Взаимосвязь школьной мотивации и эмоциональной сферы младших школьников (курсовая)

Содержание

 

Введение.. 3

глава 1. Теоретические основы исследования школьной мотивации и эмоционального отношения  младшего школьника к обучению... 7

1.1. Психологические теории мотивации в трудах отечественных и зарубежных авторов  7

1.2. Особенности школьной мотивации. 9

1.3. Взаимосвязь школьной мотивации и эмоциональной сферы младших школьников  19

глава 2. Практическое ИССЛЕДОВАНИЕ взаимосвязи школьной мотивации и эмоциональной сферы МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   24

2.1. Организация и методы исследования. 24

2.2. Анализ результатов исследования. 28

2.3. Предложения по формированию положительного отношения к обучению в школе и повышению школьной мотивации. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 47

Список использованных источников.. 49

Приложения.. 54

 

Введение

Актуальность исследования. Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправ­ленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сде­лать учебный материал удобным для глубокого и успешного усво­ения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку са­мостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий являет­ся формирование устойчивых познавательных интересов у школь­ников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличе­ния можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обу­чения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Нельзя говорить о мотивациях, лежащих в основе поведения, не учитывая, что их окрашивает, наполняет, блокирует, а иногда даже и пробуждает. Одним словом, мотивация неотделима от эмоций.

Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями.

Характер переживаний школьника, смена его эмоциональных состояний показывает нам многообразие эмоциональных проявлений его личности. В чертах и особенностях эмоциональной сферы младшего школьника выявляется его направленность, существенные для данно­го этапа его жизни, интересы, важные для него лично побуждения, в них коренятся движущие силы активного отношения к жизни, к играм и различным видам деятельности, к изучению и к труду.

Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В., Эльконина Д.Б., Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е. и др.

Несмотря на то, что проблемам взаимосвязи школьной мотивации и эмоциональной сферой младших школьников посвящено достаточно трудов, тема эта не теряет своей актуальности.

Объектом исследования является личность младшего школьника.

Предмет исследования — взаимосвязь школьной мотивации и эмоциональной сферы младших школьников.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи школьной мотивации и эмоциональной сферой младших школьников

Задачами данной  работы являются:

анализ исследуемой проблемы по литературным источникам;

проведение практического исследования детей младшего школьного возраста с целью изучения особенностей эмоционального отношения к  школьному обучению и школьной мотивации;

разработка практических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию учебно-познавательных  и устранению негативных эмоциональных переживаний младших школьников при обучении в школе.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста школьная мотивация и эмоциональное отношение к обучению взаимосвязаны.

Методологическую основу исследования составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); принцип активности субъекта в учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); принцип влияния деятельности и сознания на развитие мотивов (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев); положения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования мотивов учения в учебной деятельности (Л.И. Божович, Н.В. Елфимова, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).

Теоретической базой исследования стали труды В.Г. Асеева, И.А. Васильева, В.К. Вилюнаса, П.Я. Гальперина, М.Р. Гинзбурга, А.Д. Глоточкина, В.В Давыдова, А.К. Дусавицкого, Н.В. Елфимовой, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.Г. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, B.C. Мерлина, В.Ф. Моргуна, Н.Г. Морозовой, Н.И. Непомнящей, Л.Ф. Обуховой, А.Б. Орлова, Н.Г. Осуховой, П.В. Симонова, Л.С. Славиной, Б.А. Сосновского, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, В.Э. Чудновского и многих других психологов.

В данной работе применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников; анализ успеваемости; анкетирование; тестирование, статистическая обработка результатов по методу корреляционного анализа.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой), исследование тревожности (методика Р.Тэммл-М.Дорки-В.Амен); исследование школьной тревожности по методике Филипса; цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг); выявление школьных страхов методом неоконченных предложений.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети 1 класса средней школы №11 г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности не только познавательного, но и эмоционального характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, однако разработок по данной проблеме еще недостаточно, поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для родителей.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные развивающие мероприятия могут быть использованы в работе педагогов и психологов при подготовке детей к школе.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованных источников

 

 

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Битянова,  М.Р. Организация  психологической  работы   в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2003.- 298 с.
  3. Битянова, М. Р. Фантом мотивации / / М.Р. Битянова // Школьный психолог. - 1999. - №45.
  4. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд./ А.А. Бодалев. - М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.— 327 с.
  6. Бондарь, Т. Мотивация учения младших школьников в условиях уровневой дифференциации обучения // Педагогический вестник Кубани / Т. Бондарь. - Краснодар, 2000.- №3. - С.40-41.
  7. Брагина, Е.А. Работа психолога с младшими школьниками / Е.А. Брагина. — Ульяновск, 2005. — 63 с.
  8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Наука.-1990.-290 с.
  9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.-1990
  10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Педагогика, 1984.- 340 с.
  11. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982.-504 с.
  12. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. – М., 2008
  13. Голомазов, А.А. Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников на различных этапах урока : Дис. ... канд. психол. наук / А.А. Голомазов. – М., 2003. - 245 c.
  14. Готовность к школе. Руководство практического психолога/Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Наука, 1999.-120с.
  15. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности к обучению детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование. - 2007. - N1. - С.28-35
  16. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарика, 2010.- 112 с.
  17. Диков, М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М.Н. Диков //Психологическая наука и образование. - 2007.- N4. - С.71-78
  18. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье детей как цель и показатель эффективности практической психологии образования//Сб.тезисов Всерос.конференции «Практическая психология в школе (цели и средства)» / И.В. Дубровина. - СПб.:ГП ИМАТОН, 2004. – 300 с.
  19. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками // http://www.psihologu.info/content/view/224/16/
  20. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - СПб.:Речь, 2003.-160 с.
  21. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова.— М., 2008.- С.14
  22. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  23. Кряжева, Л.Н. Развитие эмоционального мира детей / Л.Н. Кряжева. - Ярославль: «Академия развития», 1997. –112 с.
  24. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения т.2. / Под ред. В.В. Давыдова и др. / А.Н. Леонтьев. - М., 1983
  25. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. – Издательство МГУ, 1971
  26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
  27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М: Просвещение, 1990
  28. Маркова, А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика,  1983. - 129 с.
  29. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - Ярославль: Академия развития, 2007.- 240 с.
  30. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  31. Матюхина, М.В. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников / М.В. Матюхина, Т.Ф. Иванова // http://psychology.net.ru
  32. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М.: Наука, 2009. - 187 с.
  33. Матюхина, М.В. Некоторые аспекты развития мотивации  достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические     вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. ВГПУ. / М.В. Матюхина, Т.А. Саблина. -  Волгоград, 2002. - С. 62-73.
  34. Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 352 с.
  35. Нежнова, Т.А. Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Ди­агностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Т.А. Нежнова. - М., 2009. –202 с.
  36. Нежнова, Т.А. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллекту­ального развития детей / Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова. - М., 2008.-202 с.
  37. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. - 688 с.
  38. Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний детей в начальной школе//Сб.тезисов Всероссийской конференции "Практическая психология в школе (цели и средства) / И.М. Никольская. - СПб:ГП «ИМАТОН», 2001. - С.16-17.
  39. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. - М.: Просвещение, 2002. - 576 с.
  40. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.:ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
  41. Ольшанская, Н.А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю) / Н.А. Ольшанская. - Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.
  42. Орлов, Ю.М. Стимулирование побуждения к учению / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова. – М., 2002.
  43. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. -М: Педагогика.- 1989.- 198 с.
  44. Практикум по общей психологии./Под ред. А.И.Щербакова. М.:Просвещение, 2001.— 302 с.
  45. Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс.-2000.-С.296-298
  46. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. — 374 с.
  47. Райский, Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании / Б.Ф. Райский. - Волгоград, 2006
  48. Редковец, И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И.А. Редковец. – Волгоград, 2007
  49. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога в образовании / А. Рогов. -М.:ВЛАДОС, 1999.- 529 с.
  50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ПитерКОМ, 1999. - 740 с.
  51. Рыбинский, Е.М. Феномен детства в современной России / Е.М. Рыбинский// Педагогика.-2009.-№7.-С.174
  52. Саблина, Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук / Т.А. Саблина. - Ростов н/Д, 2003.
  53. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.
  54. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и
    коррекция неблагополучия / Под ред.Гильбуха Ю.З. - Киев: Фирма «ВИПОЛ», 2003. - 96 с.
  55. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991.
  56. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т./ Под ред. Б.М.Величковского / Х. Хекхаузен. - М.:Педагогика.-1986.-392 с.
  57. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин.-М., 1960

Заказать курсовую