Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных отношений в подростковом коллективе (диплом)

Содержание

Введение..................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ межличностных отношений в КОллективах школьников... 8

1.1. Анализ проблемы межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов.................................................................................. 8

1.2. Виды и особенности межличностных отношений............................. 17

1.3. Особенности взаимоотношений в коллективах подростков............. 28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРиМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ взаимосвязи между социометрическим статусом и межличностными отношениями в КОллективах школьников................................................................... 42

2.1. Организация и методы исследований................................................ 42

2.2. Анализ результатов исследований...................................................... 47

2.3. Коррекция межличностных отношений и социометрического статуса в коллективе подростков и анализ  эффективности коррекционных мероприятий........... 66

Заключение............................................................................................ 83

Список использованных источников...................................... 87

Приложения............................................................................................ 93

 

Введение

Актуальность исследования. Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возни­кают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы (взаимные требования и внушения, постоянные общие взаим­ные оценки, сопереживание и сочувствие, психологическое соперни­чество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж и так далее). Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности и целого коллек­тива.

Констатация типов межличностных отношений фиксирует в основ­ном внешнюю сторону связей между людьми, тогда как одним из наиболее существенных внутренних механизмов, определяющих устано­вление, сохранение и распад отношений, является совместимость-не­совместимость, сработанность-несработанность индивидов в тех или иных обстоятельствах. К последним относится, например, совместная жизнедеятельность, вынуждающая "быть вместе и рядом" достаточно длительное время. Соответственно, тот факт, что одни экипажи и команды более слетанные и сыгранные, а в других "нет согласия", одни группы более эффективно решают совместные задачи, а другие значительно хуже, связан не только с уровнем профессионального мастерства, но и с уживчивостью (совместимостью, сработанностью) партнеров.

И, наконец, важно отметить, что межличностные отношения ред­ко бывают однозначно хорошими или плохими. Симпатии-антипатии всегда (более или менее выражение) колеблются. У более сдержан­ных, уравновешенных людей такие колебания менее "яркие", а отно­шения более устойчивые. У менее сдержанных амплитуда симпатий и антипатий достигает больших значений, и потому отношения чаще на грани распада. Собственно говоря, психологов в первую очередь и должны интересовать конфликты, которые не так уж редки в нашей жизни. С другой стороны, и ко­нфликты, затруднения нельзя абсолютизировать, так как может воз­никнуть "порочный круг". Тем более, редко кто любит признавать свою вину в том или ином конфликте. Чаще всего виноваты другие, срабатывает психологическая защита личности, которая как замок закрывает запретные зоны, ограждая личность от перегрузок эмо­ционального "самокопания" и способствуя сохранению ее психологи­ческого здоровья.

Выход из создавшегося положения психология видит прежде все­го в обучении конструктивному спору, правилам поведения в конфли­кте.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Подростки стремятся иметь близких друзей, им необходимо при­знание и уважение товарищей. Неблагополучие в отношениях со свер­стниками, отсутствие близких товарищей, одиночество порождает тя­желые переживания, неудовлетворенность собой. Потребность быть принятым, уважаемым сверстниками является одной из наиболее ак­туальных потребностей подростков. Важность дружеских отношений со сверстниками, заинтересованность в авторитете среди товарищей стимулирует подростка к размышлениям о себе. При таких условиях осознание положения в коллективе становится актуальной, практиче­ской необходимостью.

Осознание себя как члена коллектива в значительной степени влияет на формирование таких компонентов самосознания как са­мооценка и уровень притязаний. На этой основе у подростка интен­сивно развивается умение ориентироваться на требования и оценки окружающих, учитывать их в своем поведении и взаимоотношениях с ними.

Неправильное осознание подростком своего положения в коллек­тиве или семье нередко является одной из главных причин его неб­лагополучия. Неадекватно осознавая свое положение в группе или семье, подросток не может соответствующим образом оценить отноше­ние окружающих к себе, неправильно воспринимает их требования и ожидания, вследствие чего часто попадает в конфликтные ситуации. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как в сторону переоценки, так и в сторону недооцен­ки могут привести к нежелательным результатам.

Особенно актуальным является изучение вопроса взаимосвязи социометрического статута и межличностных отношений в подростковом коллективе.

Проблемам общения и межличностных взаимоотношений уделяли внимание такие авторы, как Ломов Б.Ф., Леонтьев А.А., Парыгин Б.Д., Шкопоров Н.Б., Лабунская В.А., Мясищев В.Н., Ана­ньев Б.Г., Мудрик А.В. и многие другие.

Проблемы подросткового возраста, подросткового статуса, особенностей взаимоотношений привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Однако далеко не все стороны данной проблемы изучены на сегодняшний день. Тем не менее накоплен значительный опыт в изучении психологических основ поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Во взаимоотношениях у подростков (да и не только) часто  наблюдаются противоположные желания, стремления, установки, ха­рактеры, манера общения, т.е. все то, что может влиять на особенности межличностных отношений. Все это и определило выбор темы исследования.

Объект исследования: межличностные отношения школьников.

Предмет исследования: психологические особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи социометрического статуса и межличностных отношений в подростковом коллективе в условиях школы.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- теоретически проанализировать труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;

- выявить и проанализировать межличностные отношения в определенном подростковом коллективе;

- определить взаимосвязь социометрического статута и межличностных отношений в подростковом коллективе;

- разработать рекомендации психологам, педагогам, родителям подростков с целью улучшения межличностных отношений в коллективе.

Гипотеза исследования: 1)существует связь между социометрическим статусом и особенностями межличностных отношений в коллективе подростков; 2) социометрический статус является определяющим в реализации подростком межличностных отношений со сверстниками; 3) существует возможность улучшению межличностных отношений в коллективе подростков на основе предварительной диагностики и организации коррекционных мероприятий.

Методы исследования:

Наблюдение;

тестирование;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

изучение межличностных отношений в коллективе экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

методика ЛИРИ по изучению межличностных отношений;

методика «Социометрия» по изучению межличностных отношений Дж. Морено.

Для того, чтобы определить, насколько точны проведены наши исследования в данной работе, мы воспользовались методом статистической обработки результатов - метод Стьюдента и корреляционным анализом.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют деятельностный подход к анализу и объяснению формирования межличностных отношений.

Теоретическая база: теория возрастной периодизации развития Л.С. Выготского Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, Н.Н.Обозова и т.д., а также идеи зарубежных ученых.

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 40 подростками, учащимися 6-7 классов Елеевской средней школы Параньгинского района РМЭ.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов, родителей.

Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Список использованных источников

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Асток Пресс, 1998.-376 с.
  3. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности. – 2007. - №№ 1,2,3,4,5.
  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просве­щение, 2004.-224 с.
  5. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2001.- 345 с.
  6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М. Воронеж, 2007.-340 c.
  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.
  8. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.: ЛГУ, 2000. - 240 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003. - 314 с.
  10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2003.
  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
  12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
  13. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа здоровья. - 2009.- № 3.- С. 89- 101.
  14. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 2007. - №4. - С.65-71.
  15. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. - 2006. - С. 267—282.
  16. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 2002. - 78 с.
  17. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.
  18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста/ Л.С. Выготский.- Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т 1,1983. 244-269.
  19. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 2004. - 212 с.
  20. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:ЧеРо,1998.-336с.
  21. Госдинер А.Л. Владимир Николаевич Мясищев (воспоминания об ученом). // Психологический журнал. – 2010. - Т.20. - № 4. - С.106-108
  22. Гуленко В.В. Критерии взаимности. // Соционика, ментология и психология личности. -2006. - N 2. - С.26-37
  23. Гуленко В.В. Структурно-функциональная модель. // Соционика, ментология и психология личности. – 2008. - N 4. - С.42-49
  24. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М., 1987. - 190 с.
  25. Донцов А.И. Психология коллектива. Изд-во МУ, 2004.
  26. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те // Вопросы психологии, - 2002. - № 2. - С. 14 - 20.
  27. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. - 320с.
  28. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 43-49.
  29. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996. - 480 с.
  30. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л.: ЛГУ, 2003.
  31. Зенковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 350 с.
  32. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Наука, 2005.
  33. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 2006. - 220 с.
  34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006. - 340 с.
  35. Кон И.С. Открытие "я". М., 1978. - 120 с.
  36. Кричевский Д.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. М.: Издательство МТУ, 2001.
  37. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль: «Академия развития», 2007. - 208 с.
  38. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1998. - 165 с.
  39. Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. - М., Просвещение, 2004. - 343 с.
  40. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. - С. 68 - 72.
  41. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 389 с.
  42. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.165-196.
  43. Лоренц К. Агрессия. - М.: «Прогресс», «Универс», 2004. - 272 с.
  44. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Минск, 1986. -  69с.
  45. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  46. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 2007. -447с.
  47. Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М., 2011. – 98 с.
  48. Медведев Н.Н. О возможности построения психологической модели личности для моделирования межличностных отношений. // Соционика, ментология и психология личности. – 2008. - №№ 1-4
  49. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе.// Уч.зап.  ЛГУ.- № 244, вып.11. Л., 1997
  50. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. – 2002. - № 1 - 2. - С. 78-79.
  51. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: "Лыбидь", 1990. - 192с.
  52. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
  53. Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности. М., 2001. - 68 с.
  54. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 2004.- № 3. - С. 61—68.
  55. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002.
  56. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1999.
  57. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Педагогика, 2001. - 160 с.
  58. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 2007.
  59. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М., 1999. -92 с.
  60. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практ. пособие. - М.: Изд-во "Гном-Пресс", 2009. - 108с.
  61. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 2005. - 152 с.
  62. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007.
  63. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста. Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. - С. 132—137.
  64. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе // Вестник высшей школы. - 2009. - № 3. – С. 17-22.
  65. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 2005.
  66. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 2002. - 128 с.
  67. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2001. - № 1. - С. 81—87.
  68. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М. - 2001. - 314 с.
  69. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика.  - 2010. - № 7. - С. 174.
  70. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. - 2003. – 356 с.
  71. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М. - 2001. - 16 с.
  72. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800с.
  73. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.,1997.
  74. Уршов А.А. Личность и коллектив. Л.: Знание, 2006.
  75. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М. - 1978. - 82 с.
  76. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. - 2004. - 180 с.
  77. Шепетько Е.В. Анализ и классификация интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности. – 2007. - N 1. - С.34-60
  78. Шибутани Т.С. Социальная психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Заказать диплом