Взаимосвязь личностных качеств и успеваемости старшеклассников (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ качеств СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УЧЕБНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ  7

1.1. Личностные качества старших школьников. 7

1.2. Взаимосвязь личностных качеств и успеваемости старшеклассников. 15

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств старших школьников и успеваемости.. 25

2.1. Организация и проведение исследования. 25

2.2. Результаты исследования и их анализ. 28

Заключение. 43

Список использованных источников. 46

Приложения.. 50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное образование определяет в качестве своего основного ориентира  развитие у детей базовой человеческой способности: самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Это диктует необходимость кардинальной смены парадигмы российского образования: изменение подходов к построению содержания образования и технологий обучения и воспитания (В.В. Давыдов,  Ф.Т. Михайлов,  В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков,  Г.А. Цукерман и др.).

Нестабильность в стране, и, как следствие, в образовательных учреждениях негативным образом отразилась на индивидуально-психологических особенностях учащихся, их учебной деятельности.

В школьный период учебная деятельность является одной из основных в жизни ребёнка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успеваемость школьника, во многом являются зависимыми от личностных свойств ученика, в том числе и от характерологических черт.

Согласно гуманистической образовательной парадигме педагоги должны ориентироваться на развитие внутреннего мира ребенка, на обучение конструктивному межличностному общению, на помощь в личностном росте, на формирование у учащихся собственного мнения и мировоззрения. Однако зачастую учителя в целом, еще являются носителями традиционной авторитарной педагогики, что ярко проявляется в их оценочной деятельности. Они не всегда применяют дифференцированный подход к оценке достижений учащихся, зачастую не используют индивидуальные эталоны оценивания. Это приводит к формированию у учащихся заниженной самооценки своих возможностей, снижению учебной мотивации, нарушениям в сфере общения, появлению многочисленных страхов, связанных со школой,  учителями и проверкой учебных достижений, формированию мотивации избегания неудач, снижению успешности в обучении и, как следствие, успеваемости.

Подростковый и ранний юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели.

Необходимо отметить, что в современной психологической науке в рамках системно-структурного подхода недостаточно изучена структура индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с разной успеваемостью, что затрудняет обучающую деятельность учителей и коррекционно-развивающую деятельность психологов в образовательных учреждениях. В этой связи обостряется необходимость исследования психологического анализа факторов успеваемости старшеклассников. Все это создает необходимые основания для постановки проблемы исследования, которая заключается в исследовании зависимости успеваемости учащихся от их индивидуально-психологических особенностей и разработке рекомендаций учителям по работе с учащимися с разной успеваемостью.

Цель исследования: выявить и изучить взаимосвязь личностных качеств и успеваемости старшеклассников.

Объект исследования: личность старших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь личностных качеств и успеваемости старшеклассников.

Гипотеза исследования: Существует статистически значимая взаимосвязь между личностными качествами и академической успеваемостью старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей учащихся и их успеваемости.

2. На основе комплекса методик изучить индивидуально-психологические особенности старшеклассников и выявить их влияние на успеваемость.

Методологической основой исследования выступили: личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), где личность ученика рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в учебной деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности; системно-структурный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.И. Степанова); концепции индивидуальности (Б.Г. Ананьев).

В ходе исследования были использованы методы: теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования; методы эмпирического исследования – тестирование, статистический анализ данных.

Методика исследования: методика Кеттелла.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена зависимость успеваемости от индивидуально-психологических особенностей: учащихся в возрастном периоде ранней юности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что  результаты исследования, обнаружившие специфические показатели,
влияющие на успеваемость в целом, вносят новые элементы в личностно-деятельностный подход к оценке достижений учащихся.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки тренингов по коррекции проявлений индивидуально-психологических особенностей старшеклассников, программ психологического сопровождения учащихся. Результаты могут найти применение в работе практического психолога, организующего индивидуальное и групповое психологическое консультирование старшеклассников.

Также результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками с целью повышения их успеваемости.

Опытно-экспериментальная база : учащиеся 10 класса школы №30 г. Йошкар-Ола в количестве 40 человек.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной, деятельности школьников./ В.А.Алексеева. - М.: Знание, 2004.-207 с.
  2. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. / Р.Т. Байярд, Д. Байярд – М., «Семья и школа», 1995. – 320 с.
  3. Беличева, С.А. Этот "опасный" возраст./ С.А. Беличева. - М., 2008.- 67 с.
  4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.
  5. Домрачева, Е. Н. Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка / Е.Н. Домрачева // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-6.htm.
  6. Елисеев, О.В. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.В. Елисеев. Под ред. В.Н.Панферова. – Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 2004. – 430 с.
  7. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М.: Издательство МГУ, 2006. – 120 с.
  8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  9. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. М.:Просвещение, 2005. – 220 с.
  10. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка./ Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.:Просвещение, 2008. - 220 с.
  11. Кон, И.С. Открытие "я" / И.С. Кон. М.: Знание, 1978. - 320 с.
  12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
  13. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. – 119 с.
  14. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Киев.:Выща школа, 1989.
  15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М.: Знание, 1972. – 120 с.
  16. Личко, А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков / А.Е. Личко. М.: Наука, 1977. - 420 с.
  17. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния / В.С. Мерлин. Пермь, 1988. – 220 с.
  18. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" / А.В. Мудрик// Семья и школа. - 1998. - №10
  19. Немов, Р.С. Психология. Т.1. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  20. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.-1970.-432 с.
  21. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. М.Локтионовой. М.:Генезис, 2009.-287 с.
  22. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. Кн.1 / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 230 с.
  23. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  24. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с.
  25. Ратанова, Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности. Учебное пособие – 2-е изд, испр. / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шяхта. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000. – 200 с.
  26. Петрунек, В.П. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. - М.: Пегагогика, 2008. - 160 с.
  27. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С. Прутченков. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  28. Райс,  Ф. Психология  подросткового  и  юношеского  возраста / Ф. Райс. — СПб.,  2000.
  29. Розум, С.И.   Психология социализации и социальной адаптации человека /  С.И. Розум. – М.: Речь, 2006. – 366 с.
  30. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. СПб: СПбУ, 1999. - 720 с.
  31. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 330 с.
  32. Саморазрушающее поведение у подростков. / Ред. А.Е. Личко, Ю.В. Попов.- Л.: изд: инст им.Бехтерева, 2010. – 220 с.
  33. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. — Казань:Изд. Казан.ун-та, 2002. – 120 с.
  34. Страхов, И.В. Психология характера / И.В. Страхов. Саратов, 1970. – 140 с.
  35. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542 с.
  36. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка / Д.Н. Фельдштейн. М.: Наука, 2005.- 82 с.
  37. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Педагогика, 2007. - 195 с.
  38. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова.М.: Спарк, 2004.- 180 с.
  39. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. /Е.В. Шорохова.- М.: Знание, 2006.-128 с.
  40. Юнг, К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / К. Юнг. М.: Наука, 1982.



Заказать курсовую