Взаимосвязь лидерских качеств старшеклассников и профессионального самоопределения (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования влияния лидерских качеств в подростковом и юношеском возрасте на профессиональное самооопределение. 7

1.1. Понятие лидерства в психологии. Лидерство в малых группах. 7

1.2. Профессиональное самоопределение в подростковом июношеском возрасте  16

1.3. Психологическая характеристика  юношеского возраста. 24

2. Диагностика влияния лидерских качеств на профессиональное самоопределение. 34

2.1. Методика 1. Исследование способности к лидерству по методике «Лидер» (по Р.С. Немову) 35

2.2. Методика 2. Опросник для оценки потребности достижения успехов (по Немову Р.С.) 35

2.3. Методика 3. Изучение интересов учащихся старших классов (методика «Карта интересов» (по Голомштоку А.Е.)) 37

2.4. Анализ взвимосвязи лидерских качеств и профессионального самоопределения старшеклассников. 38

Заключение. 41

список литературы.. 43

Приложения.. 48

Введение

Актуальность исследования. Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-куль­турной ситуации в стране необходимо новое понимание ее со­держания.

Специфика   психологических   проблем   профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессио­нальной культуре нашего общества. С другой стороны, происхо­дит  болезненный   процесс  ломки  стереотипов  традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изме­нения в современных условиях.

Важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном со­знании   людей.   Раньше   идеальный   образ   профессионала   во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиопальной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «иде­альный  образ  профессионала»  заменен на  «идеальный  образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профес­сии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Все это приводит к растерянности педагогов, школьных пси­хологов, родителей, пытающихся оказать помощь учащимся, ко­торые либо находятся в состоянии неопределенности, либо сде­лали свой сомнительный и примитивный профессиональный выбор.

Подростки и старшеклассники в связи с различными личностными особенностями, процессом социализации в данном возрасте, по-разному подходят к выбору профессии.

К институтам социализации можно отнести и группу сверстников. В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и после подросткового возраста.

Подростковый и старший юношеский возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки и старшеклассники ориентируются именно на себе подобных, так как они  переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Огромную роль в подростковых и юношеских группах играет лидер.

Лидер передает своему окружению  знания,  моральные  ценности.  Личные достоинства лидера - образец для подражания,  предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера  привлекает  внимание  и  играет немалую роль в его успехе или неудачах.

В выборе профессии зачастую подростки и старшеклассники ориентируются на мнение лидеров группы, в связи с чем возможен неадекватный выбор профессиональной направленности, искажение профессиональных интересов и склонностей. В связи с чем назрела необходимость в оказании психологической помощи подросткам и старшеклассникам в выборе профессии, определение направлений работы с подростками-лидерами. Все это и определило выбор темы исследования – «Взаимосвязь лидерских качеств старшеклассников и профессионального самоопределения».

Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования – лидерские качества старшеклассников как фактор профессионального самоопределения.

Целью исследования является изучение проблемы влияния лидерских качеств старшелассников на формирование профессионального самоопределения.

Задачами данной работы стали:

q       Провести теоретический анализ литературы по данной пробеме;

q       Диагностические исследования лидерских качеств старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что лидерские качества старшеклассников могут быть фактором их профессионального самоопределения.

В ходе исследования использовались различные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

опытно-экспериментальная работа;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования:методика «Карта интересов» (по Климову Е.А.), методика «Лидер» ( по Немову Р.С.), методика мотивации достижения успехов (по Д. Марлоу и Д. Краун, модификация Р.С.Немова).

Методологическую базу исследования составляют теория Климова Е.А. о профессиональном самоопределении, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, социально-экономические,  теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Калугин Н.И., Максимов В.Г., Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.,  Шацкий С.Т., Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др.);  личностно-ориентированный  подход,  рассматривающий  взаимосвязь  возрастных  особенностей  с  выбором  профессии  подростком  (Абрамова Г.С.,  Божович Л.И., Кон И.С.,  Немов Р.С.,  Фельдштейн Д.И. и  др.); этапно-уровневый  подход  к формированию  мотивационной  структуры   подростка и старшего школьника  и  формированию    профосклонностей  (Леонтьев А.Н.,  Максимов В.Г.,  Мудрик А.В.,  Немов Р.С.,  Реан А.А., Н.С.Пряжников, С.Н.Чи­стякова и  др.); системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Захаров Н.Н.,  Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.).

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в 11 - м классе общеобразовательной школы №8  г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Научная новизна. Теоретические наработки прошлых лет по проблемам про­фессионального самоопределения, профессионального становле­ния хотя и могут быть использованы консультантом в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегод­няшнего дня. В связи с этим назрела необходимость поиска новых теорети­ко-методологических оснований профессионального развития личности и одной из первых стадий этого развития — стадии вы­бора профессии. Кроме того, не достает разработок по анализу лидерских качеста как фактора профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

  1. Арифьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ// Педагогика.-1995.-№3.-С.65-68
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.-230 с.
  3. Блонский П. П. Выбор профессии. — Избр. пед. произв. — М., 1961.
  4. Буянова Т. А. Формирование профессиональных намерений старшеклассников с учетом запросов конкретного экономического района. Канд. дис.—М., 1971.
  5. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий// Школа и производство.-1996.-№3.-С.90-93
  6. Вершинин С.Н., Сурудина Е.А. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора// Школа и производство.-1996.-№5.-С.87-89
  7. Вольский Е. Н. Основные проблемы профессиональной ориента­ции в учебно-воспитательной работе cpeдней школы. Автореф. канд. дис.—М., 1967.
  8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
  9. Гнедин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников// Социс.-1996.-№8.-С.66-72

10. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.:Педагогика.-1979.-160 с.

11. Гринпштун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// Школа и производство.-1995.-№2.-С.17-19

12. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун Психологические аспекты индивидуальной профадаптации. Барнаул.-1990.-85 с.

13. Джеймс У. Психология. М.,1991.-457 с.

14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.-320 с.

15. Журкина А. Я; Чистякова С. Н. О профессиональных намерени­ях старшеклассников и сфере их практической деятельности. // Советская педагогика, 1972, № 6.

16. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры// Школа и производство.-1999.-№6.- С.86-91

17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект. Екатеринбург.Деловая книга, 2003.-336 с.

18. Игры - обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

19. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. - М„- Прометей, 1991. -219с.

20. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.) — М.: Педагогика, 1991

21. Климов Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация уча­щихся. — Л., 1975.

22. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.:Мысль, 1996.

23. Кон И.С. Категория "я" в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.

24. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978. - 320 с.

25. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.-230 с.

26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.:Педагогика.-1979.-176 с.

27. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии, 2002, № 4. - с. 79-91

28. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.

29. Кузин А. Путевка в жизнь// Народное образование.-1999.-№10.-С.176-178

30. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 1968.- 215 с.

31. Кухарчук Л. М. Анализ особенностей самооценок учащихся стар­ших классов и оценок .микросреды в процессе профессионально­го самоопределения.—В кн.: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М., 1969.

32. Кэдьюсон X. К., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000.

33. Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании старших школьников. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования. М.: МИРО, 2003. - с. 22-34.

34. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). М.: ИОСО РАО, 2003. - с. 54-66.

35. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей.// Школьные технологии, 2002, № 6. - с. 75-81.

36. Липницкий К.И. Межшкольные учебные комбинаты в системе профильного образования школьников. - В сб.: Проблемы и приоритеты современного образования. М.: ИОСО РАО, 2002. - с. 35-38.

37. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях// Народное образование.-1999.-№10.-С.173-176

38. Малахова А. Н. Здоровье и выбор профессии.—В кн.: Школа и выбор профессии. М., 1969.

39. Мудрик А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа.1998.№10

40. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.

41. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.

42. Назымов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим// Школа и производство.-1997.-№1.-С.89-96

43. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского. М.:Просвещение.-1970.-432 с.

44. Ольшанская Н.А. Советы психолога. Йошкар-Ола, 2003.-52 с.

45. Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности. М.,1991.- 68 с.

46. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.

47. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:Мысль, 1971.-367 с.

48. Петрова  А.С.  Профессиональная  ориентация  учащихся  общеобразовательных  школ  на  обучение  в  юридических  учебных  заведениях  МВД  России. — Тюмень,  2001.

49. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. — М., 1987.-420 с.

50. Платонов К. К. Личностный подход в профориентации.—В кн.:Вопросы теории и практики профориентации в .школе. М., 1972.

51. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. М.Локтионовой. М.:Генезис.-1999.-287 с.

52. Поляков В. А. Профессиональная ориентация старших школьни­ков в процессе трудового обучения. — М., 1972.

53. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984. С.76-88.

  1. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с. (Серия «Практическая психология»).

55. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.

56. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.

57. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. М. : НПЛ «МОДЭК»,1997.-64 с.

58. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. М. : НПЛ «МОДЭК»,1997.-53 с.

59. Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения// Школа и производство.-1997.-№2.-С.92-95

60. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М. : НПО «МОДЭК»,1997.-352 с.

61. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М.: НПЛ «МОДЭК»,1997.-64 с.

62. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил.

63. Психологаческое сопровождение выбора профессии: Научно-ме­тодическое пособие /Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Бачков, И.Н. Грызлова, И.Н. Исакова, В.Г. Колесников, И.М. Кондаков, Ю.А. Кореляков, А.К. Осницкий, И.А. Переверзева, Н.Н. Трушина, Г.В. Шавырина; Под ред. Л.М. Митиной. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.

64. Психология формирования и развития личности Отв. редактор  Л.И. Анциферова Издательство "Наука", 1981 г. 365 с.

65. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1999.-420 с.

66. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб 2000.

67. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера»// Школа и производство.-1999.-№6.-С.28-29

68. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.-315 с.

69. Романенко Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся// Народное образование.-1999.-№9.-С.186-188

70. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.СПб.-1999.-720 с.

71. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесова В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. М.:Просвещение.-1989.-223 с.

72. Сахаров В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средних школ.—Киров, 1977.

73. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе// - Кострома, 1994. - С. 94-96.

74. Титма X. М. Выбор профессии как социальная проблема. — М., 1975.

75. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972.

76. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.

77. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.

78. Хуторской А.В. Личностно-ориентированная направленность модернизации образования в российской школе. В сб.: Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. - с. 12-30.

79. Чистяков Н. Н. Школьник и профессия. Методическое пособие по профессиональной ориентации школьной молодежи. — Кеме­рово, 1972.

80. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. // Школьные технологии, 2002, № 1. - с. 101-123.

81. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

Заказать курсовую