии, 1972, N 2, с.14-20

17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.-320 с.

18. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

20. Князева М.П., Трифонов О.А. медико-социальные аспекты проблемы девиантно­го поведения у детей и подростков. - В кн.: Нарушение поведения у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1981

21. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986. - 220 с.

22. Кон И.С. Открытие "я". М.: Наука.- 1978. - 120 с.

23. Кондрашенко  В.Т.  Девиантное   поведение   у        подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988;

24. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

25. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.

26. Краковский А.П. О подростках. М.: Мысль.-1970. - 54 с.

27. Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

28. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффек­тивной среде: Клинико-психологического характера "трудных" подро­стков. - М.: Педагогика, 1988

29. Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

30. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983.

31. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.: Просвещение.-1977. - 420 с.

32. Локтионова М. Подросток на перекрестке эпох./Под ред. Кривцо­вой С.В., М.: Генезис.- 1997.- с. 167

33. Лупьян   Я.А.      Барьеры     общения. Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69с.

34. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

35. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Мыс­ль.-1982.- 270 с.

36. Мудрик А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа.1998.№10

37. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.

38. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

39. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.

40. Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Наука, 1973. - 583 с.

41. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. М.Локтионовой. М.:Генезис.-1999.-287 с.

42. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с. (Серия «Практическая психология»).

43. Психологические  особенности   самосознания подростка./ Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища школа".- 1980.

44. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил.

45. Психология современного подрос­тка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987

46. Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

47. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1999.-420 с.

48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

50. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.: Просвещение.-1991. - 314 с.

51. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

52. Трудный подросток: причины и следствия./ Под ред. В.А. Татен­ко. Киев: Рад. шк., 1985. - 175 с.

53. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.: Зна­ние.- 1978.-82 с.

54. Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.:Ильин В.П., 1996.

Заказать диплом